Тренинг
1. Работа с датами
Заполните таблицу. Если в графе «Дата» стоит цифра «1» - необходимо знать и указать год(ы), если цифра «2» - год и месяц(ы), цифра «3» - точную дату.
| Событие | Дата | Порядковый номер |
Русско-японская война | Гибель «Варяга» | 1 | |
Гибель адмирала Макарова | 1 | |
Капитуляция Порт-Артура | 1 | |
Портсмутский мир | 1 | |
Сражение под Ляояном и на р. Шахэ | 1 | |
Сражение под Мукденом | 1 | |
Цусимское сражение | 1 | |
Первая русская революция | Вооруженные восстания в Москве и других городах | 2 | |
Восстание на броненосце «Потемкин» | 2 | |
Всероссийская политическая стачка | 2 | |
Вторая Дума | 2 | |
Кровавое воскресенье | 3 | |
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» | 3 | |
Образование первого Совета | 2 | |
Первая Дума | 2 | |
Роспуск II Думы, новый избирательный закон | 3 | |
Политические партии | Борьба интернационалистов и оборонцев в революционных партиях | 1 | |
Второй съезд РСДРП, образование СО и СЗК | 1 | |
Заявление о создании ПСР | 1 | |
Ликвидаторство и отзовизм в РСДРП | 1 | |
Начало издания газеты «Искра» | 1 | |
Образование партий кадетов, октябристов, черносотенных организаций, I съезд ПСР | 2 | |
Окончательное обособление большевиков, начало издания газеты «Правда» | 1 | |
Третьеиюньская монархия (1907-1914) | Закон об аграрной реформе, начало нового революционного подъема | 1 | |
Ленский расстрел, выборы в IV Думу | 1 | |
Новый избирательный закон, выборы в III Думу, русско-английское соглашение | 1 | |
Убийство П.А. Столыпина | 1 | |
Указ о начале аграрной реформы | 1 | |
Первая мировая война | Брусиловский прорыв, вступление в войну Румынии | 1 | |
Восточно-Прусская и Галицийская операции | 1 | |
Начало Первой мировой войны | 3 | |
Оставление русскими войсками Польши, части Прибалтики и Белоруссии, Прогрессивный блок | 1 | |
Убийство Г. Распутина | 2 | |
Убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда | 2 | |
2. Работа с персоналиями
Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное кол-во фактов, которые надо знать.)
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Важные факты биографии (1900-1916) |
Азеф | | |
Александра Федоровна | | |
Бальмонт | | |
Бердяев | | 1 |
Блок | | |
Брусилов | | 1 |
Булгаков | | 1 |
Булыгин | | 1 |
Бунин | | |
Вернадский | | 1 2 |
Витте | | 1 2 3 4 5 6 7 |
Врубель | | |
Г. Принцип | | 1 |
Гапон | | 1 |
Головин | | 1 |
Голубкина | | |
Горький | | |
Гумилев | | |
Гучков | | |
Дубровин | | |
Дягилев | | 1 |
Есенин | | |
Жуковский | | |
Зубатов | | 1 |
Качалов | | |
Клейн | | |
Ключевский | | |
Коковцов | | |
Кондратенко | | 1 |
Куприн | | |
Куропаткин | | |
Ленин | | 1 2 |
Макаров | | 1 |
Малевич | | |
Мандельштам | | |
Мартов | | 1 2 |
Маяковский | | |
Мечников | | 1 |
Милюков | | 1 |
Муромцев | | 1 |
Николай II | | |
Павлов | | 1 |
Павлова | | |
Платонов | | |
Плеве | | 1 2 |
Плеханов | | |
Покровский | | |
Попов | | |
Пуришкевич | | |
Распутин | | 1 |
Рахманинов | | |
Рененкампф и Самсонов | | 1 |
Родзянко | | 1 |
Рожественский | | 1 |
Руднев | | |
Рябушинский | | 1 |
Серов | | |
Скрябин | | |
Станиславский и Немирович-Данченко | | |
Стессель | | 1 |
Столыпин | | 1 2 3 4 |
Стравинский | | |
Струве | | 1 |
Толстой Л.Н. | | 1 2 |
Ханжонков | | |
Циолковский | | |
Чернов | | 1 |
Чехов | | |
Шаляпин | | |
Шанявский | | |
Шехтель | | |
Шмидт | | 1 |
Щусев | | |
3. Работа со схемой
Заполните схему «Система центральных органов власти Российской империи к началу 1917 г.». Подчеркните те органы власти, которые возникли в 1905 г.
