ТРЕНИНГ
Тема: «Мы умеем общаться»
Класс: 7,8
Выполнила:
Павлова Нелли Владимировна
Курск 2019
Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение коллектива
Задачи:
Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;
Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
Формирование адекватной оценки себя и других;
Активизация процесса познания себя и окружающих;
Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.
Форма занятия: групповая
Оборудование.
Демонстративный материал: мяч, презентация
Раздаточный материал: карточки, на которых перечислены различные чувства; карточки с фразами из стихотворений
Группа численностью 6-8 человек. Возраст 13-14 лет.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
1.1 Ритуал приветствия
Упражнение. «Имя + что обо мне никто не знает.»
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: «Я Нелли Владимировна, никто не знает, что я…»
2 часть: а теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то, что о нем узнал. Например: Ваня, я узнала, что ты…»
Упражнение. «Продолжи фразу.»
Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю, что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
1.2 Разминка.
Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Основная часть.
Упражнение «Дискуссия»
Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение в кругу :
Что получилось, что нет, удалось ли договориться.
Что мешает нам общаться?
Сейчас мы с вами сделаем небольшой перерыв, и вернемся к работе.
Гигиеническая пауза
Беседа.
Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6.
При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика),
около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова. (Слайд 1)
Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то, что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался. (слайды 2,3,4)
Сухое Упражнение: Передай чувство мимикой.
На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.
Упражнение. Передай чувство, только голосом.
На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. (Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться.) Задача остальных определить чувство.
Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.
Полусухое упражнение. Упражнение. Толстое стекло.
Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
Ролевая игра «Подсказка другу».
Ученик у доски. Группе раздаются фразы из стихотворения. Один ученик. Один учитель. Задача группы без помощи речи определить порядок фраз в стихотворении и по очереди «подсказывать» ученику. Задача ученика вербально воспроизвести стихотворение. Задача учителя сверить рассказанное стихотворение с оригиналом.
Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. Домашним заданием будет понаблюдать за людьми: их мимикой, жестами, эмоциями. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит уметь слушать.
Риуал прощания.
А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было приятно с тобой сегодня быть в паре.