Тренинг «Пятый класс: что нового?»
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки пятиклассникам в период адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: 1.формирование у учащихся:
- представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
- с разными формами коммуникации;
- с нормами и правилами поведения на новом этапе школьной жизни.
3. Создание условий для:
- снижения тревожности;
- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
1. Приветствие.
Если услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами.
Каждая пара за столом приветствует своего соседа словами «Добрый день, Лена»… и все «Добрый день, Елена Владимировна»
2. Сообщение целей занятия. Принятие правил. У каждой пары на столе карточка с правилами
Психолог знакомит участников тренинга с правилами работы на занятии:
Слушать друг друга, не перебивая.
Говорить только от своего лица.
Проявлять активность.
Избегать критики по отношению к другим.
3. Работа по теме.
2. Упражнение «Продолжи фразу»
На доске висит плакат с рисунком горы, которая отображает школьный путь с первого класса до одиннадцатого.
Посмотрите внимательно на свой путь. Вы дошли почти до середины своего школьного пути. Что-то вы уже видели, знаете, умеете, а что-то вам предстоит еще узнать, научиться. Я предлагаю вам сейчас продолжить фразы «В начальной школе мне больше всего запомнилось…», «В пятом классе я могу (хочу)…». Вы передаете игрушку соседу и продолжаете фразы.
Обобщение высказываний: вы все имеете довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. А вот каким он будет зависит от вас. Что нового появилось у вас с переходом в пятый класс? Беседа о том, что их ожидает в пятом классе.
3.Упражнение «Те, кто…»
Встаньте те, кто любит мороженое, те, кто родился в сентябре, кому нравится играть в футбол.
Возьмитесь за руки все, кто является учеником пятого класса.
Оказывается, у вас очень много общего при всем при том, что вы все разные.
4.Упражнение «Что важно для меня?»
Представьте, что вы с родителями уезжаете надолго на каникулы на необитаемый остров и вам предлагают взять с собой только три вещи самые необходимые для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листке.
Далее идет обсуждение.
Рефлексия.
Кто-нибудь выбрал тоже что и ты?
Чьи записи тебя удивили?
Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
О ком ты узнал что-нибудь новое?
5. Создание портрета класса.
Цель: формирование сплоченности, повышение ценности личности каждого учащегося.
Сегодня мы попытаемся создать портрет своего класса. Выберите любой цветной лист и изобразите на нем то, что может расти на дереве… А теперь напишите на нем свое имя и одно свое самое лучшее качество, которым вы можете быть полезны своему классу. Например: Я смогу выступать от класса на соревнованиях по футболу.
(готовые работы наклеиваются на дерево в том месте, которое выбрал сам автор. Автор комментирует свою работу).
6. Рефлексия.
7. Итог.