4. Работа с картой
Найдите на карте:
район борьбы между Россией и Японией за сферы влияния в начале ХХ в.;
КВЖД;
Ляодунский полуостров;
Порт-Артур;
Цусимский пролив;
территорию, уступленную Россией по Портсмутскому миру;
районы интенсивного роста промышленности;
Восточную Пруссию;
Галицию;
территорию, оставленную русскими войсками в 1915 г.;
район Брусиловского прорыва.
5. Работа с понятиями
Дайте определения понятий.
Понятие | Род | Видовые отличия |
Антанта (Тройственное согласие). | | |
Государственная Дума. | | |
Государственно-монополистический капитализм. | | |
Государственный Совет (после 1906 г.). | | |
Зубатовщина. | | |
Индивидуальный террор. | | |
Либерализм. | | |
Монополия (два значения). | | |
Наивный монархизм. | | |
Отруб. | | |
Прогрессивный блок. | | |
Распутинщина. | | |
Синдикат. | | |
Совет министров. | | |
Советы депутатов. | | |
Социализация земли. | | |
Третьеиюньская монархия. | | |
Трудовая группа. | | |
Хутор. | | |
Черносотенство. | | |
Четверной союз. | | |
6. Работа с источниками
Определите, из программ каких политических партий взяты перечисленные положения. Заполните таблицу.
| Оппозиционные | Проправительственные |
Идеология | Радикальные (социалистические) | Либеральные | Консервативные |
Цель | | | |
Средства | | | |
Партии | | | | | |
Цель | | | | | |
Средства | | | | | |
Аграрный вопрос | | | | | |
Национальный вопрос | | | | | |
Год образования | | | | | |
Лидеры | | | | | |
Документы | | | | | |
1. «Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом. Народные представители избираются всеобщею равною, прямою и тайною подачей голосов».
2. «Осуществление партийной программы предполагает установление в случае надобности революционной диктатуры» (трудящихся).
3. «Необходима незыблемость основных начал русской государственности»
4. «Необходимое условие социальной революции составляет диктатура пролетариата»
5. «Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка»
6. «Партия стремится опереться… на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы русского крестьянства, в особенности на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд»
7. «Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса…, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетенное человечество»
8. «Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства… имеет своей целью… поднимать революционный дух народа и веру в успех дела»
проверочный контроль
Структура работы
На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.
Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.
Общие рекомендации
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ I
При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.
A1. К 1906 г. относится:
создание Прогрессивного блока;
«Кровавое воскресенье»;
созыв Первой Думы;
создание РСДРП.
A2. Лидером партии октябристов был
С.Ю. Витте;
П.Н. Милюков;
А.И. Гучков;
П.А. Столыпин.
A3. Отруб — это земля…
предоставлявшаяся Крестьянским банком для организации хуторского хозяйства;
дававшаяся переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке;
арендовавшаяся крестьянами у помещиков и государства;
выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины.
A4. Принятие второго избирательного закона было вызвано разочарованием правительства в поддержке со стороны депутатов от:
предпринимателей;
рабочих;
крестьян;
интеллигенции.
A5. Цитата: “Привлечь … к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав” взята из документа:
“Положение о губернских и уездных земских учреждениях” (1.01.1864).
“Манифест об усовершенствовании государственного порядка” (17.10.1905).
Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах (06.08.1905)
“Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу” (3.06.1907).
A6. В каком году произошли все названные события – Ленский расстрел, окончательный раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, очередные выборы в Государственную Думу?
1904 г.;
1906 г.;
1912 г.;
1914 г.
A7. Какая военная операция русской армии началась с успеха, но закончилась крупным поражением?
Брусиловский прорыв;
Восточно-Прусская;
Галицийская;
оборона Порт-Артура.
A8. Как назывался сборник статей, в котором ряд русских мыслителей осудил увлечение интеллигенции революционными идеями?
