СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для старшеклассников «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД. Профилактика ВИЧ-инфекции»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

15 – 27 мая в России проводится Всероссийская акция «Стоп ВИЧ/СПИД».

Данная публикация содержит методические материалы  к проведению тренинга для старшеклассников «Проблемы, связанные с  ВИЧ/СПИД. Профилактика ВИЧ-инфекции» в рамках Всероссийской акции СТОП ВИЧ/СПИД.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для старшеклассников «Проблемы, связанные с ВИЧ/СПИД. Профилактика ВИЧ-инфекции»»

1,5–ЧАСОВОЙ ТРЕНИНГ «ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВИЧ/СПИД. ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ»

ЦЕЛЬ: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД.

ЗАДАЧИ:

  • выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;

  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;

  • мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/ СПИД и к посещению данного цикла занятий.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Из-за жестких временных рамок в подобных тренингах может быть уместен директивный стиль ведения группы и объединение нескольких этапов. Для лучшего восприятия информации желательно использовать интерактивные методы.

Этап

Продолжительность

Введение

10 мин.

1. Знакомство

2. Ожидания участников

3. Принятие правил работы группы

4. Оценка уровня информированности

20 мин.

5. Актуализация проблемы

6. Информационный блок

30 мин.

7. Приобретение практических навыков

20 мин.

8. Завершение работы

10 мин.



План – конспект

1. Введение. Знакомство.

Ожидания участников. Принятие правил работы группы (10 мин.)

На этом этапе ведущий представляется (если не знаком) и описывает цели и задачи тренинга. Вместо игры на знакомство участникам можно предложить карточки для написания своего имени (или значки / бэйджи), это позволит тренеру обращаться к каждому участнику по имени.

Ожидания участников можно выяснить в короткой беседе. Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение.

На этом эта­пе уча­стни­ки вы­ска­зы­ва­ют свои ожи­да­ния от тренинга. Этот этап необхо­дим для то­го, чтобы ве­ду­щий мог скор­ректировать объ­ем, уровень сложно­с­ти и стиль по­да­чи ма­те­ри­а­ла в ин­фор­ма­цион­ном блоке.

Ком­мен­та­рий: ожи­да­ния уча­ст­ни­ков мо­гут не сов­па­дать с це­ля­ми и воз­мож­но­с­тя­ми тре­нин­га. Не нуж­но это­го пу­гать­ся. Этот этап не­об­хо­дим для то­го, что­бы тре­нер и участни­ки «на бе­ре­гу» до­го­во­ри­лись о том, что бу­дет про­ис­хо­дить на тре­нин­ге. Ес­ли рамки тре­нин­га не поз­во­ля­ют оп­рав­дать ожи­да­ния уча­ст­ни­ков, у тре­не­ра бу­дет возможность дать ре­ко­мен­да­цию, где мож­но по­лу­чить эти зна­ния.

Дан­ный этап мож­но про­во­дить по-раз­но­му: вы­ска­зы­ва­ния по кру­гу, об­суж­де­ния в па­рах или ма­лых груп­пах с по­сле­ду­ю­щим вы­не­се­ни­ем на груп­пу.

Воз­мож­ные формулиров­ки во­про­сов ве­ду­ще­го:

- Что вам ска­за­ли / вы слы­ша­ли о тре­нин­ге?

- Как вы ду­ма­е­те, что бу­дет про­ис­хо­дить здесь?

- За­чем вы при­шли на этот тре­нинг?

- Что вы хо­ти­те по­лу­чить / уз­нать на этом тре­нин­ге?

- Че­го вы жде­те от тре­нин­га?

Ком­мен­тарий: При проведении это­го эта­па ве­ду­щий под­во­дит ито­ги – на­сколь­ко сов­па­да­ют це­ли тре­нин­га и ожи­да­ния уча­ст­ни­ков, ка­кую от­вет­ст­вен­ность за ре­а­ли­за­цию ожи­да­ний бе­рет на се­бя тре­нер и что воз­ла­га­ет на уча­ст­ни­ков.

2. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы (20 мин.)

Этот этап может быть проведен в форме беседы, в процессе которой ведущий, при помощи последовательных вопросов выясняет уровень информированности и приводит участников к мысли об актуальности обсуждаемой проблемы для них.

3. Информационный блок (30 мин.)

