Тренинг «Техники телесно-ориентированной терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Участники: педагоги детского сада.
Цель: научить педагогов применять элементы телесно-ориентированной терапии в работе с детьми.
Задачи: показать педагогам примеры упражнений и техник, которые они могут использовать в работе, снять психологическое напряжение у педагогов.
Материалы: цветные карандаши, раздаточный материал: карта тела для проективной методики «Волшебная страна внутри нас», шишки для игрового массажа.
Продолжительность: 40 минут.
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена телесно-ориентированной терапии – одному из самых современных и продуктивных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Именно эта терапия помогает ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать и контролировать свое тело и эмоции.
Педагог-психолог:
Телесно-ориентированная терапия помогает повысить у детей сенсорную чувствительность, снять психомоторное напряжение, обучить их основам саморегуляции. Она развивает координацию, мелкую моторику, зрительный анализатор, эмоциональную сферу, навыки общения.
Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.
Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым. Психосоматическое развитие ребенка сквозь призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского можно рассматривать как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов.
Изначально психология тела возникла в русле психоанализа, в 30-х годах прошлого века. Ее основатель Вильгельм Райх был одним из учеников З. Фрейда. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц — «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.
Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. В самом деле, среди различных методов психокоррекции — невербальный, телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций. Важным достоинством телесной психотерапии является также широкое применение разнообразных техник.
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Точкой отсчета является восприятие своего тела, далее дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, менять точки отсчета.
Работа с сегментами тела — телесно-ориентированная терапия, направленная на последовательную проработку сегментов тела. «Задавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек. Задача телесно-ориентированного подхода — распускание мышечных зажимов.
Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.
Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример — возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать малыша, накричать на него. Тогда ребёнок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.
Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры. Для преодоления внутреннего напряжения надо учиться релаксации. Расслабились мышцы — отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Занятия 1-10.
Последовательная проработка сегментов тела
Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку.
Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Чем больше вы будете настаивать, тем сильнее будет зажим, так как возникает конфликт-незнание. Не боритесь с ним. Если у ребенка действительно не получается, лучше поискать приемлемый для него способ. Часто дети сами подсказывают нужные варианты, надо только внимательно отнестись к этому.
Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем.
ГЛАЗА
Пустые глаза ребенка могут свидетельствовать о нарушении чувства безопасности и чувства реальности. Хроническое неосознанное нежелание видеть болезненные, неприятные сцены может привести к нарушению функционирования глаз. нежелание видеть дальше собственного носа (А. Лоуэн). страх часто родом из детства. Пугаясь враждебного взгляда родителей, ребенок сжимается, зажмуривает глаза. Зажмуривание - это попытка игнорировать реальную ситуацию опасности.
Ребенок сужает поле зрения, как бы отодвигая опасность.
Терапевтическая цель занятий - возвращение глазам чувствительности.
Во время занятий дети, которые носят очки, должны их снять.
При работе с сегментом «глаза» ребенок иногда начинает смеяться, отворачивается или отказывается от дальнейшей работы, что может свидетельствовать о наличии у него психологической проблемы. Здесь важно не форсировать упражнение, а попытаться выясните что мешает ему, что он чувствует, т.е. оказать ребенку поддержку.
Предлагаемые упражнения помогают проработать данный сегмент тела, вернуть глазам блеск и живость, четкое зрение и чувство реальности.
Упражнение «Глазки бегают по кругу»
Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево -вправо, вверх - вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире (большим и указательным пальцами, оттягивая верхнее веко вверх, а нижнее вниз) и снова вращать глазами.
Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх и вниз,
А затем еще по кругу пробежались друг за другом.
Не догнали - спрятались (зажмурить глаза).
Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,
Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),
Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.
Упражнение «Недовольный»
Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.
Я сегодня недоволен,
Я сегодня недоспал.
Сильно я нахмурил брови,
Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.
Не могу я долго злиться,
Я играть давно хочу.
Лучше я расслаблю лобик
И к ребятам подойду.
Упражнение «Пчела на носу»
Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.
Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я ее толкну.
Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.
Примечание. При выполнении упражнения в работу включаются
многие мышцы лица.
РОТ
Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла, затылка. Защитный сегмент удерживает гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничанье.
Челюсть соединена с глазами энергетической линией. Дпительное напряжение челюсти уменьшает приток энергии к глазам и снижает зрительные возможности. Такой ребенок, вырастая, выглядит несчастным. Ведь на самом деле решительность не способна победить страх. Кроме того, подавляя плач, человек подавляет свою способность к любви.
Зажатый подбородок немного выдвинут вперед, либо втянут.
Сильно выдвинутый вперед подбородок может указывать на решительность, агрессивность, непослушание. Втянутый - указывает на торможение агрессивных импульсов
Упражнение «Надуваем и втягиваем щеки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы «задувая» свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
Упражнение «Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.
У меня есть свой секрет,
Не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться,
Ничего не рассказав (4-5 секунд).
Губы все же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.