«Интеллигенция и революция»;
«Из-под глыб»;
«Смена вех»;
«Вехи».
A9. Какое из приведенных ниже понятий связано с процессами монополизации в русской промышленности?
«винная монополия»;
«черносотенство»;
«синдикат»;
«банковский хутор».
A10. Начало первой мировой войны привело к…
началу революционных выступлений в армии и флоте;
всплеску забастовочного движения;
патриотическому подъему в русском обществе;
беспорядкам на национальных окраинах России.
A11. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о ком идет речь.
«Он умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать «Историю костюма», часами вести спор с товарищем, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков. А вечером, слушая рассказы о России, о деревне, завистливо вздыхал: «А мало я знаю Россию. Симбирск, Казань, Петербург, ссылка и – почти всё!»».
В.И. Ленин;
Ю.О. Мартов;
Г.В. Плеханов;
В.М. Чернов.
A12. В I Государственной Думе преобладали…
черносотенцы и октябристы;
октябристы и кадеты;
кадеты и трудовики;
левые партии и трудовики.
A13. Автором проекта социализации земли был...
П.А. Столыпин;
В.И. Ленин;
Г.В. Плеханов;
В.М. Чернов.
A14. Первый Совет был создан в городе...
Санкт-Петербург;
Иваново-Вознесенск;
Москва;
Нижний Новгород.
A15. Стремление поставить рабочее движение под контроль полиции получило название…
виттевская индустриализация;
монархический социализм;
распутинщина;
зубатовщина.
A16. Были однопартийцами:
Милюков и Муромцев;
Пуришкевич и Витте;
Плеханов и Чернов;
Столыпин и Гучков.
A17. В результате Столыпинской аграрной реформы...
из-за беспрерывных реорганизаций снизился уровень производства;
был создан Крестьянский банк;
из общины вышло около четверти крестьян;
было ликвидировано помещичье землевладение.
A18. Какие высказывания характеризуют взгляды большевиков?
А) «Победа буржуазной революции у нас невозможна как победа буржуазии. Довести ее до конца, т.е. до полной победы, в состоянии только пролетариат»;
Б) «Мы можем только приветствовать, если каждый стачечник, каждый демонстрант, отвечая за свои действия, сможет объявить себя членом партии»;
В) «Предстоящая русская революция будет революция буржуазная… пролетариат не может получить в ней ни всей, ни части политической власти»;
Г) «Революция немыслима без участия широких слоев крестьянства… Буржуазия же будет играть контрреволюционную роль»;
Д) «Наша задача – оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии»;
Е) «Трудовой крестьянин – консерватор или даже реакционер».
Укажите верный ответ.
АДЕ;
БВГ;
АГД;
АБГ.
A19. Принятие документа, в котором были слова: «Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, довлеет право отменить оный и заменить его новым» характеризуется в исторической литературе как…
становление конституционного строя;
государственный переворот;
этап демократизации;
полицейский произвол.
A20. Цитата: “Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка” взята из программы
черносотенцев
октябристов
кадетов
эсеров
A21. В ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве восставшие
установили контроль над некоторыми рабочими районами;
создали параллельный орган городской власти;
штурмом овладели Кремлем;
получили полную поддержку Московского гарнизона.
A22. К числу преобразований, проведенных П.А. Столыпиным, относится...
создание Особого совещания о нуждах сельского хозяйства;
отмена выкупных платежей;
создание Переселенческого управления;
расширение автономии Финляндии и Польши.
A23. С.Ю. Витте был премьер-министром (главой Совета министров) в…
1892-1901 гг.;
1902-1904 гг.;
1905-1906 гг.;
1911-1914 гг.
A24. Союзник России в первой мировой войне:
Англия;
Италия;
Франция;
все вышеназванные.
A25. Один из терминов, характеризующих развитие русской культуры в начале ХХ в.
«золотой век»;
«классический период»;
«декаданс»;
«постмодернизм».
A26. Для внутриполитического развития страны в 1907-1914 гг. был(о) характерно(ен)…
контроль Государственной Думы над деятельностью правительства;
полный отказ от преобразований, проведенных в годы революции;
отсутствие рабочих и крестьянских выступлений;
лавирование власти между общественно-политическими силами.
