Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
-продолжать обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния,
- развивать эмоциональную устойчивость,
- повышать самооценку педагогов,
-повышать уровень сплоченности педагогического коллектива,
-развивать коммуникативные навыки педагогов.
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. Педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении, а также отражаются на отношениях с окружающими. Педагог постоянно находится в ситуации эмоционального напряжения.
Поэтому наш тренинг мы проведем с целью повышения жизненных сил и активизации внутренних ресурсов личности, эмоционального раскрепощения, а также для сплочения нашего коллектива и просто, чтобы разнообразить наши трудовые дни и получить позитивные эмоции. Начинаем практическую часть тренинга.
Ход тренинга.
- Первое упражнение «Давайте поздороваемся». Предлагаем вам, кто согласен с нашими утверждениями, говорить всем здравствуйте.
1.Упражнение «Давайте поздороваемся». (сидим)
Цель: создание позитивного настроения, настрой на тренинг.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, у кого хорошее настроение
Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто ждет отпуска.
Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто испытывает сейчас напряжение.
Здравствуйте те, у кого есть мечта.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе дальше.
-Послушайте коротенькую притчу.
Древняя притча «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Вывод:
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
Давайте встанем в круг и выполним следующее упражнение – «Сердце».
2.Упражнение «Сердце» (Стоя, спокойная игра)
Цель: формирование доброго отношения друг к другу, снятие барьеров в общении.
- Мы будем передавать по кругу мягкое сердце, называя имя соседа, со словами: «…, я дарю тебе частичку своего тепла, доброты и любви».
- Теперь предлагаю вам немного подвигаться. В следующем упражнении я буду задавать вам вопросы, а ваша задача - разделиться на группы по ответам, например, если я спрошу, сколько рук у человека, ответ – две, и вам нужно поделиться на группы по парам.
3.Упражнение «Постройся в группы»(стоя, активная игра)
Цель: сплочение коллектива.
1. Сколько лап у кошки? (Педагоги отвечают и делятся на группы по четыре человека.)
2. Сколько известных мушкетеров вы знаете? (Педагоги отвечают и делятся на группы по три человека.)
3. Сколько месяцев в году? (Педагоги отвечают и делятся на группы по 12 человек.)
4. Сколько образовательных областей в ДОО по ФГОС? (Педагоги отвечают и делятся на группы по пять человек.)
5. Сколько дней в неделе? (7 )
6. Решите пример: 20:5-2? (Педагоги отвечают и делятся на группы по два человека.)
- Друзья, посмотрите, мы с вами нашли себе пару для участия в следующей игре. Ведь недаром говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше», поэтому сейчас вы будете помогать друг другу. Упражнение «Карандаши».
4. Упражнение «Карандаши» (Стоя, активная игра)(показ психологов)
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
- Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки и пытаются удержать карандаш, прижав его концы подушечками указательных пальцев. Попробуйте, не выпуская карандаш, двигать руками вверх-вниз, вперед - назад.
Потренировались, а теперь встаем в свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания ведущего. Готовы?
— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
— Присесть, встать.
Спасибо. Можно пройти на свои места.
5.Упражнение «Удовольствие»(Сидим) (Участникам тренинга раздаются листы бумаги).
Цель: показ одного из способов восстановления сил.
- Есть мнение о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Напишите 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем пронумеруйте их по степени привлекательности для вас.
Вы составили список своих увлечений - это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Есть желающие, кто готов поделиться своим списком увлечений? Спасибо.
6. Упражнение «Зазвонил телефон».( Сидим) (Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги с ситуациями, карандаш).
Цель: помощь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с окружающими и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.
-Зазвонил телефон!
-Заплакал ребенок!
-Прорвало кран и вода вот-вот потечет на пол!
-Полил грязный дождь, а на балконе сохнет ваше белье!
-Звонок в дверь!
Все готовы? Это был тест - на приоритеты в вашей жизни. Послушайте результаты.
Первое в списке - это главная для Вас (по крайней мере, на данный момент) сфера жизни.
Ребенок - это семья
Вода - деньги
Телефон - работа
Дверь - друзья, знакомые
Белье – любовь
Всем спасибо! Предлагаем следующее упражнение.
7. Упражнение «Давайте дружить».(сидим)
Цель: формирование адекватной самооценки.
- Все люди разные и каждый по - своему уникален.
Ваша задача - рассказать о себе. Можно описать внешность, похвалить себя, рассказать о своих внутренних качествах. Постарайтесь доказать, что именно с вами нужно дружить.
- А для следующего упражнения приглашаем вас выйти и встать свободно.
8. Упражнение: «Трубочист». (Стоя)
Цель: создание веселого настроения.
- Немного потянитесь. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда от одного уха к другому, туда –сюда от одного уха к другому. Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз-два, раз – два! Влево-вправо, влево-вправо! Знаете кто вы сейчас? Вы – умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, освободились от всех прочих мыслей. Мы большие молодцы. Теперь выполним последнее упражнение на релаксацию.
9.Упражнение «Семь свечей».
Цель: релаксация.
- Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все остальные…» Спасибо. Молодцы!
- А закончить наш тренинг мы хотим следующими словами…
Учитесь управлять собой,
Во всём ищите добрые начала,
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвижении в гору
Друзей в пути не растерять.
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде,
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Поверьте, беды все уйдут,
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
Спасибо, что были с нами! До новых встреч!