Тренинг «Развитие эмпатии у подростков с ОВЗ»
Тема: «Развитие эмпатии у подростков с ОВЗ»
Цель: способствовать развитию эмпатии.
Задачи:
1. Расширение способов взаимопонимания.
2. Развитие умения распознавать эмоции.
3. Формирование навыков быстрого реагирования на эмоциональное состояние партнера при вступлении в контакты.
Прежде чем начнем взаимодействие - утвердим правила тренинга.
1. Правило пунктуальности (Правило «00»). Хотя я его уже давно не ввожу. И в первые 30 минут тренинга всегда делаю какой-то интересный, но не обязательный процесс. Чтобы всем хотелось прийти вовремя. Ведь опаздывать все равно будут. А если правило есть, то оно не должно нарушаться. Второй вариант – ровно вовремя закрывать дверь. И тогда опоздавшие смогут войти только после перерыва.
2. Выключайте, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу.
3. В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем. Если в группе с этим большие проблемы, можно «придумать маркер». Говорит только тот, у кого в руках маркер.
4. Правило я-говорения (я-высказывания). Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Не «мы думаем…», а «я думаю», иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то. Говорим о себе от первого лица.
5. Правило личной активности. Тренинг от слова «тренировка». Тренинг - это личная тренировка каждого. Мы все читали много книг, но секрет успеха не в знании, а в умении применять. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому. Как в настоящем спортзале, где у кого-то цель – 20 отжиманий, а другого – 120, разные уровни могут быть в группе. Это не значит, что первому нужно уделять больше внимания, чем второму. Тренинг – это не уравнивание уровней участников. Тренинг – это личная тренировка каждого. Только от каждого из вас зависит, насколько эффективной данная тренировка будет лично для вас.
6. Правило конфиденциальности. Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы.
7. Правило предложение в участники (добровольцы) только себя. Недопустимо на вопрос: «кто хочет выйти для примера» ответить «пусть Вася…».
8. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.
9. Иногда требуется вводить (проговаривать) правило «СТОП». Это право участника в любой момент «выйти из игры». Некоторым участникам важно знать, что если им станет тяжело, например, быть откровенными, делиться личными переживания, они всегда могут сказать СТОП.
Упражнение №1. «Знакомство»
Ведущий: Давайте познакомимся.
Назовите своё имя и своё сильное качество, которое важно для сплочения команды.
Как вы думаете, что такое эмпатия и важно ли вам развивать в себе это качество, ответ аргументируйте?
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является необходимым качеством для всех, кто стремится к общению с людьми.
Как вы думаете, какими качествами и умениями обладает человек способный к эмпатии (умение сочувствовать, сопереживать, дружелюбие)
Упражнение № 2 «Поделись со мной»
Цель упражнения: диагностика эмпатийных личностных качеств; расширение репертуара способов взаимопонимания.
Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств.
Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: "Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать" Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество. Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится - 20 минут.
После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения.
Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.
Упражнение №3. «Передача поддержки без слов» по кругу.
Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все смотрят друг на друга. Задача в том, чтобы передать по кругу, жестом или мимикой без слов, поддержку, одобрение рядом сидящему члену группы. Тренер назначает того, кто делает это первым. При этом каждый должен понять, что получил поддержку, при этом можно использовать другие движения, прикосновения. После того как все оказались охвачены, так же каждый говорит как себя чувствует после этого упражнения.
Упражнение №3 «Любящий взгляд».
Цель: развитие эмпатии.
Один из участников выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается
Упражнение №4 «Атомы и молекулы»
Ход игры:
Ведущий объясняет: атом – это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.
Упражнение №5
Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.
Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя...”. Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т.д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию.
На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я...”». Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»
Упражнение № 6 "Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ"
Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека
Задачи:
- формирование умения давать обратную связь;
- выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.
Упражнение №7 Цель: развитие умения по движениям, позе, мимике определять чувства другого человека.
Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре будет «актёр».
Инструкция: «Сейчас по очереди выйдут некоторые из нас и будут"говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с начальником, третьего - с другом или с любимым человеком и т.д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения. Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего, мимическими проявлениями.
Упражнение №8. « Эмпатия в сложных ситуациях»
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
У тех ,кто во внутреннем кругу на голове корона с обозначением проблемы, задача участников с наружного круга постараться проявить эмпатию к этим людям и сказать слова поддержки.
Примеры ситуаций:
1. Перед вами человек, который обидел свою маму...
2. Перед вами незнакомый человек, который пнул кошку...
3. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался…
4. Перед вами знакомая девочка, которая орет плохие слова на всю улицу…
5. Перед вами подросток , который написал плохое слово на доске…
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Рефлексия:
- Что нового вы сегодня узнали;
- Какие чувства испытывали во время упражнений;
- Легко ли вам было выполнять упражнения.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедзянова А. Э. Влияние кинотренинга на развитие эмпатии / А. Э. Ахмедзянова // Образование и саморазвитие. – 2009. – №15. – С. 186- 190.
2. Ахмедзянова А. Э. Исследование влияния кинотренинга на развитие эмпатии / А. Э. Ахмедзянова // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2010. – № 2. – С. 17-24.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 203 с.
4. Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. - В кн.: Дж. Флейвелл. Генетическая психология Жана Пиаже/Пер. с англ. М., 1967. - 621 с.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина // Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 61–68.
6. Гущина У. В. Развитие эмпатии у детей / У. В. Гущина // Концепт. – 2015. – №10. – С. 256–260
7. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. 7 Зинченко ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1989. – С. 5–24.
8. Коломинский Я. Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
8. Краткий словарь психоаналитических терминов и понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychoanalyse.ru/idea
9. Кырова М. А. Особенности эмпатии у современных подростков / М. А. Кырова, Е. А. Кувалдина // Концепт. – 2015. – № 32. – С. 36-40.
10. Мазуренко Я. А. Теория решения изобретательских задач // Философия образования. – 2011. – Т. 35. – № 2. – С. 118- 123
11. Особенности проявления и развития ценностно-смысловой эмпатии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=19525445
12. Процесс формирования эмпатии у подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00127389_0.html
13. Романов К. М. Психологическая культура личности // Литагент Когито-Центр. – 2015. - С. 231.
14. Соников А. П. Механизмы эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. ст. – Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1999. – С. 89-95.
15. Слепкова. Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999.
16. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1. – 221 с.