Цель данного блока – дать слушателям информацию о ВИЧ-инфекции. Методика проведения этого блока зависит от уровня информированности участников: если он низкий, то используем лекцию, если высокий – то беседу).

Информационный блок должен быть разбит на несколько ло­гически завершенных частей.

На данном этапе тренером сообщается подробная информация (о причинах и последствиях заболеваний и социальных явлений, о их влиянии на личность и общество, об их профилактике, лечении и реабилитации).

Задача тренера – так изложить информацию, чтобы она была услышана и понята (ведь даже при хорошо проведенной лекции с применением аудио-визуальных средств усваивается только 30% информации). Поэтому нужно не стесняться, не хитрить и использовать все возможные средства для привлечения внимания слушателей. Кроме своего красноречия, следует использовать наглядные материалы, дискуссии, ролевые игры и другую «тяжелую артиллерию».

Необходимый объем информации включает в себя ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое ВИЧ?

  2. Что такое СПИД?

  3. Как предается ВИЧ-инфекция?

  4. Что такое период «окна»?

  5. Когда и где следует сдавать тест на антитела к ВИЧ?

  6. Как избежать инфицирования ВИЧ?

Если была выбрана лекционная форма работы, ведущий последовательно отвечает на приведенные выше вопросы, иллюстрируя свой рассказ схемами.

Очень важно на данном этапе создать такую атмосферу, в которой члены группы будут свободно высказываться. Роль ведущего заключается в дополнении, уточнении и коррекции ошибочных представлений.

Материал для подготовки информационного блока:

  1. В каких клетках предпочитает «селиться» вирус иммунодефицита?

Вирус им­му­но­де­фи­ци­та мо­жет про­ни­кать в раз­лич­ные клет­ки ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка, но в од­них клет­ках он спо­со­бен толь­ко на­хо­дить­ся, а дру­гие ис­поль­зу­ет для реп­ли­ка­ции. Важ­но знать, что для сво­е­го раз­мно­же­ния ВИЧ ис­поль­зу­ет клет­ки на­шей им­мун­ной системы. Эти клет­ки на­зы­ва­ют­ся CD-4-клет­ки, или Т-4-хелперы.

  1. Что такое иммунная система человека и для чего она нужна?

Чтобы пред­ста­вить се­бе, что та­кое им­мун­ная си­с­те­ма, мы не бу­дем по­дроб­но вдавать­ся в им­му­но­ло­гию и опи­сы­вать все хи­ми­че­с­кие про­цес­сы, ко­то­рые про­ис­хо­дят в на­шем ор­га­низ­ме, а рас­смо­т­рим толь­ко функ­ци­о­наль­ную сто­ро­ну дан­ной си­с­те­мы.

В общем, им­мун­ная си­с­те­ма от­ве­ча­ет за три очень важ­ных про­цес­са в на­шем организ­ме:

  • за­ме­на от­ра­бо­тав­ших, со­ста­рив­ших­ся кле­ток раз­ лич­ных ор­га­нов на­ше­го тела;

  • за­щи­та ор­га­низ­ма от про­ник­но­ве­ния раз­но­го ро­да ин­фек­ций – ви­ру­сов, бакте­рий, гриб­ков;

  • «ре­монт» ча­с­тей на­ше­го те­ла, ис­пор­чен­ных ин­фек­ци­я­ми и дру­ги­ми негативны­ми воз­дей­ст­ви­я­ми (ра­ди­а­ция, от­рав­ле­ния яда­ми, ме­ха­ни­че­с­кие по­вреж­де­ния и про­чее), а имен­но: за­жив­ле­ние ран на ко­же и сли­зи­с­тых оболоч­ках, вос­ста­нов­ле­ние по­вреж­ден­ных ви­ру­са­ми и гриб­ка­ми кле­ток пече­ни и т.д.

  1. Как ра­бо­та­ет им­мун­ная система?

