Неагрессивное настаивание на своем.
Цель урока – научить обучающихся неагрессивно настаивать на своем и сопротивляться давлению сверстников.
Главные задачи урока
Идентифицировать общеизвестные ситуации, когда люди затрудняются неагрессивно настаивать на своем.
Идентифицировать тактики убеждения.
Упражняться в вербальных и невербальных навыках неагрессивного настаивании на своем.
Обсуждение альтернативных способов поведения в ситуациях, когда подростков принуждают к чему-либо (курить, пить и др.).
Введение
Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом уроке вы научитесь тому, как справляться с такими ситуациями более эффективно, то есть научитесь неагрессивно настаивать на своем.
Ситуации неагрессивного настаивания на своем.
Задача – перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Составьте список ситуаций на доске.
Примеры:
сказать нет другу
выразить другое (несхожее) мнение
попросить об одолжении
высказать претензии
вернуть назад некачественный товар, купленный вами
кто-то впереди вас влез в очередь
сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно
сказать нет тому, кто пытается вам что-то продать
Что такое неагрессивное настаивание на своем
Задача – идентифицировать разные виды поведения: агрессивное, пассивное, неагрессивное настаивание на своем.
На приведенные ситуации на доске можно реагировать тремя разными способами.
Первый и наиболее распространенный – это быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.
Второй способ – это агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование или проявление неприятного характера.
Третий и наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях – это неагрессивно настаивать на своем. Неагрессивное настаивание на своем предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выражать себя и ответственность за манеру поведения.
Определения
Пассивность означает принятие без возражений или сопротивления.
Агрессивность – поведение во враждебной манере.
Неагрессивное настаивание на своем – поведение, при котором вы действуете в своих интересах наилучшим способом, стоите за свои права без ненужной тревожности, выражаете себя открыто и честно или имеете дело со своими правами, не задевая прав других людей.
Попросите учеников привести примеры агрессивного, пассивного поведения и неагрессивного настаивания на своем в 2-3 перечисленных выше ситуациях.
Причины того, чтобы не настаивать неагрессивно на своем
Задача – идентифицировать причины того, почему большинство людей не умеют неагрессивно настаивать на своем.
Спросите учеников, как, по их мнению, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства.
Примеры:
Не хотят начинать спор и ссору
Не хотят устраивать сцен
Боятся, что будут выглядеть глупо
Не хотят оказаться замешанными в драку
Не хотят оскорбить другого человека
Рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.
Преимущества того, чтобы неагрессивно настаивать на своем
Задача – показать выгоды неагрессивного настаивания на своем.
Попросите обучающихся сказать, какие преимущества, по их мнению, можно получить умея неагрессивно настаивать на своем. Составьте список на доске.
Примеры:
личное удовлетворение
повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите, в жизни
возрастающая самооценка
повышение чувства контроля за своей жизнью
возрастание чувства личной честности
понижение тревоги из-за межличностных конфликтов
повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх
уважение и симпатия со стороны окружающих
Вывод, который необходимо сделать
Вербальные и невербальные навыки неагрессивного настаивания на своем
Вербальные.
Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать нет или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать нет включает три компонента:
скажите о вашей позиции (мнении, отношении) по вопросу
назовите причины или суждения в пользу этой позиции
признайте позицию и чувства другого человека
Упражнение. Разделите учеников на группы по 5 человек, каждая из которых выберет какую-то ситуацию и напишет сценарий. Затем каждая группа подготовит ролевую игру. Через 5 минут попросите группы показать ролевые игры, которые они подготовили.
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах. Это предполагает процедуру, состоящую из двух шагов:
скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена
потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена
Последний навык неагрессивного настаивания на своем включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Для этого единственное что надо, это сказать, что вы чувствуете.
Например, «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.п.
Попросите учеников разыграть сценки, иллюстрирующие этот навык.
Вывод, который надо сделать. Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем:
я чувствую
я хочу
мне не нравится
я могу
я согласен
Невербальные навыки неагрессивного настаивания на своем
Умение неагрессивно настаивать на своем предполагает как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение. Ниже перечислены его элементы:
громкость голоса
поток произносимых слов
контакт глаз
выражение лица
положение тела (поза)
дистанция
Попросите учеников разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на вербальных компонентах неагрессивного настаивания на своем.
