Троценко Ольга Петровна,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7-Б кадетского казачьего класса
ГОУ ЛНР «Перевальская средняяя школа №3 имени Жени Кийковой»
Цель: повысить уровень информированности учащихся, родителей о профессиях; самопознание участников и их готовности соотносить цели и возможности в выборе профессии; воспитывать организованность, этические нормы общения.
Форма проведения: тренинг
О
борудование: ручки, бумага, геометрические фигуры: (по количеству участников), рисунок “Дерево”, яблоки-фигуры, корзинка (для проведения упражнения “Ожидание ”и “Рефлексии” ), задания для групп “Сделайте выбор ”,фильм по профориентации.
Количество учасников: 10человек (5 взрослых и 5 детей (9-11классов).
Время проведения: 35 минут
Тренинговые упражнения: “Ожидание ”, “Знакомство – самопрезентация участников ” ,“Сделайте выбор ”, “Интервью ”, “Дружеские ладошки ”, психогеометрический тест.
Ход тренинга
І. 1. Приветствие участников тренинга. Вступительное слово тренера важности профессионального выбора в жизни человека. Сообщение темы. (2 мин)
2. Обсуждение правил работы в группе .(1 мин)
Правила поведения в тренинговой группе (размещаются на доске )
Единая форма обращения друг к другу на “вы” (по имени).
Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “вы”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
Общение по принципу “здесь и теперь”.
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Говорить кратко, по очереди, не перебивать, внимательно слушать других.
Каждая мысль имеет автора.
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”.
5.Искренность и позитив в общении.
Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
ІІ.
1.Упражнение “Знакомство – самопрезентация участников” .
Цель: помочь учасникам запомнить имена друг друга , создать атмосферу доверия и эмоцонального комфорта.
Алгоритм выполнения упражнения: участники сидять по кругу, называют свое имя и отвечают на вопрос , что они любят делать (на выбор). Например, Я- Татьяна. Я люблю петь. (Мне нравиться ухаживать за животными).
Время выполнения: 5 мин
Что вы чувствовали при выполнении этого задания?
2.Упражнение “Ожидание” .
Цель: помочь участникам осознать необходимость тренинга , создать атмосферу доверия и эмоцонального комфорта.
Алгоритм выполнения упражнения: учасники получают листочки-яблоки, на которых им нужно написать свои ожидания (лаконично: узнать новое о профессиях, разобразаться в своих желаниях и возможностях, отдохнуть, пообщаться…).Затем по очереди , проговаривая написанное, приклеивают к дереву на доске.
Ресурсы: листочки-яблочки, ручки
Время выполнения: 5 мин
3.Психогеометрический тест. (Характеристика стиля личности, личные"профили" работы и профессии).
Цель: самопознание участников, снятие эмоционального напряжения.
Ресурсы: геометрические фигуры .
Алгоритм выполнения упражнения: участникам предлагается выбрать из предложенных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, по их мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется, согласно методике.
Время выполнения: 5 мин
Характеристика "треугольников"
"Треугольники" хорошо уравновешенны, они сконцентрированы на "верхушке": целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильно проявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Часто характеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Их сильной стороной является политическое маневрирование, они обладают способностью влиять на других. Иногда их описывают как "ролевые модели".Данной характерной чертой "треугольников" является стремление управлять и считаться "правыми".
Людей этого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя они способны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первую очередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командные игроки.
Характеристика "квадратов"
Квадрат – самая упорядоченная фигура. "Квадраты" упорно работают, привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметь дело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда их жизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты "квадратов" проявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершают проекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов.
Скажите им, что сделать, и они сделают. "Квадратов" нельзя отнести к тем, кто силён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляются переменам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимости перемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение. "Квадраты" не способны действовать в неупорядоченной обстановке. Их высокоразвитая аналитичность может вызывать ощущение отчуждённости и холодности, а любовь к деталям иногда ведёт к педантизму.