Все про­цес­сы им­мун­ной си­с­те­мы, а вме­с­те с ни­ми и всю им­мун­ную си­с­те­му мож­но раз­де­лить на 4 боль­ших бло­ка, ис­хо­дя из их функ­ций:

  1. до­зор­ная функ­ция (до­зор­ный блок);

  2. иден­ти­фи­ка­ция ин­фек­ции или по­ра­же­ния, ко­то­рым под­верг­ся ор­га­низм, а так­же хра­не­ние ин­ фор­ма­ции о по­ра­же­ни­ях и ме­то­дах оп­ти­маль­ной ре­ак­ции на них (блок иденти­фи­ка­ции и хра­не­ния ин­фор­ма­ции);

  3. по­иск ин­фек­ции или ме­с­та по­вреж­де­ния и ак­ти­ва­ция про­цес­са унич­то­же­ния инфекции или «ре­мон­та» по­вреж­де­ния (блок по­ис­ка ин­фек­ции и ак­ти­ва­ции унич­то­же­ния);

  4. унич­то­же­ние ин­фек­ции (блок кил­ле­ров).

Клет­ки до­зор­но­го бло­ка, как по­гра­нич­ни­ки или та­мо­жен­ни­ки, сле­дят за тем, что­бы в ор­га­низм не про­ ник­ло ни­че­го вред­но­го, чу­же­род­но­го. Они зна­ют лишь то, что для организ­ма по­лез­но. Так что, ес­ли в ор­га­низм про­ни­ка­ет что ли­бо, не от­но­ся­ще­е­ся к катего­рии по­лез­но­го, они: 1) ста­ра­ют­ся сра­зу унич­то­жить это, 2) ес­ли им это­го не уда­ет­ся, то бьют тре­во­гу и под­клю­ча­ют к ра­бо­те блок №2.

Блок №2, в свою оче­редь, на­чи­на­ет ис­сле­до­ва­ние про­ник­шей ин­фек­ции. Он сравни­ва­ет ее с те­ми ин­фек­ци­я­ми, ин­фор­ма­ция о ко­то­рых бы­ла по­лу­че­на ли­бо с ген­ной па­мя­тью от ро­ди­те­лей, ли­бо в про­цес­се жиз­ни дан­но­го че­ло­ве­ка. Ес­ли ин­фек­цию не удает­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать с чем-то уже зна­ко­мым, то она ис­сле­ду­ет­ся и ин­фор­ма­ция о ней за­но­сит­ся в па­мять как ин­фор­ма­ция о но­вой ин­фек­ции. Со­брав все дан­ные о том, что это за ин­фек­ция и из че­го она со­сто­ит (ка­кие бел­ки вхо­дят в ее со­став), блок №2 пе­ре­да­ет эту ин­фор­ма­цию бло­ку №3.

Блок №3 – са­мый глав­ный блок им­мун­ной си­с­те­мы. Его клет­ки, по­лу­чив информацию об ин­фек­ции, на­чи­на­ют на ее ос­но­ве про­из­во­дить спе­ци­аль­ные по­ис­ко­вые бел­ки-ма­яч­ки – ан­ти­те­ла. Ан­ти­те­ла при­спо­соб­ле­ны для по­ис­ка толь­ко оп­ре­де­лен­ной инфек­ции, ко­то­рая при­ник­ла в ор­га­низм, то есть они вы­со­ко спе­ци­фич­ны. Для борь­бы с каж­дой ин­фек­ци­ей вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные, от­лич­ные от дру­гих, ан­ти­те­ла. Оты­с­кав ви­рус, ан­ти­те­ло при­креп­ля­ет­ся к его по­верх­но­с­ти и на­чи­на­ет сиг­на­ли­зи­ро­вать клет­кам бло­ка №4, что «чу­жой» най­ден и на­хо­дит­ся он там-то и там-то.

Имен­но в бло­ке №3 находят­ся клет­ки CD 4, ко­то­рые ВИЧ ис­поль­зу­ет для сво­е­го раз­мно­же­ния. Соответственно, чем боль­ше ин­фек­ции в ор­га­низ­ме, тем боль­ше тре­бу­ет­ся ан­ти­тел для их по­мет­ки; чем боль­ше тре­бу­ет­ся ан­ти­тел, тем боль­ше бу­дет про­из­ве­де­но кле­ток CD 4 для их вы­ра­бот­ки. Но! Чем боль­ше бу­дет этих кле­ток, тем боль­ше ми­ше­ней по­явит­ся для виру­са. Сле­до­ва­тель­но, ви­рус име­ет боль­ше шан­сов, на­хо­дясь в кро­ви, столк­нуть­ся с нужной ему клет­кой CD 4 и за­ра­зить ее, вме­с­то то­го, что­бы встре­тить клетку-по­гра­нич­ни­ка.