Сопротивление давлению сверстников
Задача – обозначить ситуации (приложение 1), когда подростков принуждают к чему-либо.
Попросите обучающихся привести примеры ситуаций, в которых они чувствовали давление и внушение со стороны сверстников.
Задача – обсудить альтернативные подчинению способы поведения в такой ситуации.
Попросите обучающихся обсудить, каким образом такие ситуации могут быть преодолены. Попросите назвать альтернативные подчинению способы поведения в таких ситуациях. Выберите несколько ребят для разыгрывания ролевой игры, в которой будут продемонстрированы предложенные классом альтернативные варианты поведения. Спросите их мнение – какие приемы будут в реальной жизни действовать лучше всего?
Выводы
Задача – обобщить основную информацию урока.
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет вам открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.
Имеется много преимуществ у неагрессивного настаивания на своем, но главнейшие из них - повышение вероятности получения того, что вам в жизни надо и личное удовлетворение.
Неагрессивное настаивание на своем включает и вербальные и невербальные компоненты.
Неагрессивное настаивание на своем может быть сформировано путем упражнений, образцы которых были приведены на этом уроке.
Давление сверстников пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного настаивания на своем.
Приложение 1
Давление сверстников и как с этим справиться
Несколько ваших друзей в туалете. Один говорит: «Как насчет кинуть петарду в унитаз?», другие говорят: «Да ей(ему) слабо!», предполагая, что ты хочешь это сделать.
Ты на дне рождении и все, с кем ты пришел, курят. Ты выглядишь белой вороной. Некоторые из них предлагают тебе покурить. Ты никогда прежде не курил.
Ты на общешкольном турслете. После его завершения ребята остались и стали поджигать траву. Один дает тебе зажигалку и говорит: «Поджигай!».
После игры в футбол, ребята решили идти на заброшку. Предлагают тебе пойти с ними.
Возможные способы преодоления подобных ситуаций
Извиниться и сказать, что тебе нужно уходить.
Сказать правду, что ты не хочешь и надеется, что тебя поймут.
Отложить на время. Сказать: «Нет, спасибо, я сейчас не хочу».
Материалы для учеников
Как приобрести навыки неагрессивного настаивания на своем
Как сказать нет
Скажите о вашей позиции. Скажите окружающим, что вы чувствуете, или прямо ответьте на просьбу. «Нет, я не могу тебе дать свою колонку!»
Обоснуйте свою позицию. «Нет, мне это самому нужно!» или «Я уже обещал кому-то еще наушники».
Будьте понимающим. Дайте другому человеку знать о том, что вы понимаете его мысли, чувства, требования. «Я знаю, что тебе она действительно нужна, но я, к сожалению, ничем не могу помочь».
Как настоять на своих правах, попросить об одолжении
Обозначьте ситуацию или проблему, которая должна быть изменена. Скажите другому человеку, в чем состоит ситуация, которая должна быть изменена.
Скажите, как вы можете изменить ситуацию или решить проблему. Скажите другому человеку, что с вашей точки зрения он должен делать, или о чем вы его просите, или на чем вы настаиваете.
Как это сказать
Следующие три шага помогут вам неагрессивно настоять на своем, используя невербальные средства.
Громкость голоса. Не шепчите или бубните. Говорите с нормальной громкостью и тоном.
Контакт глаз. Не смотрите в сторону, когда говорите с человеком, не смотрите в пол. Смотрите ему прямо в глаза.
Выражение лица. Убедитесь в том, что ваше лицо говорит то же самое, что вы говорите словами. Например, не улыбайтесь, когда говорите, что что-то вас злит.
Дистанция. Держите правильную дистанцию с человеком, с которым вы говорите. Стойте подальше, если вы не хотите с ним соглашаться, если же хотите согласиться – держитесь ближе.
План действий по неагрессивному настаиванию на своем
Инструкция: ниже приведены распространенные ситуации, в которые попадает подростки. Как с ними справиться? Что вы предлагаете сделать?
Ситуация | Что с ней можно сделать |
Ты стоишь в очереди за обедом в школьном буфете, кто-то лезет вперед без очереди | |
Ты едешь в автобусе, где не принято курить. Твой сосед закуривает электронную сигарету. | |
Ты в доме друга. Все пьют пиво. Предлагают тебе. Ты не хочешь. | |
Твой друг просит у тебя колонку. Ты не хочешь давать ему ее, т.к. боишься, что сломает. | |