A27. Что было одной из причин поражения первой русской революции?
поражение России в русско-японской войне;
раскол среди противников существовавшего строя;
роспуск Второй Думы;
спад народных выступлений в 1906-1907 гг.
A28. Прочтите слова министра двора Фредерикса и укажите, что произошло непосредственно после того, как они были произнесены.
«Все от диктаторства и власти уклоняются, боятся, все потеряли голову, поневоле приходится сдаваться графу Витте».
вооруженное восстание в Москве;
издание Манифеста 17 октября;
роспуск II Думы;
начало первой русской революции.
A29. Решение создать Информационный комитет оппозиционных (революционных и либеральных) партий, который должен был в подходящий момент выдвинуть требование осуществления Манифеста 17 октября, после чего каждая партия, действуя «сообразно своим тактическим приемам, особенностям и силам», должна организовать «эксцессы» революционного характера: 1) выступления рабочих; 2) брожение крестьян; 3) недовольство буржуазных классов; 4) демонстрации-протесты газет, - было принято в начале
1906 г.;
1909 г.;
1914 г.;
1915 г..
A30. Одно из направлений в российской социал-демократии начала ХХ в.
максимализм;
социал-утопизм;
ликвидаторство;
примиренчество.
ЧАСТЬ 2
Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв.
B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ.
А) героический бой крейсера «Варяг»
Б) капитуляция Порт-Артура
В) Цусимский бой
Г) гибель адмирала Макарова
B2. Установите соответствие между партиями и программными установками относительно политического строя будущей России.. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.
Партии | Установки |
1. ПСР | А. Сохранение самодержавия |
2. РСДРП | Б. Конституционная монархия |
3. КДП-ПНС | В. Диктатура пролетариата |
4. СРН | Г. Либеральная империя |
| Д. Диктатура трудящихся |
___________________
B3. Прочтите отрывок из думской речи лидера политической партии и напишите фамилию оратора.
«Мы говорим этому правительству, как сказала декларация блока: мы будем бороться с вами; будем бороться всеми законными средствами до тех пор, пока вы не уйдете… Вы спрашиваете, как же мы начнем бороться во время войны? Да ведь, господа, только во время войны они и опасны. Они для войны опасны, и именно поэтому во время войны и во имя войны, во имя того самого, что заставило нас соединиться, мы с ним теперь боремся».
B4. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.
Исторические деятели | Факты биографии |
1. А.И. Дубровин | А. Председатель IV Государственной Думы |
2. Г. Гапон | Б. Руководитель Боевой организации ПСР, агент полиции |
3. П.А. Столыпин | В. Один из лидеров «Союза русского народа» |
4. Е. Азеф | Г. Организатор мирного шествия к Зимнему дворцу |
| Д. Убит террористом (и агентом полиции) |
B5. Прочтите отрывок из книги Н.А. Бердяева «Самопознание» и напишите, о какой идеологии говорит автор.
«В [нем] меня более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив. По сравнению с [ним] старый русский социализм мне представлялся явлением провинциальным. [Он] конца 90-х годов был несомненным процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. Я был очень антинационалистически настроен и очень обращен к Западу».
B6. Напишите аббревиатуру политической партии, в Манифесте которой были приведенные ниже слова.
«Политическая свобода нужна русскому пролетариату, как чистый воздух нужен для свободного дыхания. Она – основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение».
B7. Установите соответствие между политическими партиями и их действиями. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Д.
Партии | Действия |
1. Кадеты | А. Убийство вел. кн. Сергея Александровича |
2. Большевики | Б. Организация шествия 9 января 1905 г. |
3. Союз русского народа | В. Издание газеты «Правда» |
4. Эсеры | Г. Активная работа во всех четырех Думах |
| Д. Организация еврейских погромов |
B8. Прочтите отрывок и напишите, в каком районе произошли события.
«Борьбой руководил эсеровский боевик М.И. Соколов, известный под кличкой Медведь. Он, как и все боевики, отличался личным мужеством и презрением к смерти (и своей, и чужой). [Район] подвергся мощному артиллерийскому обстрелу. Вспыхнули пожары. Три больших зарева, слившись вместе, покрыли московское небо».
