Тренинг «Мои ресурсы»
Выполнила: педагог-психолог
Стрельцова Т.Н.
Мелитополь,2024
Вводная часть
Ритуал приветствия «Я рад тебя видеть, потому что…»
Участники по кругу обращаются к соседу справа, начиная со слов «Я рад тебя видеть, потому что…».
Основная часть
Беседа «Внутренние ресурсы личности»
Ведущий: «Развитие жизнестойкости происходит благодаря внутренним ресурсам личности.
Внутренние ресурсы – это то, что скрыто внутри нас, то, что придает нам самостоятельность и независимость и благодаря чему, мы можем чувствовать себя спокойно и уверенно, даже если в настоящее время не получаем поддержки со стороны окружения.
Наличие внутренних ресурсов позволяет преодолевать стрессовые ситуации с минимальными потерями, выдерживать нагрузки и сохранять себя. Также к внутренним ресурсам относятся: жизненные ценности, опыт и знания, умения и навыки, а также иные способности и прочее. Если у человека внутренних ресурсов достаточно, и они хорошо развиты, то такой человек стрессоустойчив, у него много получается, он отличается жизнестойкостью.
Про таких людей говорят, что у них есть внутренний стержень. Если внутренних ресурсов недостаточно, то такой человек быстро устает, сдается, отказывается от своих целей и желаний, довольствуется малым.
Когда ресурсы на исходе, их можно восполнить благодаря различным техникам самопомощи. Самый простой вид самопомощи для поднятия внутренних ресурсов – начать хвалить себя даже за небольшие действия и успехи.
Это приучает нас постепенно концентрироваться на позитивных аспектах. Такой навык поможет не зацикливаться ежедневно на негативе и восполнить энергию. Применяя его постоянно, через неделю вы уже сможете сравнить, как изменилось ваше состояние после того, как вы начали себя хвалить за любые достижения».
Какие же бывают психологические ресурсы?
Виды психологических ресурсов | Какие бывают |
Внешние ресурсы человека | К внешним относят финансы, имущество, социальные связи, статус, поддержка других людей, общение, признание, партнерские отношения, информация, власть и т.д. |
Внутренние ресурсы | Жизненный опыт, навыки и умения, способности, духовные ценности, здоровье, иммунитет, характер, интеллект, самооценка, таланты. |
3. Упражнение «Солнце»
Оборудование: бумага, цветные карандаши.
Ведущий: «Приготовьте бумагу и карандаш яркого цвета. Предлагаю нарисовать круг, символизирующий ваше солнце. Проведите от него столько лучей, сколько выделите у себя положительных качеств, помогающих справиться выхода из сложных ситуаций. Запишите каждое качество на отдельном луче вашего солнца.
Сколько у вас получилось лучей?
Хотелось бы вам добавить ещё лучиков? Почему?
Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
4.Упражнение «Измерение моих внутренних ресурсов»
Ведущий: «Для того, чтобы лучше узнать, свое ресурсное состояние, предлагаю сделать оценку ресурсов по пятибалльной шкале (от 1 до 5 баллов), где 1 балл – это минимальная степень развития данного ресурса и, соответственно, 5 баллов присваивается ресурсу при достаточной степени его развития.
- Предлагаю совместно составить список ресурсов, которые помогают нам справляться с жизненными трудностями, а затем перейти самостоятельной работе по их оценке».
Вопросы для обсуждения:
- Какие ресурсы особенно развиты у вас, а какие – нет?
- Какие ресурсы, на ваш взгляд, требуют развития?
Упражнение «Четвертинки»
Ведущий: «Возьмите лист (формата А4) и проведите линии так, чтобы у вас получилось четыре квадрата. Далее вам нужно будет ответить на 1 вопрос:
-«Кто я такой?»
Сделать это нужно быстро, свои ответы запишите в первый столбик (те ответы, которые пришли сразу в вашу голову).
В следующем столбике (2) то, что могли бы рассказать о вас ваши родители (папа или мама).
В 3 столбик то, что о вас мог бы написать участник группы, сидящий слева (как об участнике вашей команды).
- Когда все пункты прописаны, сверните свой лист и отдайте соседу слева.
«Ваш сосед, заполняет, в оставшемся пустом столбике (4) должен написать десять ответов на вопрос: «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?».
После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь».
6. Упражнение «Карта ресурсов»
Цель упражнения: повышение уверенности в своих силах, активизация личностных ресурсов.
Оборудование: бумага, карандаши, клей.
Ведущий: «Давайте поговорим о том, что помогает нам в достижении наших целей и преодолении жизненных трудностей. Это называется ресурсами, среди которых можно выделить внешние (например, место жительства, учебы, различные материальные ценности), социальные (к которым относится наше окружение, которое поддерживает нас на жизненном пути) и
внутренние (такие, как интеллектуальные и волевые качества, особенности личности, знания и умения, различные элементы жизненного опыта). Я предлагаю вам составить карту ресурсов, на которой вы сможете изобразить все, что помогает вам и поддерживает».
Ведущий предлагает использовать все имеющиеся предметы, а также добавлять или дорисовывать то, что участники считают необходимым. На работу отводится 15-20 минут. После того, как все закончили, обучающиеся проводят презентации своих композиций.
Ведущий: «Сейчас я хотел бы попросить рассказать о картах ресурсов, которые у вас получились.
- Каких ресурсов оказалось больше: внешних, внутренних или социальных? - - Какие было сложнее всего определить?»
Заключительная часть
Рефлексия.
Примеры вопросов для обсуждения:
- Что нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
- Какие полученные знания будете примять в жизни?
- Что нового хотелось узнать в будущем?
- Чему научиться?
Как восполнить психологические ресурсы
Восполнять энергию, внутренние и внешние жизненные запасы можно по-разному. Ниже мы приведем несколько действенных советов, которые не потребуют от вас финансовых затрат.
Хвалите себя даже за маленькие победы. А еще лучше празднуйте их. Конечно, закатывать «пир на весь мир» из-за того, что вы побороли лень и пошли на занятие в фитнес-клуб, не стоит. Но похвалить себя за это достижение надо. Праздничный ужин можно приготовить не только на день рождения — «торжественности» потребует завершение очередного проекта на работе. Фиксация на позитивных ситуациях продлевает удовольствие и наполняет вас изнутри.
Переключите внимание. Недаром говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Устали от активности —- помедитируйте, если у вас были умственные нагрузки — включите любимую музыку и потанцуйте.
Поддерживайте социальные связи. Находите новых друзей и общайтесь со старыми, посещайте новые места, окружите себя увлеченными людьми — лучший способ восполнить внешние ресурсы.
Цитата: Умеренные физические нагрузки такие как скандинавская ходьба, плавание, йога способствуют восстановлению жизненных сил.
Не отказывайтесь от тактильного контакта. Дружеские объятия и улыбка поддерживают лучше энергетиков. Обнимайтесь с любимым человеком, детьми, родственниками и даже с домашними животными — позитивных эмоций не бывает очень много.
Наладьте режим питания и сна. Старайтесь принимать пищу и ложиться спать примерно в одно и то же время. Уберите из рациона пищевой «мусор» и фастфуд. Ешьте больше клетчатки, овощей и фруктов. Создайте комфортную атмосферу для сна — возможно придется поменять матрас или подушку.