СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для родителей "Компас в мире профессий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия - способствовать активному вовлечению родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием выбора профессии выпускником школы; оптимизировать распределение ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений; формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути ребенка; способствовать приобретению навыков профессионального наставничества, оказание психологической поддержки своим детям.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей "Компас в мире профессий"»


Тема: «Компас в мире профессий»

Цели:

- способствовать активному вовлечению родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием сознательного выбора профессии выпускником школы;

- оптимизировать распределение ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений;

- формировать ответственное отношение к выбору профессионального пути учащегося;

- способствовать приобретению навыков профессионального наставничества и оказания психологической поддержки своим детям.

Задачи:

- познакомить с результатами анкетирования учащихся;

- провести и проанализировать анкетирование родителей;

- помочь понять особенности осознанного выбора профессии;

- научить участников определять свою долю ответственности за принятые решения;

- проанализировать типичные ошибки при выборе профессии, найти способы защиты от них;

- составить дорожную карту профориентационных целей;

- составить памятку для учащихся и их родителей по выбору профессии.

Форма проведения: тренинг для родителей.

Материалы: презентация; «древо познания» с пронумерованными яблоками; стикеры – яблоки; фломастеры; листы бумаги; анкета для учащихся; анкеты учащихся; анкета для родителей «Знаете ли Вы своего ребенка?»; карта «Три составляющие выбора профессии»; диаграмма ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии; таблица «Состязание мотивов»; «Ошибки в выборе профессии».

Структура тренинга

І. Мотивационный этап.

ІІ. Информационный этап.

ІІІ. Практический этап.

ІV. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека.

1. Мотивационный этап. Вводная беседа

Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас! В качестве эпиграфа к нашему занятию, выбрала высказывание римского философа и поэта Сенеки. Как вы думаете, почему я обратилась именно к этим словам?

(Предполагаемые ответы родителей: не определившись с выбором, человек может долго искать себя в разных сферах деятельности; кораблю, у которого нет цели, любой ветер кажется попутным; судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора; самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы; истинное счастье для человека – найти себя в труде; сегодня преуспевающая личность – это профессионал своего дела).


Учитель: На Ваших столах лежат стикеры-яблоки. Я прошу записать на них Ваши ожидания от сегодняшней встречи. Озвучьте свой ответ, чего Вы ожидаете от нашей встречи?

(Учитель рассказывает участникам о целях и задачах тренинга).


Учитель: Обратите внимание, перед вами «Древо познания», каждое яблоко, которое мы будем с него срывать, будет приближать нас к воплощению ожиданий. Первое яблоко, сорванное с нашего «Древа познания», - притча.

Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму и увидел трех работающих людей. Странник приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным.

- Что вы тут делаете?  - задал вопрос пилигрим.

Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:

- Что, не видишь, камни ворочаю.

Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, с тем же вопросом он обратился ко второму работнику. Тот на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал:

- Не видишь разве? Деньги зарабатываю!

Пилигрим не был удовлетворен и таким ответом. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал:

- Я здесь строю дорогу к  храму.


ІІ. Информационный этап.


Учитель: Как часто в нашей жизни мы встречаем специалистов в разных сферах деятельности, которые механически выполняют свою работу, бездумно ворочают камни или просто зарабатывают деньги, и как редко на нашем пути попадаются те, кто строит дорогу к храму?

Очень важным и определяющим для личного и профессионального развития периодом у молодых людей является временной отрезок между школой и работой. На этом этапе подростки стоят перед необходимостью сделать такой сложный самостоятельный выбор будущей профессии и принять ответственность за него.

Но все ли выпускники осознанно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности? К сожалению, статистика утверждает, что 30 % студентов бросают учебу и не заканчивают обучение в вузе, 60 % выпускников вузов и 70 % окончивших профессиональные учебные заведения не работают по специальности.

Можем ли мы что-то сделать, чтобы изменить ситуацию. Давайте разбираться вместе.


  1. Упражнение “Закончи предложение”

Учитель: Второе яблоко - небольшая игра «Закончи предложение». Я предлагаю Вам по очереди быстро, не задумываясь, закончить предложения:

  • Выбирать профессию нужно, чтобы….

  • Хорошая профессия - это такая профессия, которая …

  • Если бы я был современным выпускником, то пошел бы учиться на …, потому что…

2. Анализ анкет

Учитель: Чтобы лучше понимать наших детей, срываем третье яблоко и проанализируем анкеты учащихся 10-11-х классов, заполненные накануне нашего мероприятия (Приложение 1).

(Анализ ответов учащихся).

Учитель: Как видим, многие выпускники испытывают затруднения с выбором будущей профессии.


ІІІ. Практический этап.