Ори­ен­ти­ру­ясь на сиг­на­лы ан­ти­тел, клет­ки бло­ка кил­ле­ров (они так и на­зы­ва­ют­ся – клет­ки-кил­ле­ры) на­хо­дят ин­фек­цию и унич­то­жа­ют ее.

4) Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ?

Первое, что сто­ить от­ме­тить, го­во­ря о ви­ру­сах и дру­гих ин­фек­ци­ях, – это то, что не­воз­мож­но по­чув­ст­во­вать, про­изо­ш­ло ли за­ра­же­ние. Мож­но сра­зу оп­ре­де­лить, что порезан па­лец или сло­ма­на кость, но в мо­мент про­ник­но­ве­ния ви­ру­са че­ло­век не испытыва­ет ника­ких не­о­быч­ных или «сиг­наль­ных» ощущений.

  1. Как долго может прожить человек с ВИЧ-инфекцией?

ВИЧ-инфекция от­но­сит­ся к дол­го те­ку­щим за­бо­ле­ва­ни­ям. С мо­мен­та за­ра­же­ния до мо­мен­та смер­ти мо­жет прой­ти от 2-3 до 10-15 лет. Ес­те­ст­вен­но, что это сред­ние показатели. В каж­дом от­дель­ном слу­чае на дли­тель­ность жиз­ни за­ра­зив­ше­го­ся ВИЧ влияют мно­гие фак­то­ры.

  1. Как раз­ви­ва­ет­ся за­бо­ле­ва­ние?

Все те­че­ние за­бо­ле­ва­ния – с мо­мен­та за­ра­же­ния до мо­мен­та смер­ти – мож­но разделить на 3 пе­ри­о­да:

  1. за­ра­же­ние и на­ча­ло ин­фек­ци­он­но­го про­цес­са (про­цес­са раз­ви­тия бо­лез­ни);

  2. пе­ри­од бес­симп­том­но­го те­че­ния и ма­лых симп­то­мов;

  3. СПИД.

Сра­зу по­сле про­ник­но­ве­ния ви­ру­са им­му­но­де­фи­ци­та че­ло­ве­ка в ор­га­низм, в большин­ст­ве слу­ча­ев, не про­ис­хо­дит ни­че­го не­о­быч­но­го. У 30-40% за­ра­зив­ших­ся мо­жет про­явить­ся со­сто­я­ние, по­хо­жее на ос­т­рую ре­с­пи­ра­тор­ную ин­фек­цию. Для не­го характерны: тем­пе­ра­ту­ра, сла­бость, го­ло­вные бо­ли и вос­па­ле­ние гор­ла. Ино­гда мо­жет наблю­дать­ся ди­а­рея (по­нос). Та­кое со­сто­я­ние длит­ся от 12 до 15 дней, по­сле че­го проходит да­же при от­сут­ст­вии ле­че­ния. Но у боль­шей ча­с­ти за­ра­зив­ших­ся не на­блю­да­ет­ся во­об­ще ни­ка­ких про­яв­ле­ний. (На гра­фи­ке этот пе­ри­од от­ме­чен ци­ф­рой 1.)

В это вре­мя в ор­га­низ­ме про­ис­хо­дят сле­ду­ю­щие про­цес­сы. Им­мун­ная си­с­те­ма стал­ки­ва­ет­ся с не­из­ве­ст­ной ей до се­го мо­мен­та ин­фек­ци­ей и не мо­жет сра­зу на­чать бороться с ней. Ви­рус на­чи­на­ет ак­тив­но раз­мно­жать­ся, его ко­ли­че­ст­во в ор­га­низ­ме быстро рас­тет. Раз­ным ор­га­низ­мам тре­бу­ет­ся раз­лич­ное вре­мя для иден­ти­фи­ка­ции ви­ру­са и на­ча­ла вы­ра­бот­ки нуж­ных ан­ти­тел, но в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ан­ти­те­ла к ВИЧ на­чи­на­ют ак­тив­но вы­ра­ба­ты­вать­ся че­рез 10-12 дней по­сле за­ра­же­ния, что при­во­дит к унич­то­же­нию боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва ви­ру­сов. В пер­вую оче­редь унич­то­жа­ют­ся ви­ру­сы, «пла­ва­ю­щие» в кро­ви и не ус­пев­шие вне­д­рить­ся в клет­ки. В ре­зуль­та­те ко­ли­че­ст­во ви­ру­са в ор­га­низ­ме зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся.

