Тренинговое занятие
МОЯ ЛЮБИМАЯ ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА
Познание самого себя – весьма увлекательное занятие. Название тренингового занятия не случайно. Мы часто не задумываемся о своих действиях, привычках, поведении. Мы редко задаём вопросы сами себе по поводу своего поведения. Чаще нас привлекает в разговоре поведение других людей. Хорошо или плохо иметь привычки? Хорошие или плохие привычки живут в нас самих? На эти вопросы мы попытаемся ответить, прежде всего, самим себе, в конце наших занятий. Кстати, выделить среди массы человеческих привычек, безусловно, вредные практически нереально. Доказательство этого мы попробуем предоставить по ходу наших встреч.
Цель занятия – предоставить информацию о природе привычки, о положительных и отрицательных сторонах данного явления, а также научиться, самостоятельно противостоять своим привычкам с наименьшими психическими потерями для себя и окружающих.
Занятия предназначены для специалистов социально-психологической службы, педагогов и учащейся молодёжи.
Предполагаемые результаты:
участники тренинга осознают для себя природу возникновения привычек вообще и каждой в частности;
будут готовы принимать себя и других такими, какие они есть;
смогут определиться для себя, как избавиться от негативных привычек, которые им не нравятся.
Ход занятия: Участникам предлагается занять места на стульях, которые стоят по кругу.
Информирование.
Название нашего занятия «Моя любимая вредная привычка». Именно любимая. Ведь привычки есть у каждого, и избавиться от них порой очень трудно. На наших занятиях мы попробуем посмотреть на наши привычки с незнакомого для нас ракурса и отказаться от них, с наименьшими потерями для здоровья. А сейчас мы предлагаем вам упражнение, которое поможет начать работу нашей группы.
Упражнение «Знакомство»
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, знакомство с участниками группы, формулирование понятия «привычка».
Материал: бумага, цветные карандаши, фломастеры, булавочки по количеству участников для крепления визиток.
Участникам предлагается изготовить для себя визитки, которые бы отвечали на вопрос: «Как меня зовут? или как я хочу, чтобы меня звали», а также одним словом указывали на самую «милую» свою привычку. Например: Танюша-жадина, Светик-плакса, Мишутка-Опаздалкин и т.д.
По завершении работы все участники крепят свои визитки так, чтобы всем участникам было удобно видеть, и рассказывают несколько слов о себе и своей привычке.
Мы познакомились друг с другом и с привычками, которые живут в нас. И продолжая нашу работу, хочется сказать, что любая группа начиная своё совместное дело, вырабатывает определённые правила поведения и вашему вниманию предлагается несколько правил поведения в группе, которые можно изменить или дополнить:
Правило «Я» (разговор ведётся только от своего лица).
Правило «Дисциплина» (посещение занятий без опозданий, участие во всех упражнениях, предлагаемых ведущим).
Правило «СТОП» (при нежелании высказывать свои сокровенные чувства можно помолчать).
Правило «Один говорящий» (одновременно может говорить только один человек).
Правило «Уважение».
Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об участниках должна остаться в группе и не обсуждаться за её пределами).
Мы теперь группа со своими правилами. И для того чтобы продолжить нашу работу предлагаем вам тест.
Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»
Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.
Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?
когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?
Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?
Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?
Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?
Легко ли вы переходите от одного дела к другому?
Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?
Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.
Интерпретация.
1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Незнакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.
3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.
6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.
Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.
Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.
Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три.
Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.
Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее.
И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки.
По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения.
Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно.
И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.
Упражнение «Орешек»
Участникам раздаются грецкие орехи и ведущий просит их расколоть. Для этого они могут использовать все подручные средства и те предметы для колки орехов, которые предлагает ведущий. Главное, чтобы все участники разбили свой орех.