1. Анкета для родителей

Учитель: А теперь давайте определим, насколько хорошо вы знаете своего ребёнка. Поможет нам в этом четвёртое яблоко «Древа познания» поможет. Прошу вас ответить на вопросы анкеты «Знаете ли Вы своего ребенка?» (Приложение 2).

(Родители письменно дают ответы на вопросы анкеты, затем учитель анализирует их результаты).

2. Упражнение «Тест предельных смыслов»

Учитель: А мы движемся далее и срываем пятое яблоко.

Цель: сформировать представление участников о высших целях и смыслах

своей жизнедеятельности; показать связь текущих и глобальных целей и смыслов.

Необходимый материал: листы формата А - 4 (по 3-5 штук для каждого участника), фломастеры, скотч.

Инструкции участникам:

Учитель:

1. Перед вами лежат три листа бумаги. Пронумеруйте каждый лист в любом из углов.

2. Возьмите лист бумаги № 1 и крупно по центру напишите пе­чатными буквами ответ на вопрос: «Для чего вы пришли на этот тренинг? Что вы хотите здесь получить? Какова ваша цель?»

3. Возьмите в левую руку первый лист, прочтите, что там написано, и на листе № 2 напишите ответ на другой вопрос: «А зачем лично вам нужно то, что написано на листе № 1?»

4 . Можете догадаться, что я вас попрошу сделать сейчас? Да, теперь возьмите в левую руку лист № 2, а на следующем чистом листе снова напишите ответ на вопрос: «А зачем именно вам нужно то, что написано на листе № 2?»

5. Кому-либо нужен еще один чистый лист?

6. А кому нужен пятый лист? Кто еще не дошел до самого высшего (предельного) смысла?

7. Теперь при помощи скотча в верхнем левом углу доски прикрепите листы № 1, слева – листы № 2, внизу слева – листы № 3 и т. д.

8. Почтите все записи вашей группы. В какой зоне больше отличий — первых или третьих листов? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?


3. Упражнение «Три компонента выбора профессии».

Учитель: Шестое яблоко «Древа познания» подсказывает нам, что при выборе профессии нужно учитывать три компонента: «Хочу», «Могу», «Надо». Обратите внимание на три пересекающихся круга (Приложение 3) .

ХОЧУ — это наши желания, цели, интересы, стремления.

МОГУ — это наши способности, таланты, состояние здо­ровья.

НАДО — это запросы от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех про­странств (трех кругов), но достичь этого очень сложно.

Я прошу вас объединиться в три группы («Хочу», «Могу», «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть ветеринаром (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать биологию, химию (другое условие, необходимое для профессии)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу». Каждому участнику группы «Хочу» группа «Надо» говорит не более трех фраз. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в группе «Хочу».


4. Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

Работа в подгруппах.

Инструкция участникам:

Учитель: Седьмое яблоко возвращает нас в далёкое детство. Я прошу вас объединиться в группы по 4-5 человек для выполнения следующего задания. Давайте вспомним сказку о сереньком козлике. Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что от козлика остались только рожки да ножки? Нерадивая бабушка, отпустившая несовершеннолетнего козлика? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, из – за голода лишивший несчастное животное жизни?

Что вы думаете по этому поводу? Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например, так (Приложение 4).

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии (Приложение 5).

Кто и в каком объеме отвечает за решение: родители, ребёнок, учитель, психолог, друзья. Объясните свой ответ.

Предлагаю вам вечером вместе с детьми нарисовать еще раз диаграмму ответственности при выборе профессии.


5. Упражнение «Состязание мотивов»

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам:

Учитель: Восьмое яблоко нашего «Древа познания» предлагает нам путем групповой дискуссии выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии вашего ребенка, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Чтобы в конце определить мотив-победитель, устроим по олимпийской системе состязание мотивов. Надеюсь, наше яблоко не станет яблоком раздора.

Наш список мотивов включает 16 фраз (Приложение 6). Сначала в каждой паре вам нужно выбрать предпочтительный мотив и записать его номер в колонке 1/8. Далее из выбранных мотивов-победителей нужно выбрать четыре главных мотива выбора профессии. Затем вы устраиваете полуфинал и, наконец, финал.

Прошу каждого из вас назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результаты опроса я буду фиксировать на доске, на которой предварительно записаны номера от 1 до 16 мотивов. Таким образом, у нас формируется групповая статистика предпочтений.

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответ­ствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии и подумайте, соотносятся ли они с выбором вашего ребенка и вашим выбором?

Теперь объединитесь в пары и обсудите свои решения друг с другом и помогите увеличить список профессий, которые хорошо подходят к мотивам.


Учитель: по сведениям статистических данных по занятости населения в ДНР, увеличивается численность занятого населения, которое имеет высшее образование, в то время как численность населения с более низким уровнем образования имеет обратную тенденцию. Это свидетельствует о большей востребованности высшего образования.