Имен­но с эти­ми про­цес­са­ми свя­за­но по­яв­ле­ние и не­о­жи­дан­ное ис­чез­но­ве­ние симпто­мов, по­хо­жих на ос­т­рую ре­с­пи­ра­тор­ную ин­фек­цию.

Ес­ли по­сле за­ра­же­ния ви­ру­сом грип­па за­бо­ле­ва­ние раз­ви­ва­ет­ся очень бы­с­т­ро, то по­сле за­ра­же­ния ВИЧ че­ло­век еще дол­гое вре­мя – от 2 до 10-12 лет – мо­жет чув­ст­во­вать се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым. Все это вре­мя ин­фи­ци­ро­ван­ный ВИЧ бу­дет вы­гля­деть нормаль­но и ос­та­вать­ся впол­не дее­спо­соб­ным фи­зи­че­с­ки. Пе­ри­од, ког­да че­ло­век уже инфи­ци­ро­ван ВИЧ, но у не­го нет ни­ка­ких зна­чи­тель­ных симп­то­мов, на­зы­ва­ет­ся «бессимптом­ным». (На гра­фи­ке этот пе­ри­од обо­зна­чен ци­ф­рой 2).

Гра­фик «Те­че­ние ВИЧ-ин­фек­ции» (на при­ме­ре со­от­но­ше­ния в ор­га­низ­ме ко­ли­че­ства ви­ру­са и ан­ти­тел к не­му).

  1. Как можно проверить, инфицирован ли человек?

Су­ще­ст­ву­ют те­с­ты, оп­ре­де­ля­ю­щие на­ли­чие ан­ти­тел к ви­ру­су. Для то­го что­бы их об­на­ру­жить, не­об­хо­ди­мо сдать кровь в СПИД-цен­т­ре или дру­гом ме­ди­цин­ском учреждении, про­во­дя­щем та­кие ис­сле­до­ва­ния.

На ана­лиз за­би­ра­ют не­боль­шое ко­ли­че­ст­во кро­ви из ве­ны. Ана­лиз обыч­но бы­ва­ет го­тов че­рез не­сколь­ко дней. Ес­ли важ­на анонимность, сле­ду­ет за­ра­нее на­ве­с­ти справ­ки по те­ле­фо­ну о том, где про­из­во­дят за­бор ана­ли­зов, не спра­ши­вая па­с­порт­ных дан­ных. Но да­же в этом слу­чае пе­ред сда­чей кро­ви луч­ше за­явить о же­ла­нии об­сле­до­вать­ся ано­ним­но. В на­шей стра­не об­сле­до­ва­ние на ВИЧ про­во­дит­ся бесплатно.

8) Когда следует сдавать анализ? Что такое период «окна»? Всегда ли отрицательный результат обследования говорит об отсутствии вируса?

Поскольку ана­лиз вы­яв­ля­ет не сам ви­рус, а ан­ти­те­ла к не­му, то об­сле­до­ва­ние необхо­ди­мо про­во­дить тог­да, ког­да ор­га­низм вы­ра­бо­та­ет их до­ста­точ­ное ко­ли­че­ст­во, то есть столь­ко, что­бы тест-си­с­те­ма смог­ла их об­на­ру­жить. Для на­ра­бот­ки ан­ти­тел нуж­но вре­мя – око­ло 3 ме­ся­цев (ино­гда до 6 ме­ся­цев).

Это пе­ри­од, ког­да ви­рус в ор­га­низ­ме уже есть, а ан­ти­те­ла ещё не вы­ра­бо­та­ны в доста­точ­ном ко­ли­че­ст­ве и не об­на­ру­жи­ва­ют­ся тест-си­с­те­ма­ми, на­зы­ва­ет­ся пе­ри­од «ок­на». Об­сле­до­ва­ние в этот пе­ри­од мо­жет по­ка­зать от­ри­ца­тель­ный ре­зуль­тат да­же при на­ли­чии ви­ру­са в ор­га­низ­ме.

Та­ким об­ра­зом, для то­го что­бы быть уве­рен­ным в от­ри­ца­тель­ном ре­зуль­та­те те­с­та (т.е. убе­дить­ся, что ин­фи­ци­ро­ва­ния не про­изо­ш­ло) не­об­хо­ди­мо по­вто­рить об­сле­до­ва­ние че­рез 6 ме­ся­цев по­сле «опас­ной» си­ту­а­ции или сек­су­аль­но­го кон­так­та, прак­ти­куя в этот пе­ри­од толь­ко бе­зо­пас­ные фор­мы по­ве­де­ния.