Упражнение «Хоботок»
Вытянуть губы «хоботком», напрячь их и произнести звук «у». Затем слегка приоткрыть рот, расслабить губы.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну (вытянуть губы, произнести «у»),
Славный слоник получился –
Я немножко удивился (приоткрыть рот).
Упражение «Конфета»
Представить, что во рту вкусная конфета. С большим удовольствием, не спеша «сосать» ее.
Упражнение «Лягушки»
Растянуть губы, как произнесении звука «и». Затем расслабить мышцы.
Тяну губы прямо к ушкам!
Вот понравится лягушкам (растянуть губы)!
Как устану-перестану (расслабить мыищы)!
Упражнение «Злюка успокоилась»
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.
А когда я сильно злюсь,
Напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю
И рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела,
И расслабилось все тело,
Надо глубоко вздохнуть
Потянуться, улыбнуться,
Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевчуть).
ШЕЯ
Сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Удерживает крик, плач. Распускание происходит посредством криков, плача и путем воздействия на мышцы языка и шеи.
Ощущение свободы в шее сопровождается ощущением свободы во всем позвоночнике. Поднимите голову - почувствуйте, как напрягаются мышцы передней части шеи; опустите голову, дотроньтесь подбородком до груди - почувствуйте, как натягиваются задние мышцы шеи и мышцы спины.
Упражнение «Горошина»
Прижать кончик языка к правой щеке и надавливать на нее. Пауза. Затем прижать кончик языка к левой щеке и надавливать на нее. Расслабить мышцы.
Упражнение «Горка»
Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Затем расслабить мышцы.
Упражненке «Сердитый язык»
Упереть переднюю часть языка в верхние зубы. Затем расслабить мышцы.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.
Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо.
А потом опять вперед Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дальше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возврагцается обратно Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.
А теперь посмотрим вниз Мышцы шеи напряглись!
Возврахцаемся обратно Расслабление приятно!
ГРУДЬ
Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживанием дыхания подавляется любая эмоция. Распускание достигается через полный выдох и путем воздействия на мышцы рук.
Упражнение «Надоело мне бояться»
Поднять плечи, втягивая голову. Держать плечи напряженными, задержать дыхание. Затем опустить плечи.Вдох выдох. Развернуть плечи, расширяя грудную клетку,глубоко вдохнуть. Выдохнуть, свести плечи. Повторить 2 раза.
Дома я один остался,
Поначалу испугался.
Чуть раздастся где-то шорох,
Я мгновенно замирал,
Плечи быстро поднимал
И дыханье прерывал.
Прятался, как черепаха,
Напрягал и сопел…
Надоело мне бояться!
Лучше песню я спою.
Плечи тут же опущу,
Глубоко вздохну, плечи разверну!
Я такой большой и сильный,
Не боюсь я никого!
Упражнение «Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнеся звук «а».
Упражнение «Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку.
Выполнить то же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
Упражнения с бумагой
Взять газету в правую руку и скомкать ее, не прибегая к помощи левой руки. Проделать то же левой рукой. Порвать газету на мелкие клочки.
Примечание. Позволяйте детям, нуждающимся в освобождении от гнева, агрессии, делать это с чувством. Пусть они рвут бумагу, топчут ее, прыгают на ней. Это позволит ребенку "освободиться от неприятных ощущений наиболее приемлемым способом.
ДИАФРАГМА
Сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Скованность выражается в выгнутом вперед позвоночнике, когда человек лежит, между нижней частью спины и плоскостью остается значительный промежуток. Выдох у него труднее вдоха. «Панцирь» удерживает сильный гнев. Освобождение от «панциря» идет через работу с дыханием и рвотный рефлекс (для детей используется имитация подобных движений).
Плач - механизм, освобождающий от напряжения, - доступен маленькому ребенку. Подавленный плач уничтожающая сила, которая травмирует внутренние органы, особенно кишечник. А. Лоуэн, делая вывод из своих наблюдений, называет болезни, связанные с воспалением кишечника, «плачем изнутри». Позволяйте своему ребенку плакать, это снимет напряжение и вернет его телу свободу.
Имитация рвотных движений
Ширококо раскрыть рот, вытянуть язык и сделать движение с помощью мышц горла, рта и диафрагмы, будто что-то необходимо вытолкнуть изнутри, из горла.
Примечание. Упражнение проводится индивидуально или в малых подгруппах (2-3 человека).
Упражнение на расширение грудной клетки
Встать прямо. Вдохнуть полной грудью. Задержать воздух. Вытянуть обе руки вперед, сжать кулаки на уровне плеч. Затем одним движением отвести руки назад. Перевести их вперед. Затем быстро снова отвести назад. Повторить эти движения несколько раз во время задержки дыхания, все время держа кулаки сжатыми и напрягая мускулы рук. Затем сильно выдохнуть через открыиый рот.
Упражнение повторяется не более трех раз.
Упражнение «Полное дыхание»
Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями - воздушный шарик. Вдох - шарик надувается, живот округляется. Продолжается вдох - воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в это время шарик на животе сдувается, так как живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом - из нижнего «шарика».