Обсуждение. Рассмотреть способы «добывания» ореха из скорлупы. Обращая внимание, что все это делают по-разному. Так как они привыкли. Очень важен момент ожидания: «Какая внутренность из ореха мне попадётся?». Ведь мы знаем, что не все орехи могут быть целыми. Так и в жизни – не всегда получаешь тот результат, который ожидаешь. В этой ситуации главное те чувства, с которыми ты встречаешь «поражение», и как научиться противостоять психически произошедшим «неприятностям».
Упражнение «Совет друга»
Цель: Помочь участникам разобраться в «нужности» своих привычек, предложить способы избавления от привычек и научить отличать вредные привычки от личных особенностей.
Участники оставляют у себя предыдущие листочки с написанными привычками. Можно поменяться или написать свою привычку, если данной привычки у вас нет. По кругу, каждый участник даёт совет как бы он избавился от данной привычки. Таким образом, у каждого получается несколько вариантов «избавления» от привычки.
Обсуждение. Здесь главное понять своё отношение к «своей» и «чужой» привычке и выбрать тот путь «жизни» рядом, который тебе наиболее удобен и наименее неприятен для других.
Упражнение «Мнения».
Цель: стремиться к изучению самого себя, к изменениям своего поведения, формировать грамотно и обосновано отстаивать свою точку зрения (через выражение несогласия, протеста, возражения собеседнику).
Проведение: Все участники стоят, стулья расставлены вдоль противоположных стен. Тренер зачитывает инструкцию: Сейчас вам будут представлены мнения людей, возникшие по поводу различных жизненных проблем. Те, кто согласен с этим мнением, усаживаются справа от меня, кто не разделяет это мнение – слева. В центре не должно остаться ни одного человека, то есть сомневающихся быть не должно. Далее идет зачитывание мнений:
все недобрые поступки не остаются безнаказанными;
людям, которые лгут трудно смотреть в глаза;
любого преступника можно оправдать благодаря ловкой защите адвоката;
каждый человек должен следовать чувству долга и ответственности;
соблюдение законов является обязательным для всех;
если установленное правило не нравится, то его можно нарушить;
человека, который солгал, обязательно будет мучить совесть.
Далее идет обсуждение. Тренер обращается к одной группе и просит каждого из ее членов обосновать его выбор.
Во время ответов тренер занимает нейтральную позицию и внимательно выслушивает. Дискуссию продолжают до тех пор, пока четко не проявится позиция каждой группы. В процессе обсуждения мнение может меняться и можно перейти в противоположную группу.
Упражнение “Разожми кулак”
Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (не нанося физических повреждений). По окончании ведущий выявляет, использовались ли не силовые методы вроде просьб, уговоров, хитрости.
Обсуждение ситуаций, когда вас пытаются заставить, что-либо сделать. Выводы о способах заставить человека сделать что-либо.
Упражнение “Уговор”
Введение понятия манипулирования, группового давления. Дискуссия о видах группового давления. Выполнение упражнения. Доброволец в центре группы, которая пытается заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться. При этом сам учащийся или вся группа оценивает, какой из видов давления использовался (лесть, шантаж, уговоры, запугивание и т.д.).
Упражнение «Вредная привычка»
Участникам предлагается записать на пяти отдельных карточках самое дорогое, что у них есть в жизни. Затем ведущий предлагает представить его в качестве самой вредной привычки ( курение, употребление спиртных напитков, наркотических веществ) каждого из участников и проходит по кругу, забирая карточки по возрастанию значимости.
Обсуждение. Участники обсуждают, как им было тяжело и страшно терять самое дорогое и важное в жизни из-за какой-то, казалось бы, незначительной привычки. Здесь важно обсудить чувства, возникающие при осознании ответственности за свой выбор.
Упражнение-рефлексия «Внутренний голос» Участникам предлагается выбрать понравившуюся мягкую игрушку и через мягкую игрушку рассказать о своих ощущениях полученных от работы группы.
Ритуал прощания
Участники группы прощаются с членами и начинают со слов: «Я Лена-опаздалкина ...». Завершающее слово может носить характер пожелания, обещание и т.д.