B9. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой деятельности. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2Д3Б4Г.
Деятель | Сфера деятельности |
1. К.С. Станиславский | А. Скульптура |
2. К.Д. Бальмонт | Б. Балет |
3. А.С. Голубкина | В. Поэзия |
4. А.П. Павлова | Г. Музыка |
| Д. Театр |
B10. Прочтите отрывок из выступления В. Пуришкевича и напишите фамилию человека, о котором говорит оратор.
«В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке … , но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева».
ЧАСТЬ 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.
«Россия слишком велика, нужды ее слишком многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий. и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти».
C1. Назовите главного автора, адресата, время и место составления документа, из которого взят отрывок.
C2. Как называется мировоззрение, которое сделало возможным появление данного документа?
C3. Какие последствия имел этот документ?
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
C4. Укажите основные итоги первой русской революции.
C5. Сравните политическую деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Найдите черты сходства и различия.
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из деятелей.
C6. Рассмотрите историческую ситуацию (начало первой мировой войны) и ответьте на вопросы.
Почему Россия оказалась врагом государства, сходного с ней по общественно-политическому устройству, и союзницей другого государства, которое было демократической республикой (т.е. очень сильно отличалось от России)? Назовите эти государства. Какие причины — субъективные или объективные — определили участие России в войне?
C7. Какие есть точки зрения на причины кризиса России в начале ХХ в.? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
ОТВЕТЫ
Тренинг
1. Работа с датами.
| Событие | Дата | Порядковый номер |
Русско-японская война | Гибель «Варяга» | 1904 | 1 |
Гибель адмирала Макарова | 1904 | 2 |
Капитуляция Порт-Артура | 1904 | 4 |
Портсмутский мир | 1905 | 7 |
Сражение под Ляояном и на р. Шахэ | 1904 | 3 |
Сражение под Мукденом | 1905 | 5 |
Цусимское сражение | 1905 | 6 |
Первая русская революция | Вооруженные восстания в Москве и других городах | Декабрь 1905 | 6 |
Восстание на броненосце «Потемкин» | Июнь 1905 | 3 |
Всероссийская политическая стачка | Октябрь 1905 | 4 |
Вторая Дума | Февраль-июнь 1907 | 8 |
Кровавое воскресенье | 9 января 1905 | 1 |
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» | 17 октября 1905 | 5 |
Образование первого Совета | Май 1905 | 2 |
Первая Дума | Апрель-июль 1906 | 7 |
Роспуск II Думы, новый избирательный закон | 3 июня 1907 | 9 |
Политические партии | Борьба интернационалистов и оборонцев в революционных партиях | 1914-1917 | 7 |
Второй съезд РСДРП, образование СО и СЗК | 1903 | 3 |
Заявление о создании ПСР | 1902 | 2 |
Ликвидаторство и отзовизм в РСДРП | 1907-1912 | 5 |
Начало издания газеты «Искра» | 1900 | 1 |
Образование партий кадетов, октябристов, черносотенных организаций, I съезд ПСР | Конец 1905 - начало 1906 гг. | 4 |
Окончательное обособление большевиков, начало издания газеты «Правда» | 1912 | 6 |
Третьеиюньская монархия (1907-1914) | Закон об аграрной реформе, начало нового революционного подъема | 1910 | 3 |
Ленский расстрел, выборы в IV Думу | 1912 | 5 |
Новый избирательный закон, выборы в III Думу, русско-английское соглашение | 1907 | 2 |
Убийство П.А. Столыпина | 1911 | 4 |
Указ о начале аграрной реформы | 1906 | 1 |
Первая мировая война | Брусиловский прорыв, вступление в войну Румынии | 1916 | 5 |
Восточно-Прусская и Галицийская операции | 1914 | 3 |
Начало Первой мировой войны | 1 августа 1914 | 2 |
Оставление русскими войсками Польши, части Прибалтики и Белоруссии, Прогрессивный блок | 1915 | 4 |
Убийство Г. Распутина | Конец 1916 | 6 |
Убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда | Июнь 1914 | 1 |
2. Работа с персоналиями.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? | Важные факты биографии (1900-1916) |
Азеф | Эсер, руководитель боевой организации и агент охранки | |
Александра Федоровна | Немецкая принцесса, затем русская императрица, супруга Николая II | |