Согласно сведениям республиканского центра занятости, значительное место в списке наиболее востребованных в 2020 году вакансий занимает строительство (каменщик, сварщик, сборщик мебели, электрик, столяр, кровельщик), медицинские работники (врачи разных специальностей, медсёстры, акушерки, санитары), опытные педагоги по профильным предметам (математика, химия, физика), в сфере обслуживания: кухонные работники, официантки, горничные, мастера маникюра, парикмахеры.


6. Упражнение «Если бы... я стал бы...»

Цель: способствовать формированию интереса участников к осознанному профессиональ­ному самоопределению; исследовать влияние окружения и разных обстоятельств на выбор профессии.

Необходимый материал: листы формата А-4 для каждого участника, фломастеры.

Инструкция участникам:

Учитель: На окончательный выбор профессии влияет множество различных условий и обстоятельств, которые невозможно игнорировать. Предлагаю составить их список. Попробуйте примерить эти обстоятельства на себя, т. е. начните со слов «Если бы у меня...». Обратите внимание, вам нужно называть существенные обстоятельства. Например: если бы у меня родители были медиками, если бы я жил в глухой деревне, если бы я закончил школу с золотой медалью, если бы я свободно говорил на китайском языке и т. д.

Теперь посмотрите на составленный вами список и по очереди выберите себе одно обстоятельство, влияние которого на выбор профессии вам будет интересно исследовать.

А сейчас давайте объединимся в пары и поинтересуемся у своего партнера, кем бы он стал при таких обстоятельствах. Схема вопроса такая: «Кем бы ты стал (мог стать), если бы...?» Свои ответы запишите на отдельных листах, а затем озвучьте.

Уважаемые родители, какие выводы вы можете сделать после выполнения данно­го упражнения? Какие обстоятельства теперь могут повлиять на ваш выбор?


7. Игра «Верю - не верю»

Учитель: Десятое яблоко предлагает нам сыграть в игру «Верю - не верю».

Согласны ли вы с утверждением, что … Объясните, почему?

- Выбор профессии зависит от толщины кошелька;

- Профессия предназначена человеку от рождения;

- Выбор профессии – метод проб и ошибок, движение вслепую;

- Профессию можно выбирать «за компанию»;

- Медицинские показания имеют значение при выборе профессии;

- Профессия выбирается раз и навсегда.


8. Упражнение «Рейтинг ошибок»

Цель: анализ типичных ошибок при выборе профессии; нахождение способов защиты от ошибок.

Индивидуальная работа.

Необходимый материал: список «Ошибки в выборе профессии»

Учитель: Одиннадцатое яблоко познакомит нас с основными ошибками, которые мы допускаем при выборе профессии. Итак, топ-10 ошибок в выборе профессии (Приложение 7).

1. Отношение к выбору профессии как к неизмен­ному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должно­стей по мере роста квалификации человека. Тот, кто хорошо прошел начальные ступени, достигает наибольших успехов.

2. Бытующие мнения о престижности профес­сии.

Предрассудки в отношении профессии проявляются в том, что не­которые важные для общества профессии, занятия считаются недо­стойными, неприличными (например, мусорщик).

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку - представите­лю той или иной профессии - на саму профессию.

При выборе профессии нужно учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается дан­ным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью создаваемого на сцене актером образа стоит напря­женный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного пред­мета и профессии или плохое различение этих понятий.

Предмет - иностранный язык, а профессии, где требу­ется знание языка, — переводчик, экскурсовод, телефонист меж­дународной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учиты­вать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. Неумение разобраться в своих склонностях, способностях либо отсутствие такой привычки.

Психологи, родители, учи­теля, товарищи помогут тебе разобраться в себе.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Некоторые профессии тебе противопоказа­ны, поскольку могут ухудшить твое состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

При решении математической задачи ты выполняешь действия в определенной последовательности. При выборе профессии ра­зумно было бы поступить так же.

Инструкция участникам:

Учитель:

1. Найдите в своих раздаточных материалах список «Ошибки в выборе профессии». Выберите и назовите три ошибки, которые вы или ваш ребенок с большой вероятностью можете совершить. Я на доске буду фиксировать ваши ответы.

2. Обратите внимание на наиболее распространённые в нашей группе ошибки.

3. Ответьте на три вопроса.

  • Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

  • Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

  • Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?


9. Упражнение «Положительные и отрицательные стороны профессии»

Учитель: Давайте назовем положительные и отрицательные стороны профессии (например, экономист, юрист, менеджер, учитель), воспользовавшись планом.

  • Значение профессии для общества.

  • Условия работы: обычные, экстремальные, специфические.

  • Режим работы.

