Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД
Тренинг «Семейные ценности» в группе продленного дня
Актуальность формирования семейных ценностей очевидна. Ведь семья является для ребенка первым коллективом, в котором формируется его личность. Семья оказывает большое влияние на ребенка, так как формирует его представление о социальной роли отца, матери, друзей.
Семья – это мир, где царят любовь, мир уважение и взаимопонимание. Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом. Именно с семьи начинается формирование понятий «Родина», «патриотизм».
Данный тренинг был разработан с целью изучения роли семейного воспитания в развитии ребенка, а также формирование у него понятия «семейных ценностей».
Цель:
1. Познакомить детей с понятие «семья», «семейные ценности».
2. Актуализировать значимость семьи в жизни каждого ребенка.
3. Помочь школьникам понять, как семья влияет на формирование личности.
Задачи:
1. Обсуждение с учащимися, что такое семья, семейные ценности.
2. Создание в группе доброжелательной и доверительной атмосферы.
3. Формирование ценностей семьи, умения слушать и давать обратную связь.
4. Развитие личностных качеств, способствующих формированию ценности семьи.
Ход тренинга:
І Вступительная часть
Приветствие
Воспитатель ГПД: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Это тренинг. Что же такое тренинг?
Тренинг - это форма группового обучения, на которой формируются не только ваши знания, но еще умения и навыки.
Прежде чем начать наш разговор давайте познакомимся с правилами тренинга.
Обязательность высказываний
Открытость и честность
Умение слушать и слышать
Мнения обсуждаются, но не критикуются
Если вы хотите что-то добавить, пожалуйста.
Как вам всем известно, при встрече мы с вами здороваемся, т.е. желаем друг другу здоровья. Сейчас я вам предлагаю взяться за руки и поздороваться.
ІІ Основная часть
Упражнение « Здравствуй друг»
Воспитатель ГПД: Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас поприветствовали друг друга. (Участники тренинга становятся в круг и стоят до тех пор, пока ведущий не даст задание: 1) поздороваться с человеком, который оказался рядом за руку, 2) поздороваться с человеком, который оказался рядом оригинальным способом, 3) поздороваться с человеком, который оказался рядом любым способом и пожелать что-то хорошее)
Упражнение «Ассоциая»
Воспитатель ГПД: Скажите, с чем у вас ассоциируется слово « семья»? (высказывание детей)
Воспитатель ГПД: А я хочу познакомить вас с понятием « семья».
(определение вывешивается на доску)
Упражнение «Семейные ценности»
Воспитатель ГПД: А сейчас мне хотелось бы показать вам видеоролик о «Семейных ценностях».
После просмотра видеоролика идет его обсуждение.
Упражнение « Дерево семейных ценностей»
Воспитатель ГПД: Для каждого из нас семья - это дерево
(Воспитатель ГПД на доске вывешивает плакат « Дерево»)
Воспитатель ГПД: На выданных карточках нужно вписать то, что вы больше всего цените в своей семье.
Упражнение « Рисуем герб семьи»
Воспитатель ГПД: Пришло время нам придумать герб и разместить их на свой щит.
(Воспитатель ГПД раздает детям одноразовые бумажные тарелочки, которые играют роль щитов, цветные карандаши и фломастеры)
Воспитатель ГПД: Мы с вами держим в руках могучие средство защиты, источники силы и вдохновения – ваши гербы. В них заключается мудрость и сила. В этих гербах отражена ваша семья.
ІІІ Заключительная часть
Воспитатель ГПД: Мы завершаем наше тренинговое занятие. И сейчас мы станем в круг и будем передавать свечу, говоря теплые слова о своей семье.
Заключение
Данный тренинг, его особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге сам учитель, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокупность всех психологических техник и приемов являются не более чем инструментом в руках мастера. Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от учителя, от его профессионализма и только во вторую очередь – от «качества» этих инструментов. И не важно, парадигмы какого психологического направления или какой психологической школы он придерживается. Именно учитель как профессионал и как личность определяет успешность своей работы.
4