Характеристика "кругов"
"Круги" дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие люди склонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать и стремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являются командными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том, чтобы всё проходило гладко.
Для "кругов" важно поддерживать хорошие отношения. Им от природы свойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другим делает их весьма приятными в общении. С другой стороны, иногда "круги" слишком стараются угождать и не умеют говорить "нет". Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. "Кругам" не нравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт. Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегают своими собственными потребностями.
А когда что-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.
Характеристика "загогулин" (кривых)
Форма загогулины символизирует творчество. "Загогулины" интуитивны, любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Они склонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея и картина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают новые концепции, им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы экспрессивны и способны вдохновлять других.
Однако "загогулины" часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость к деталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-за скачкообразности мышления и неупорядоченности, вызывающих раздражение у представителей других форм.
"Загогулина" не способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке.
Характеристика "прямоугольников"
"Прямоугольникам" свойственна некая текучесть. Они находятся во временном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущую ситуацию или ищут что-то новое. "Прямоугольники" обучаются и растут, их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новым идеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новыми поветриями.
"Прямоугольники" часто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление, что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершенно непредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.
Чем полезен был этот тест?
4. Упражнение “Сделайте выбор”.
Цель: активизировать участников, развивать умение работать в группе, информирование о редких, востребованных, нових (современных) профессиях.
Ресурсы: карточки с названием профессий, смайлики желтого и зеленого цвета для образования команд, два стола.
Алгоритм выполнения упражнения: участникам предлагается выбрать смайлик, подойти к столу определенного цвета, таким образом объединившись в команды. По сигналу выполняют команды задание: распределить предложенные профессии по категориям (редкие, востребованные, новые(современные), заняв при этом определенное место в кабинете (на островках).
1 команда
2 команда
1.Гринкипер 2.Титестер 3.Пастижер 4.Промоутер 5. Саунддизайнер 6. Клипмейкер 7. Менеджер по продаже 8.Инженер 9.Программист 10. Врач 11.Продавец- консультант
1. Кавист 2.Реставратор 3.Сомелье 4.Контент-менеджер 5.Копирайтер 6.Баннермейкера 7.Сантехник 8.Бухгалтер 9.Квалифицированный рабочий (слесарь, строитель) 10. Менеджер по работе с клиентами 11. Оператор ПК
Время выполнения упражнения: 5мин
Узнали ли вы что-то новое для себя? Какая профессия заинтересовала? Кем бы вы могли быть? Почему
Фильм-шутка о профориентации ( 2 мин)
5. Упражнение “Интервью”.
Цель: активизировать участников, создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта
Алгоритм выполнения упражнения: участникам предлагается объединиться в пары (взрослый – ребенок). По сигналу выполняют команды задание: ребенок рассказывает взрослому о возможном выборе профессии, аргументируя свой выбор; взрослые слушают и дают советы, рекомендуют другие специальности. Затем после диалога взрослый рассказывает о ребенке, а ребенок соглашается или не соглашается с советом взрослого, аргументируя свои высказывания.
Ресурсы: карточка-подсказка для детей.
Карточка-подсказка для детей.
1.Я хочу выбрать профессию…..
2. Мотив выбора профессии (можно выбрать несколько вариантов)
Позволяет проявить свои способности (какие?)
Возможность получить известность, прославиться.
Возможность продолжать семейные традиции.
Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
Возможность служить людям.
Заработок.
Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
Легкость поступления на работу.
Перспективность работы.
Позволяет общаться с людьми.
Обогощает знаниями.
Разнообразная по содержанию работа.
Романтичность, благородство профессии.
Творческий характер труда, возможность делать открытия.
Трудная, сложная профессия.
Чистая, легкая, спокойная работа.
Время выполнения упражнения: 5мин
6. Рефлексия.
Цель: узнать мнение участников о тренинге.
Алгоритм выполнения упражнения:
участники снимают с дерева “яблочки ”, рассказывая свое впечатление о тренинге .
Упражнение “Дружеские ладошки”.
Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!