Пе­ри­од «ок­на» на гра­фи­ке «Те­че­ние ВИЧ-ин­фек­ции» обо­зна­чен ци­ф­рой 1. Пе­ри­од, ког­да ана­лиз до­сто­вер­но мо­жет по­ка­зать на­ли­чие ан­ти­тел, обо­зна­чен ци­ф­рой 2.



4. Приобретение практических навыков (20 мин.)

Главная цель этого этапа – осознание участниками важности принятия ответственных решений. В данном контексте – это способность продумать и взвесить последствия: незащищенного сексуального контакта, рискованного поведения, особенно в состоянии опьянения. А также способность принять решение и реализовать его.

Для выполнения задач этого этапа можно использовать упражнение «Социум» или ролевую игру «Скажи «Нет!» (упражнения и игры, направленные на формирование ответственного поведения):

Упражнение «Социум» (20мин.)

Цель: понять, как человек делает выбор, какие аргу­менты более действенны.

Материалы: купоны двух цветов по 10-15 штук каж­дого цвета.

Выбирается доб­роволец, который выходит за дверь. После этого уча­стники делятся на 2 команды.

Ведущий зачитывает ситуацию, над которой бу­дет думать доброволец. Пока доброволец находится за дверью, одна команда должна приготовить аргумен­ты «за», другая – «против» (5 мин.) Когда команды будут готовы, добровольца приглашают войти в ком­нату.

Ведущий зачитывает эту же ситуацию для добро­вольца и дает задание:

«Внимательно выслушать обе команды, которые по очереди зачитывают по одному из своих аргумен­тов; за каждый удач­ный, на его взгляд, аргумент добро­волец даёт одной из команд купон. После выступления обеих команд в его задачу вхо­дит принятие решения – переход в один или другой лагерь. После этого под­считываются купоны».

Обсуждение:

  • Трудно ли было сделать выбор участнику?

  • Какие приводились аргументы «за» и «против»?

  • Что может повлиять на выбор человека? (качест­во приведенных аргументов, его симпатии, ранее суще­ствующая установка и т.д.)

  • Как человек сделал выбор?

Ситуации для игры:

  • Молодой человек (девушка) приходит в компа­нию, где ему (ей) друзья предлагают попробовать наркотик.

  • Молодой человек (девушка) должна сделать вы­бор и принять решение – стоит ли согласиться на­чать интимные отношения со своим молодым чело­веком. Этот вопрос она решила обсудить с компани­ей своих друзей.



Упражнение «Скажи «Нет!» (20 мин.)

Цель: отработать навыки поведения, позволяющие с наименьшим риском выходить из сложных ситуаций.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе да­ется ситуация, в которой субъект подвергается сек­суальной провокации или давлению со стороны дру­гих. Группам предлагается обсудить ситуации и най­ти выход, позволяющий с меньшим риском выйти из этой ситуации.

Возможные ситуации:

1. «Василина и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василина чувствует, что еще не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василину. Ва­силина не хочет потерять Егора. Что ей делать?»

2. «Я не люблю презервативы и поэтому их не ис­пользую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею, давай займемся сексом». – «Не волнуйся: если ты забеременеешь, я женюсь на тебе».

3. «Садись, я тебя довезу».

4. «Поехали, я же могу вести – всего-то несколько глотков выпил».

Вопросы к обсуждению:

  • Чего хочет молодой человек?

  • Хочет ли этого же девушка?

  • Какие варианты поведения могут быть в такой си­туации?

  • Как может развиваться ситуация, если девушка со­гласится / откажется?

  • Какой из вариантов наиболее эффективен?

Чтобы достичь цели игры, нужно обсудить с учас­тниками формулу принятия решения. Она состоит из следующих этапов:

1) осознание и формулировка проблемы;

2) поиск путей решения проблемы;

3) анализ положительных и отрицательных последс­твий каждого пути решения проблемы;

4) выбор пути, разработка плана действия.



5. Завершение работы (10 мин.)

Для контроля усвоения материала может быть проведено анкетирование (например, «Pre/post» – Приложение 1).

