СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Мы умеем общаться"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение  коллектива

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Мы умеем общаться"»









ТРЕНИНГ



Тема: «Мы умеем общаться»

Класс: 7,8





Выполнила:

Павлова Нелли Владимировна





























Курск 2019





Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение коллектива

Задачи: 

  1. Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;

  2. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

  3. Формирование адекватной оценки себя и других;

  4. Активизация процесса познания себя и окружающих;

  5. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.

Форма занятия: групповая

Оборудование.

Демонстративный материал: мяч, презентация

Раздаточный материал: карточки, на которых перечислены различные чувства; карточки с фразами из стихотворений

Группа численностью 6-8 человек. Возраст 13-14 лет.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

1.1 Ритуал приветствия

Упражнение. «Имя + что обо мне никто не знает.»

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.

Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: «Я Нелли Владимировна, никто не знает, что я…»

2 часть: а теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то, что о нем узнал. Например: Ваня, я узнала, что ты…»

Упражнение. «Продолжи фразу.»

Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.

Фразы:

 - Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.

-Особенно меня раздражает, что я…

 - Мне бывает стыдно, когда я….

- Верю, что я…

- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….

- Иногда люди не понимают меня, потому что я….

1.2 Разминка. 

Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Строй».

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.



  1. Основная часть.

Упражнение «Дискуссия»

Вы  разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

Обсуждение в кругу :

Что получилось, что нет, удалось ли договориться.

Что мешает нам общаться?

Сейчас мы с вами сделаем небольшой перерыв, и вернемся к работе.


Гигиеническая пауза 

Беседа.

Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6. 

 





При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика),

  около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр)  и около 7% собственно слова. (Слайд 1)

 Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.

И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.

Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.

При общении мы выражаем то, что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался.  (слайды 2,3,4)

 Сухое Упражнение: Передай чувство мимикой.

На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.

Упражнение. Передай чувство, только голосом.

На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. (Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться.) Задача остальных определить чувство.

Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.

Полусухое упражнение. Упражнение. Толстое стекло.

Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.




Ролевая игра «Подсказка другу».

Ученик у доски. Группе раздаются фразы из стихотворения. Один ученик. Один учитель. Задача группы без помощи речи определить порядок фраз в стихотворении и по очереди «подсказывать» ученику. Задача ученика вербально воспроизвести стихотворение. Задача учителя сверить рассказанное стихотворение с оригиналом.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.

Что для вас было сегодня нового?  Чему научились? Ваши чувства, эмоции.

Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. Домашним заданием будет понаблюдать за людьми: их мимикой, жестами, эмоциями. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит уметь слушать.

Риуал прощания.

А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу. Спасибо Маша, мне было приятно с тобой сегодня быть в паре.