  • Приблизительная зарплата.

  • Предполагает ли профессия интенсивное общение?

  • Личные качества обладателя профессии.

  • Легок или труден путь получения профессии?


10. Упражнение «Дорожная карта»

Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей достижения своей профессиональной цели.

Необходимый материал: бланк «Дорожная карта» (Приложение 8).

А теперь я предлагаю, исходя из полученного материала, нарисовать карту профессионального пути вашего ребенка.

Инструкция участникам:

Учитель: Найдите в своих раздаточных материалах страницу «Дорожная карта». Сформулируйте профессиональную цель для вашего ребенка: поступление в конкретное учебное заведение; окончание конкретного учебного заведения и получение специ­альности; устройство на конкретное место работы; конкретное профессиональное достижение (построение карьеры и получение наград, премий).

Запишите сверху на листе профессиональную цель (конечную остановку вашего пути).

Продумайте и запишите в «дорожную карту» вашего ребенка остановки.

Объединившись в пары, расскажите партнеру о своем пути к профессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтер­нативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот дру­гой путь на своей карте.

Домашнее задание

Нарисуйте «дорожную карту» совместно со всеми членами семьи и обсудите варианты каждого. Найдите альтернативные решения.


11. Метод «Корзина идей»

Учитель: Итак, мы сорвали последнее яблоко с «Древа познания». Нами был собран богатый урожай. Давайте вместе создадим памятку для родителей по профориентационной работе с детьми (Приложение 9). Какие пункты необходимо в неё включить?


ІV. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Я прошу всех участников нашего тренинга на обратной стороне яблочек, на которых вы записывали свои ожидания от сегодняшней нашей встречи, письменно ответить на вопросы:

Исполнились ли ваши ожидания от сегодняшнего тренинга?

Что нужно НАЧАТЬ делать нового сразу после тренинга?

Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать после тренинга?

Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать?

В начале нашей встречи вы давали ответ на вопрос: чего вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи. Если ваши ожидания исполнились, прикрепите Ваше яблоко на наше «Дерево познания».

Я очень рада, что мы с вами так плодотворно поработали. Посмотрите, ветки нашего дерева гнутся от ваших яблочек.

Завершить наше занятие я тоже хотела бы притчей.


Однажды к Мастеру обратился молодой человек, который проучился меньше остальных учеников: 

— Учитель, я в растерянности. Я заметил, что когда выполняю свою работу, мне не важно, продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее, понравится ли товар покупателю.  Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым... 

— А много ли ты продаешь? 

— Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.

— И давно у тебя это безразличие к результату? 

— Около года.  Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом...

— Тебе не было нужды приходить и сейчас:  ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.

Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». А ирландский драматург Бернард Шоу утверждал: «Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности – досуг».

Поэтому я хочу пожелать вам помочь вашим детям сделать осознанный выбор будущей профессии, а выпускникам выбрать себе дело по душе, уверенности и успехов по дороге к своей мечте.























Список использованной литературы:

1. Анн,Л. Психологический тренинг с подростками /Л.Анн.-СПб: Питер,2003.-272с.

2. Бендюков,М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации / М.М.Бендюков.- СПб:Речь,2006.-236с.

3. Гурова,Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие/Е.В.Гурова.- М.:Просвещение,2007.-95с.

4. Климова,Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие /Е.К.Климова.-СПб: Речь,2013.-76с.

5. Козловский,О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации /О.В.Козловский.-Донецк,2006.-800с.

6. Павлова,Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости /Т.Л.Павлова.-М.:Сфера,2006.-118с.

7. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе /З.В.Горбачева [и др.]. Ярославль: Центр «Ресурс»,2004.-120с.

8. Пряжников,Н.С. Активные методы профессионального самоопределения /Н.С.Пряжников.-М.:МГППУ,АНО «Центр «Развивающее образование»»,2001.-86с.

9. Пряжников,Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников /Н.С.Пряжников,Е.Ю.Пряжникова.- М.:Первое сентября,2004.-170с.

10. Пряжников,Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие /Н.С.Пряжников.- М.:МОДЭК,2002.-400с.

11. Пряжников,Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) /Н.С.Пряжников.-М.:ВАКО,2005.-288с.

12. Резапкина,Г.В. Секреты выбора профессии: научно-популярное издание /Г.В.Резапкина.-М.:Генезис,2002.-150с.

13. Тюшев,Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков /Ю.В.Тюшев.- СПб:Питер,2007.-230с.

14. Черникова,Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников /Т.В.Черникова.-М.:Глобус,2006.-256 с.

15. Чернявская,А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации /А.П.Чернявская.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.- 96с.

16. Шеховцова, Л.Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе /Л.Ф.Шеховцова.-Ростов н/Д.:Феникс,2006.-175 с.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!