ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «САРАНСКИЙ АВТОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Внеклассное мероприятие:
«ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ»
Разработчик:
социальный педагог
Воронина К.А.
Саранск,2023г
ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ!
Воронина К.А.
ГАПОУ РМ «Саранский автомеханический техникум»
Раздел: «Психолого-педагогический подход в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
развитие умения работать в команде;
развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
сплочение коллектива.
*Прежде всего тренинг начинается с приветственного слова, которое занимает не больше 5 минут. В данном случае достаточно сказать о себе два-три слова, особенно не вдаваясь в подробности, выразить готовность быть открытым для диалога, подчеркнуть значимость активности студентов, в том числе при задавании вопросов.
Приветственное слово
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
2. Формирование норм и правил в группе.
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.
Общение по принципу «здесь и сейчас. Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
Называть друг друга только по имени.
Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
«Правая рука» - когда ведущий поднимает правую руку-все молчат.
3. Основная часть
После обсуждения правил можно проводить знакомство. Оно может проходить в различных формах:
Упражнение 1. «Знакомство»
Цель: знакомство с участниками тренинга
Время: 5-10 минут
1-й вариант: «Самопрезентация», на которую отводится примерно 10 минут. Упражнение выполняется в кругу. Участникам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: имя, город (село), из которого приехал, две лучшие черты своего характера. Ведущие и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность в получаемой информации и помогает ему более полно раскрыться.
Нет ничего более препятствующего сплочению группы, как незнание имен участников, поэтому при возможности предварительно попросите каждого участника до начала тренинга написать имя на бейдже, чтобы без труда общаться.
2-й вариант: назвать свое имя и охарактеризовать свое настроение на данный момент, сравнив его с погодой (тогда важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).
3-й вариант: назвать свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу.
Подросткам обычно трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Нужно заострить внимание студентов, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.
4-й вариант: «Снежный ком». Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.
При обсуждении обратить внимание на то, что помогало выполнить упражнение, в каких случаях возникало волнение, смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили, как использовали приемы для запоминания.
Упражнение 2. «Давай пообщаемся»
Цель: построение коммуникации в группе
Время: 10 минут
Ведущий рассчитывает круг на 1 и 2, вторые номера делают шаг вперед поворачиваются на 90 градусов, образуя внутренний круг, по минуте каждая пара общается между собой на разные темы (рассказывают о себе, о интересах) по команде ведущего внутренний круг делает шаг вправо, тем самым меняя пару. И так пока не вернутся на свои места.
Упражнение 3. «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: поиск общих интересов
Время 5-10 минут
Ведущий, находясь в центре круга, произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!». Участники, кто любит мороженое, быстро между собой меняются местами. В это время ведущий занимает чье-либо освободившееся место. Тот, чье место оказалось занятым ведущим, становится в центр круга и произносит любую фразу, которая начинается со слов: «Поменяйтесь местами те, кто…».
Анализируя упражнение, можно подвести участников к тому, что люди между собой чем-то могут быть похожими.
Упражнение 4. «Постройтесь по…»
Цель: выявление лидера коллектива, построение коммуникации.
Время: 10 минут
Ведущий даёт команду ребятам построится по конкретному признаку.
Например «Постройтесь по цвету волос», «по возрасту» «по начальной букве имени в алфавитном порядке» и т.д.
Самое главное-упражнение проходит в полной тишине. (выявляется лидер)
Упражнение 5 «Паутина»
Цель: установление контакта, выявление лидера
Время: 10 минут.
Предложите каждому вытянуть левую руку вперед и взять за руку любого попавшегося человека. Далее предложите участникам вытянуть правую, и соедините руку со случайным человеком. Ближайшего соседа брать за руку нельзя. После того как инструкция исполнена, попробуйте распутать паутину не расцепляя рук. (Это упражнение так же проходит в полной тишине)
Упражнение 6 «ФИГУРЫ»
Цель: выявление лидера, построение коммуникации
Время: 5-10 минут
В полной тишине, ведущий говорит построится в конкретную фигуру, (квадрат, прямоугольник, овал, круг, треугольник, сердце и т.д.) (выявляется лидер)
Упражнение 7. «Восковая палочка» (на доверие)
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников
Время: 10 минут
Образовать круг лицом в центр, а в центр становится юноша или девушка, расслабляется, закрывает глаза и начинает падать назад, вперед, вбок – в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив или по кругу так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах. Важно, чтобы составляющие круг встали надежно, с отставленной назад опорой ногой и готовыми – надежными и нежными – руками.
Начало и конец качания и смена качающегося происходит по команде ведущего. После каждого качания (или по завершению упражнения) качающийся, и группа обмениваются впечатлениями – одна минута: чувствовал ли каждый доверие к группе, качающийся описывает свои ощущения, может указать "лучшие" и "худшие" руки (более или менее вызывающие доверие).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КОМАНДА».
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия
Время:3-5 минут.
Каждый участник коллектива, начиная с ведущего, в середину круга направляет ладонь с пожеланиями к группе, далее это же действием повторяет каждый участник группы, образуя сцепление рук, и в конце, когда все положили свою ладошку - громко кричим «Мы команда»
Обсуждение
«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Как изменилось Ваше настроение?
Заключительное слово:
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!