УДК 31.1
ТРЕНИНГ ПО ОСВОЕНИЮ ПРИЕМОВ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА
КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В.В. Ямских
Научный руководитель Е.А. Биркун, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
Сибирский федеральный университет
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра информационных технологий обучения
и непрерывного образования
В устройстве современного мира человек вынужден брать на себя такое количество задач, которое он не всегда способен осилить, но это не отнимает необходимости воплотить каждую из них в жизнь и получить желаемый результат. Самым трудным в ходе работы для человека становится рационально распределить имеющееся у него время. Инструменты тайм-менеджмента призваны помочь человеку управлять процессом распределения времени.
Тайм-менеджмент содержит рекомендованный свод правил, эффективность которых была доказана российскими и зарубежными специалистами по научной организации труда и рациональному использованию времени (А.Ф. Журавский, П.М. Керженцев, Г.С. Альтшуллер, Ф. Тейлор, Л. Гилберт, Б. Франклин и др.) [1].
Тема тайм-менеджмента не нова, но в рамках образования и педагогической деятельности она рассматривается косвенно и находится в русле образовательных ориентиров инновационной политики.
В условиях реализации ФГОС одним из базовых требований к педагогу выступает владение общими и профессиональными компетенциями. Профессионализм современного педагога – это не только определенный уровень психолого-педагогической подготовки, но и соответствующий организационный стиль специалиста.
Профессиональный стандарт педагога предусматривает ряд обязательных трудовых действий, таких, как разработка и реализация программ учебных дисциплин, планирование и проведение учебных занятий, осуществление контроля и оценки учебных достижений.
В работах М.А. Мазаловой, Е.В. Поповой раскрываются особенности самоорганизации в образовательном процессе. Задачи управления временем могут быть решены в технологии тайм-менеджмента, которая реализуется через оптимизацию временных затрат посредством управления личной деятельностью.
Молодой педагог часто не готов объективно оценить время, ему трудно предусмотреть действия, необходимые для продуктивности профессиональной деятельности, способствующие рациональному планированию и использованию времени, результативному и осмысленному труду и полноценному отдыху, молодой педагог не умеет разделять стоящие перед ним задачи на приоритетные, срочные, важные и второстепенные.
Чтобы грамотно планировать свой рабочий день, рационально использовать время не только на работу, но и на отдых, увлечения, личную жизнь, начинающему специалисту следует освоить техники управления временем или приемы тайм-менеджмента.
Тайм-менеджмент можно рассматривать как одно из направлений профессионального роста молодого специалиста сферы образования, ведь технология организации времени и повышения эффективности его использования включает в себя действия и приемы тренировки сознательного контроля времени, потраченного на конкретные виды деятельности.
Основной замысел нашего исследования заключается в том, чтобы разработать тренинги по тайм-менеджменту, которые помогут педагогам сформировать навыки самоорганизации успешной профессиональной деятельности, включающие постановку целей, планирование, самоорганизацию, мониторинг достижений и рефлексию.
Для каждого тренинга подбирались методы, приемы и инструменты, интерактивные задания, специальные упражнения и наглядные материалы. Тренинги проводились в интерактивном формате, в очном и дистанционном режиме.
Содержание занятий тренингов.
Целеполагание
Знакомство с методом постановки целей «SMART». Методика позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи;
Индивидуальная работа с упражнением Брайана Трейси – просмотр видео «10 целей Брайана Трейси»;
Проектный метод постановки цели Г. Архангельского – планирование по зонам внимания;
Пирамида Дилтса и колесо жизни – техники, которые помогают оценить и структурировать разные жизненные цели и определить проблемные точки;
Пирамида Франклина – этот инструмент помогает грамотно планировать и систематизировать дела и цели на разные временные перспективы.
Планирование и расстановка приоритетов
Знакомство с методом планирования «Альпы»;
Анализ по принципу Эйзенхауэра – определение приоритетов профессиональных и личных задач;
Индивидуальная работа по методике GTD – методика заключается в выписывании всех задач и расстановке приоритетов с помощью определенного алгоритма;
ABC-модель – техника для сортировки самых важных дел и отсеивания лишнего и ненужного;
Техника «Помидоро».
Решение (выбор актуальных техник тайм-менеджмента)
Так же участники работали с кейсами, связанные с решением профессиональных задач, в рамках тайм-менеджмента и самоорганизации. Выполняли домашние задания и знакомились с методическими рекомендациями.
При первичной и повторной диагностике, проанализировав соотношение показателей навыков тайм-менеджмента на начало и конец исследования, мы видим разницу показателей с учетом каждого компонента оценивания. Отзывы молодых педагогов о проведенных тренингах свидетельствуют, что овладение молодыми педагогами навыками тайм-менеджмента помогает им выполнять свои профессиональные обязанности с меньшими трудозатратами, оставляет время для самосовершенствования, полноценный отдых и продуктивный досуг.
Для изучения комплексного исследования навыков тайм-менеджмента была модифицирована и использована методика «Самоменеджмент – рабочий стиль» Л.В. Сафронова, В.А. Жильцовой. Результаты первичной и повторной диагностики представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Результаты диагностики «Самоменеджмент – рабочий стиль»
Для оценки навыков планирования, целеполагания, особенностей структурирования деятельности, самоорганизации был выбран тест по авторской психодиагностической методике самоорганизации деятельности (ОСД) Мандриковой Е.Ю., являющейся адаптацией англоязычного опросника структуры времени (Time Structure Questionnaire, TSQ). https://corporative.pro/test/time-management.
Исходя из результатов тестирования, участникам присваивается определенный уровень использования навыков тайм-менеджмента.
Результаты диагностики на начало и конец исследования самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 Результаты диагностики самоорганизации деятельности
Так, если применять на практике все вышеперечисленные техники и рекомендации во взаимосвязанном комплексе, тогда станет возможным привести в порядок рабочую/жизненную деятельность человека и начать получать от нее продуктивные результаты. Спустя время, когда молодой педагог научится справляться с системой тайм-менеджмента более «ловко», то его работа с высокой вероятностью перестанет вызывать у него стресс и ощущение дискомфорта [2].
Разработанные методические рекомендации тренинга опираются на основные компоненты тайм-менеджмента и могут быть использованы молодыми педагогами для личностного роста как в индивидуальном формате, так и в процессе методического сопровождения руководителями и наставниками профессионального становления учителя.
____________________________________________________________________________________© Ямских В.В., 2024
Список используемых источников
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию Эксклюзивная классика -АСТ-2007.- 680 с.
Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с.
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с.
Гастев А. К. Как надо работать (Сборник). Москва Экономика, 1972. – URL: http://ruslit.traumlibrary.net/book/gastev-kak-nado-rabotat/gastev-kak-nado-rabotat.html (дата обращения: 10 февраля 2020).
Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. – Спб.: Речь, 2006. – 371 с.
Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Тайм-менеджмент. Полный курс. М.: Альпина Паблишер, 2012. – 312 с
3