Бальмонт | Поэт-символист | |
Бердяев | философ | Соавтор сборника «Вехи» |
Блок | Поэт-символист | |
Брусилов | Командующий Юго-западным фронтом | Руководитель удачного наступления в 1916 г. |
Булгаков | философ | Соавтор сборника «Вехи» |
Булыгин | Министр внутренних дел в 1905 г. | Автор проекта законосовещательной Думы |
Бунин | поэт и писатель | |
Вернадский | ученый | 1. Автор идем ноосферы 2. Член рук-ва КДП |
Витте | политический деятель | 1. Министр финансов в конце XIX – нач. ХХ вв. 2. «Дедушка русской индустрии». 3. Инициатор винной монополии 4. Автор финансовой реформы 5. Заключил Портсмутский мир 6. Автор Манифеста 17 Октября 7. Первый премьер-министр России (1905-1906) |
Врубель | художник | |
Г. Принцип | Сербский террорист | Убил эрцгерцога Франца-Фердинанда в июне 1914 г. |
Гапон | Священник, руководитель зубатовской орг-ции в СПб. | Инициатор шествия к Зимнему дворцу 9 января, закончившегося расстрелом |
Головин | кадет | Председатель II Думы |
Голубкина | скульптор | |
Горький | писатель | |
Гумилев | Поэт-акмеист | |
Гучков | Лидер партии октябристов | |
Дубровин | Один из лидеров Союза русского народа | |
Дягилев | Продюсер | Организатор «Русских сезонов» в Париже |
Есенин | поэт | |
Жуковский | Ученый в сфере самолетостроения | |
Зубатов | Руководитель Московского охранного отделения | Выступил с инициативой создания рабочих организаций, подконтрольных полиции |
Качалов | Актер | |
Клейн | Архитектор | |
Ключевский | Ученый-историк | |
Коковцов | Премьер-министр России в 1911-1914 гг. | |
Кондратенко | Генерал | Один из организаторов обороны Порт-Артура, погиб |
Куприн | писатель | |
Куропаткин | Командующий русскими войсками в ходе русско-японской войны | |
Ленин | Социал-демократ | 1. Инициатор издания «Искры» 2. Лидер большевиков |
Макаров | Адмирал | Погиб при взрыве корабля в Порт-Артуре |
Малевич | Художник-абстракционист | |
Мандельштам | Поэт-акмеист | |
Мартов | Социал-демократ | 1. Первоначально – соратник Ленина 2. Один из лидеров меньшевиков |
Маяковский | Поэт-футурист | |
Мечников | Ученый-физиолог | Лауреат Нобелевской премии |
Милюков | Ученый-историк | Лидер партии кадетов |
Муромцев | Кадет | Председатель I Думы |
Николай II | Император в 1894-1917 гг. | |
Павлов | Ученый-физиолог | Первый русский лауреат Нобелевской премии |
Павлова | Балерина | |
Платонов | Ученый-историк | |
Плеве | Министр внутренних дел | 1. Один из инициаторов войны с Японией 2. Убит эсером-террористом |
Плеханов | Социал-демократ | Один из лидеров меньшевиков |
Покровский | Ученый-историк | |
Попов | Изобретатель радио | |
Пуришкевич | Один из лидеров черносотенцев | |
Распутин | Сибирский мужик, вошедший в доверие к царской семье | Убит монархистами-заговорщиками |
Рахманинов | Композитор | |
Рененкампф и Самсонов | Генералы | Командовали неудачным наступлением двух русских армий в 1914 г. в Вост. Пруссии |
Родзянко | Октябрист | Председатель IV Думы |
Рожественский | Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой | Потерпел поражение под Цусимой и попал в плен |
Руднев | Капитан «Варяга» | |
Рябушинский | Московский предприниматель | Попытался создать широкий оппозиционный блок накануне Первой мировой войны |
Серов | Художник | |
Скрябин | Композитор | |
Станиславский и Немирович-Данченко | Театральные деятели, организаторы МХТ | |
Стессель | Генерал | Сдал Порт-Артур японцам |
Столыпин | Политический деятель | 1. Премьер-министр в 1906-1911 гг. 2. Инициатор аграрной реформы 3. Выступал с проектами ряда других реформ 4. Убит двойным агентом |
Стравинский | Композитор | |
Струве | Философ | 1. Соавтор сборника «Вехи» |
Толстой Л.Н. | Писатель | 1. Выступил с идеями, получившими название «толстовства» 2. Смерть привела к демонстрациям, ознаменовавшим новый рев. подъем |
Ханжонков | Кинодеятель | |
Циолковский | Автор проектов в сфере ракетостроения | |
Чернов | Эсер | Автор проекта социализации земли |
Чехов | Писатель | |
Шаляпин | Оперный певец | |
Шанявский | Деятель народного просвещения | |
Шехтель | Архитектор | |
Шмидт | Лейтенант | Руководитель восстания на Черноморском флоте в 1905 г. |
Щусев | Архитектор | |
3. Работа со схемой.
