Тренинг для родителей по проблемам семейного воспитания
Тема: «Активное слушание или как слушать и слышать своего ребенка»
Цель тренинга: повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
1) познакомить с целями и приемами активного слушания;
2) развить у родителей навыки активного слушания;
Оборудование и материалы: Ватман, фломастеры, цветные листы, бумага формата А4, шариковые ручки, планшет для бумаги.
Форма проведения: мозговой штурм, работа в малых группах (в круге), дискуссия, рефлексия.
Количество человек: от 10 до 14
Время: от 40 до 60 минут
Ход тренинга:
Упражнение «Связующая нить».
Цель: Включить родителей в работу, способствовать положительной динамике для начала работы.
Ведущий предлагает участникам взять в руки клубок и продолжить фразу «Я хороший родитель потому, что…». После того как все выскажутся и клубок возвращается к ведущему, он натягивает веревочку, что бы она стала тугой и поясняет, что каждый родитель хорош по своему, у каждого есть свои плюсы помогающие в воспитании ребенка если даже он чего то не знает, он легко может этому научиться, главное иметь желание.
Ведущий: сегодня мы попробуем разобраться в проблемах и их решениях во взаимоотношениях между детьми и родителями и для начала я предлагаю сделать упражнение, которое называется «Подушка».
Два человека берут подушку и без рук пытаются ее донести от одного места до другого, преодолевая препятствия, при этом они должны молчать. В какой-то момент ведущий предлагает уйти одному из участников, следовательно подушка падает. Все участники рассаживаются на места, а ведущий объясняет суть упражнения. Если дети и родители будут молчать (замалчивать проблему) или уходить от нее, то она никуда не денется, невозможно решить проблему в одного, в конфликте необходимо слышать и слушать, подушка в этом упражнении символизирует проблему.
Ход основного занятия
Ведущий: Причина трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушание.
Польза активного слушания:
• Дает возможность ребенку осознать и понять свои ощущения;
• Позволяет объяснить ребенку, что родители его принимают таким, какой он есть, с его проблемами и жизненными трудностями;
• Это своеобразный способ влияния на детей, который позволяет им найти решения собственных проблем самостоятельно, не прибегая к конфликтам и третьим лицам.
Упражнение «Активное слушание»
Цель: развить навыки активного слушания у родителей.
Ведущий предлагает разделиться на пары для тренировки приема проговаривания.
Первый этап: один участник все время только слушает и пересказывает, возвращая мысли собеседнику, после чего они меняются ролями.
Второй этап: необходимо пересказывать высказывания партнера и продолжать разговор, то же делает второй партнер.
Тема, обсуждаемая собеседниками, касается какой-то проблемы, которая, по мнению родителя, тревожит ребенка, тему выбирают самостоятельно без помощи ведущего.
Ведущий Что же значит активное слушание ребенка – все просто, это возвращение ему в беседе то, что он вам поведал, при этом определив и обозначив его чувства.
Пример:
СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше нее хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравиться..
Упражнение «Сценка из жизни»
Ведущий: Сегодня я предлагаю вам упражнение, в котором будет разыгрываться одна сценка, благодаря которой вы сможете намного проще познакомиться с данным методом. Выбор желающих поучаствовать может осуществляться с их добровольного согласия или же по методу жеребьевки, в зависимости от настроя группы.
Сценка:
Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играет пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинается дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущую дочь, а сзади – растерянный сын.
ДОЧЬ: У – у – у – у!
МАМА: Миша тебя обидел… (пауза).
ДОЧЬ: (продолжает плакать) Он меня урони – и – л!
МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…(пауза)
ДОЧЬ: (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.
МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала… (пауза)
Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.
ДОЧЬ: (уже спокойно). Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).
МАМА: (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…
ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.
МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…
Ведущий: В данной сценке, вы могли наблюдать, как мама использует технику активного слушания. Но одного разговора не достаточно, существуют так же определенные правила вербального и невербального общения при использовании данной техники, родителям предлагается записать на листках, алгоритм:
1. Одно из основных правил, один уровень родителя и ребенка, глаза должны быть на одном уровне. Если родитель стоит, ему предлагают сесть или спуститься на корточки.
2. Так же не маловажен тактильный контакт, погладить или взять за руку.
3. Повтор услышанного от ребенка,
4. Необходимые паузы между фразами,
5. Обозначение чувств ребенка
6. Чувства произносятся в утвердительной форме.
Ведущий: Теперь я предлагаю потренироваться использовать данную технику.
Каждый из вас получит карточку, на которой описаны ситуации.
Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок. И написать вариант ответа родителей.
Ситуация и слова ребенка Дочь: «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось»
Чувства ребенка__________________
Ответ родителей__________________
Ведущий:
Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Ведущий: Прошу вас разбиться на пары. Каждой паре предстоит обсудить, а затем записывать на листе одну из типичных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь в общении с ребенком. Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику активного слушания.
Ведущий: После того, как вы познакомились с данной техникой, попробовали ее на себе и познакомились с алгоритмом использования, вы можете ответить на вопрос: «Какого вы же результаты использования данной техники?» Каждый из участников высказывается по кругу.
На доске появляется лист, на котором написано:
Ведущий: В процессе как участники высказываются по поводу данной техники, ведущий записывает их ответы на ватмане. Вы действительно правильно сумели почувствовать, что может дать техника активного слушания. Позвольте, я еще раз зачитаю вам итоги нашего обсуждения.
Ведущий:
Хорошо известно, что начинающие балерины проводят часами в упражнениях, далеко не естественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук, и все это нужно для того, чтобы потом они могли танцевать легко и свободно, не думая уже ни о какой технике.
Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.
Рефлексия занятия «Продолжи предложение»
От работы на занятии я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Завершение занятия
В конце встречи раздается памятка по теме активного слушания.
Библиографический список
Самая важная книга для родителей/ Ю.Гиппенрейтер. – Москва: АСТ, 2015. – 752с.
Памятка для родителей
Техника Активного слушания.
При разговоре с ребенком повернуться к нему лицом.
Его и ваши глаза находятся при разговоре на одном уровне.
Можно присесть рядом с ребенком и взять его за руку.
Можно подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.
Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате.
Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.
Ответы произносятся в утвердительной форме.
ПРИМЕР ОБЩЕНИЯ:
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможны неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?
Помните фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия, которого ждут наши дети.
Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, иногда это всего лиши интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок ответит: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начинать рассказывать о случившемся.
В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!
ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить (Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу…
ОТЕЦ: (после паузы): Ты на него обиделся… (обозначение чувства).
Иногда у родителе возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил «дружить»