На этом этапе ведущий выясняет у участников, что понравилось, или что не понравилось в ходе тренинга, оправдались ли их ожидания и подводит итоги проведенной работы (например, с помощью анкеты обратной связи – Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Если есть время, можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие.











Приложение 1

Pre/post Test (Предзавершающий тест)

Возраст: _____________

Пол: ________________

Источник Вашей информации о ВИЧ / СПИДе до настоящего момента: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Отметьте крестиком варианты ответов, которые Вы считаете правильными:

Утверждение

верно

неверно

не знаю

1

Человек может быть инфицирован ВИЧ и не знать об этом




2

Человек может быть болен СПИДом и не знать об этом




3

Все «геи» болеют СПИДом




4

ВИЧ-инфицированная женщина может заразить своего будущего ребенка




5

ВИЧ-инфекция может быть вылечена, если начать лечение рано




6

Можно заразиться ВИЧ через укус насекомого




7

Можно заразиться ВИЧ при сдаче крови




8

ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу




9

Я не такой человек, чтобы заразиться ВИЧ




10

Учащиеся, больные СПИДом, могут посещать занятия




11

Думаю, что могу говорить с моим сексуальным партнером об использовании презервативов




12

Вы можете предохранить себя от ВИЧ обмыванием после сексуального контакта




13

Разумно избегать нахождения рядом с ВИЧ-инфицированным человеком




14

Если некто получил отрицательный анализ на антитела к ВИЧ, он может быть уверен, что не инфицирован




15

Использовать общие иглы с друзьями при прокалывании ушей, татуировании или употреблении наркотиков не опасно




16

Я советую своим друзьям практиковать более безопасный секс




17

Только взрослые болеют СПИДом




18

Правильное использование презерватива предохраняет от заражения ВИЧ при половом контакте




19

Вы можете заразиться ВИЧ:

А) в плавательном бассейне




Б) через сидение унитаза




В) находясь в кабинете врача




Г) при незащищенном сексуальном контакте




Д) при объятиях с человеком, больным СПИДом




20

Вы можете защитить себя от заражения ВИЧ при половом контакте:

А) если не занимаетесь сексом




Б) используя противозачаточные таблетки




В) правильно используя презервативы




Г) избегая грязных мест общественного пользования




21

Женщины передают ВИЧ мужчинам, но не наоборот




22

Вирус иммунодефицита человека:

А) быстро погибает вне организма




Б) находится в воздухе




В) находится в крови, сперме, вагинальной жидкости




23

Тест на антитела может определить наличие ВИЧ в крови




24

ВИЧ снижает сопротивляемость организма к инфекциям




25

Люди без симптомов не могут быть источниками ВИЧ




26

Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы






Спасибо за работу!



























Приложение 2

Анкета оценки тренинга

Пожалуйста, заполните эту анкету. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие тренинги и другие мероприятия.

Заранее Вам благодарны!

1. Что на тренинге понравилось Вам больше всего остального (затронутые темы, ведение тренинга, участники и т.д.)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что Вам не понравилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какая часть тренинга была более удачной и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Получили ли Вы ответы на те вопросы, с которыми пришли на тренинг?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как Вы будете использовать информацию, полученную на тренинге?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Ваши пожелания организаторам тренинга

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

Анкета оценки тренинга

Пожалуйста, заполните эту анкету. Ваши ответы помогут нам лучше подготовить будущие тренинги и другие мероприятия.

  1. Как вы оцениваете тренинг в целом?

(1 – плохо, 5 – отлично; обведите кружком одну из цифр):

1 2 3 4 5

  1. Какая часть тренинга была:

А) наиболее удачной

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) наименее удачной

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что Вам не понравилось в тренинге?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На какие вопросы Вы не успели получить ответы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой процент предоставленной на тренинге информации был полезен именно Вам? 100 80 60 40 20 0

6. Оцените работу тренера по 5-балльной шкале (1 – плохо, 5 – отлично):

1 2 3 4 5

Объясните свою оценку:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 4

Анкета «Ежедневная обратная связь»



1. Оцените по 10-балльной шкале, где 10 – самая высокая оценка, насколько Вам понравился сегодняшний тренинг? _______________________________________________

2. Какой блок произвел наибольшее впечатление? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какая часть работы показалась Вам не особенно удачной? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что Вам хотелось бы изменить в ходе тренинга?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________