1 — император; 2 — Государственный Совет; 3 — Государственная Дума; 4 — Совет министров; 5 — Сенат.
4. Работа с картой.
5. Работа с понятиями.
Дайте определения понятий.
Понятие | Род | Видовые отличия |
Антанта (Тройственное согласие). | Военный союз… | …России, Англии и Франции, окончательно оформившийся в 1907 г. с целью противостояния Четверному союзу |
Государственная Дума. | Выборный орган власти… | …в Российской империи в 1906-1917 гг., наделенный ограниченными законодательными полномочиями |
Государственно-монополистический капитализм. | Термин, введенный В.И. Лениным… | …для обозначения тесного взаимодействия государств и монополий в условиях первой мировой войны |
Государственный Совет (после 1906 г.). | Частично выборный орган власти | …в Российской империи в 1906-1917 гг., наделенный правами верхней палаты по отношению к Государственной Думе |
Зубатовщина. | Политика и идеология… | …в соответствии с которыми гос. власть должна была выступать в качестве независимого арбитра в спорах предпринимателей с рабочими и создавать подконтрольные рабочие организации |
Индивидуальный террор. | Политическая практика… | Проповедуемая революционерами (в основном эсерами и анархистами) и заключавшаяся в уничтожении видных деятелей правящего режим с целью его дестабилизации и разжигания революции |
Либерализм. | Идеология… | Считающая высшей ценность права и свободы человека |
Монополия (два значения). | 1. Исключительное право… 2. Объединение предпринимателей… | … кого-либо на что-либо … с целью контроля за рынком |
Наивный монархизм. | Мировоззрение… | …в соответствии с которым царь является источником добра и может решить все проблемы |
Отруб. | Земля… | …выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины |
Прогрессивный блок. | Оппозиционное объединение… | …депутатов Государственной думы в 1915 г., появление которого было вызвано неудачами на фронте |
Распутинщина. | Критическое наименование… | …порядков при дворе Николая II, появившееся в связи с чрезмерным, по мнению многих современников, влиянием Распутина |
Синдикат. | Форма монополии — | Создание единого сбытового центра при сохранении производственной самостоятельности |
Совет министров. | Орган исполнительной власти… | …в России в 1905-1917 гг. |
Советы депутатов. | Органы власти… | …возникшие в результате самоорганизации народных масс в ходе первой русской революции |
Социализация земли. | Проект земельной реформы… | …разработанный эсерами и заключавшийся в перераспределении земли на уравнительных принципах |
Третьеиюньская монархия. | Распространенное наименование… | …политического строя России в 1907-1917 гг., утвердившегося после событий 3 июня 1907 г. |
Трудовая группа. | Фракция в Государственной Думе… | …депутатов-крестьян, выступивших за передачу помещичьей земли крестьянам |
Хутор. | Отруб… | …с усадьбой, отдельное (вне деревни) поселение крестьянской семьи |
Черносотенство. | Идеология и политическая практика… | …в рамках которой идеальным общественным строем для России признавалось самодержавие, а главный источник бед виделся в инородцах и влиянии Запада |
Четверной союз. | Военный союз… | …Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарии, сложившийся по ходу первой мировой войны |
6. Работа с источниками.
