Тренинг для педагогов ДОУ
Тема: «Сплочение педагогического коллектива»
Дата проведения: 3.03.2023 г.
Количество участников: 12
Цель тренинга: сплочение группы педагогов, построение эффективного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. Формировать благоприятный психологический климат в ДОУ;
2. Вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей;
3. Развивать умение работать в команде;
4. Способствовать сплочению группы.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Ход тренинга
Психолог:
«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат - это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».
В течение нашего тренинга вы будете выполнять задания по teambilding, т.е. на сплочение коллектива. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
1. Упражнение «Знакомство»
Цель: дать возможность рассказать о себе, представиться перед коллективом.
Нам предстоит большая совместная работа, в коллектив вливаются новые педагоги, поэтому нам нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Предлагаю вам представиться: назвать имя, отчество, рассказать немного о себе (кем работаете, в какой группе).
2. Принятие правил группы:
Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.
1. Доверительный стиль общения.
2. Давать безоценочное суждение - способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека.
3. Активно и с юмором участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.
4. Добровольное участие. Кто не хочет, может не говорить.
3. Упражнение «Друг к дружке»
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор: «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Встаньте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!» вы должны поменять партнера.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
4. Упражнение «Волшебная пещера»
Цель: групповое сплочение.
Ведущий зачитывает описание ситуации.
Ведущий.
Представьте, что ваша группа отправилась в путешествие на ковре-самолете и случайно попала на необитаемый остров, который представляет собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.
На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней. Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.
Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка - 7-8 минут.
После выполнения этой части задания группа получает следующую инструкцию.
Ведущий.
У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры всего 10 предметов. В течение 10 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список.
Обсуждение
Удалось ли участникам группы договориться? Если нет, то почему?
Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие - препятствовали?
Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?
5. Упражнение «Душечка-Марфушечка»
Цель: показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры»
Методика игры: выбирается добровольцы, ведущий приглашает их выйти из аудитории и подождать, пока их пригласят войти. Оставшимся объясняют правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному, и прослушивать приготовленный рассказ, а затем пересказывать следующему человеку всё, что они запомнили. Участники не должны ничего подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче одного человека к другому. Когда последний доброволец передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, предложенный в самом начале.
В конце игры нужно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе и СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам, мифам.
Обсуждение:
- За счет чего произошло искажение информации?
- Что «своего» каждый внес в рассказ?
- Бывает ли так в жизни?
- Что надо делать, чтобы искажения были минимальными? (Записывать, задавать уточняющие вопросы и т.д.)
Рефлексия: какие факторы влияют на искажение информации, как происходит замена информации и ее потеря.
Выводы: 1) можно рассмотреть передачу информации в зависимости от каналов (визуал, аудиал, кинестетик)
2) даются методы эффективного слушания.
Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.
Текст № 1. «Письмо» Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат. Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».
6. Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до 10, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием».
- Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!