Упражнение повторяется не более трех раз.
ЖИВОТ
Сегмент включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Когда верхние сегменты проработаны, сегмент живота распускается легко.
Массаж живота мячом
Лечь на пол. Положить мяч себе на живот и катать его по животу, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.
Дыхание животом
Закрыть глаза. Вдохнуть воздух. Вообразить, какого цвета воздух проходит через нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадает в живот, то живот становится круглым.
Задержать дыхание и, выдыхая, представить, что воздух уходит вниз через ноги в землю.
Примечание. После упражнения можно обсудить с детьми. цвета воздух они видели, удалось ли им почувствовать движение воздуха сверху вниз при вдохе и от живота к ногам при выдохе.
Упражнение «Прячем шарик»
Вдохнуть воздух и «опустить» его в живот - «надуть шарик». Представить, что кто-то хочет потрогать шарик, а вы не даете ему сделать это. Втянуть живот в себя, задержав дыхание, затем выдохнуть.
Примечание. На начальных этапах обучения полезно помогать себе руками, делая как бы массаж живота. На выдохе слегка надавить руками на живот с приседанием.
ТАЗ
Сегмент включает мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее панцирь, тем более таз отведен назад, а ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит для подавления возбуждения, гнева, удовольствия. Распускание идет за счет мобилизации мышц таза и ног.
Ребенок, получающий шлепок по ягодицам, инстинктивно втягивает таз и напрягает мышцы ягодиц. Если это происходит часто, то подобное напряженное состояние ягодичных мышц становится хроническим. Лоуэн утверждает, что тем, кого наказывали ударами по ягодицам, трудно принять гордую позу или ходить с расслабленным, свободно двигающимся тазом. Часто люди не осознают, что их таз застыл в одной из крайних позиций. В работе с детьми мы сталкивались с тем, что ребенок не может сознательно двигать тазом. У него двигается при этом либо все тело- либо верхняя его часть, либо движение осуществляется за счет мобилизации ног.
Упражнение «Хула-хуп»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки положить сбоку на таз, чтобы чувствовать его движение. Движение тазом вперед-назад, затем влево-вправо. Следить, чтобы ноги не отрывались от пола, верхняя часть туловища оставалась, по возможности, на месте, а двигался только таз.
Я вращаю хула-хуп.
Корпус движется вокруг
Примечание. Ребенку с проблемами непросто выполнить это упражнение так, как в движение включается все тело. Помогите ему, придерживая своими руками его плечи и буждая двигать тазом в разных направлениях.
Упражнение «Толкание»
Встать боком к партнеру на расстоянии 10 см. Начать движение тазом вбок, как бы подталкивая партнера. Не сходя с места, постараться дотронуться до партнера.
Упражнение «Палуба»
Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола),
Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох - выдох!
Стало палубу качать!
Ыогу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнение на заземление «Слон»
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по команде, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стоп
«Крик». Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.
Педагог-психолог:
А теперь небольшой тренинг для вас, чтобы немного узнать о чем говорит ваше тело.
Раскрасьте домики на карте страны в красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный цвета. Затем заселите их «жителями»: это радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, разочарование, интерес. Домики с жителями – это подсказки. Ориентируйтесь на них и раскрасьте карту – силуэт человека. Какие чувства в какой части тела находятся, как вы думаете? 0
Участники выполняют задание. Затем педагог-психолог помогает им интерпретировать результаты.
Педагог-психолог:
Когда мы исследуем карту, то узнаем, например, как чувства, которые живут в голове, окрашивают мысли. Когда в голове живет страх, думать будет непросто. В руках живут чувства, которые мы испытываем при контактах с окружающим миром. Получается, что в разных частях тела живут разные чувства, и каждое по-своему окрашивает жизнь. Посмотрите, как вы раскрасили карту тела чувствами. Голова и шея символизируют мышление, туловище до линии талии, кроме рук, – эмоции; руки до плеч – коммуникацию, тазобедренная область – сексуальные и творческие переживания, ноги – чувство опоры, уверенность, а также ощущение «заземления» негативных переживаний. А теперь давайте посмотрим, как при помощи массажа уйти от неприятных чувств.
Игровой массаж шишками «Маляр»
Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.Участники мастер-класса делятся на три группы. Педагог-психолог становится позади одного из участников и объясняет правила, массируя шишками спину тому, кто стоит впереди. Зачем участники тренируются друг на друге.
Педагог-психолог:
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать.
Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз.
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берем, ребята, и будем помогать.
На слова «метлой», «любит», «метлу», «будем» – «метем» спину сверху вниз.
Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать.
Слегка ударяем по спине шишками.
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать.
Круговые движения по спине.
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать, Пилу берем, ребята, и будем помогать.
Ритмично водить шишками по спине вверх-вниз
Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать.
Водить шишками по спине слева-направо
А пианист играет, не любит отдыхать,
И мы на пианино решили поиграть.
Слегка ударяем по спине шишками