| Оппозиционные | Проправительственные |
Идеология | Радикальные (социалистические) | Либеральные | Консервативные |
Цель | Социализм (господство общественной собственности) | Капитализм (общество по западному образцу) | Самодержавие как идеал |
Средства | Революция | Реформы | Любые |
Партии | РСДРП | ПСР | КДП-ПНС | Партии | СРН и др. |
Цель | Диктатура пролетариата | Диктатура трудящихся | Конституция | Цель | |
Средства | Рев. пропаганда | Индив. террор | В крайнем случае можно революцию | Средства | |
Аграрный вопрос | Национализация земли | Социализация земли | Частичное отчуждение помещичьих земель | Неприкосновенность пом. земель | Неприкосновенность пом. земель |
Национальный вопрос | Право наций на самоопределение вплоть до отделения | Право наций на самоопределение вплоть до отделения | «Великая Россия» с равноправием наций | Право на культурно-национальную автономию | Предоставление прав всем, кроме евреев |
Год образования | 1898 (фактич. 1903) | 1902 (фактич. кон. 1905 – нач. 1906 гг.) | 1905 | конец 1905 – нач. 1906 гг. | конец 1905 – нач. 1906 гг. |
Лидеры | Ленин, Мартов, Плеханов | Чернов | Милюков | Гучков | Дубровин, Пуришкевич |
Документы | 4, 7 | 2, 6, 8 | 1 | | 3, 5 |
проверочный контроль
Часть 1
А1–3
А2–3
А3–4
А4–3
А5–2
А6–3
А7–2
А8–4
А9–3
А10–3
А11–1
А12–3
А13–4
А14–2
А15–4
А16–1
А17–3
А18–3
А19–2
А20–1
А21–1
А22–3
А23–3
А24–4
А25–3
А26–4
А27–2
А28–2
А29–3
А30–3
Часть 2
В1. АГБВ
В2. 1Д2В3Б4А
В3. Милюков
В4. 1В2Г3Д4Б
В5. Марксизм
В6. РСДРП
В7. 1Г2В3Д4А
В8. Пресня
В9. 1Д2В3А4Б
В10. Распутин
Часть 3
Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развёрнутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1. Г. Гапон, Николай II, начало 1905 г., Санкт-Петербург (Всего – 4.)
С2. Наивный монархизм. (Всего – 2.)
С3. Мирное шествие к Зимнему дворцу и его расстрел. (Всего – 2.)
С4. Создание Государственной Думы, начало аграрной реформы, улучшение положения рабочих и национальных окраин. (Всего – 4.)
С5. (Всего – 6.)
Сходство | Различия |
Монархисты (1), сторонники реформ (1), занимали важные правительственные должности, на которых и проводили реформы (1) | Витте реформировал промышленность и финансы (1), а Столыпин - агарные отношения (1). Столыпин был убит террористом, а Витте отправлен в отставку (1) |
С6. Россия оказалась врагом Германии (1), несмотря на сходство с ней общественного устройства, из-за соперничества в Польше (1), на Балканах (1), Ближнем Востоке (1) и торгово-экономических противоречий (1). Сближение с Францией (1) было предопределено наличием общего врага (1) и тесными связями в финансовой сфере (1) (Всего – 8.)
С7. (Примечание. При выполнении заданий на рассмотрение исторических версий и оценок желательно, чтобы экзаменуемый назвал крайние, полярно противоположные точки зрения, а его собственная точка зрения носила бы «промежуточный», по возможности нейтральный характер, но при этом была достаточно аргументирована.)
Две крайние точки зрения: кризис в России носил объективный характер (1) и был вызван сочетанием объективных факторов (аграрный вопрос, рабочий вопрос, национальный вопрос, демократизация политического строя) (4), и кризис был вызван исключительно стечением субъективных и случайных обстоятельств (слабость царя, случайное втягивание России в войну, подрывная деятельность большевиков и других революционеров) (3).
На мой взгляд, кризис стал результатом сочетания субъективных и объективных факторов. Базировался он, несомненно, на объективной основе, но стал возможен благодаря в том числе и действию субъективных факторов (2). (Всего – 10).