Чтение-очень сложный механизм, в котором задействованы практически все анализаторы и психические процессы: память, внимание, воображение, мышление. Для этого требуется координированная работа головного мозга, которая активизируется нейропсихологическими упражнениями.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг " Скорочтение"»
Тренинг скорочтения – важный ресурс современного школьника .
Сазонова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог.
МБОУ « Берёзовская СОШ» Нижнеингашский район.
ПРОБЛЕМА 1. Ребёнок не может сложить буквы в слоги,
с трудом даётся навык слогового чтения.
Основные причины:
- не различает звук и букву;
- не развит фонематический слух.
ПРОБЛЕМА 2. Ребёнок переставляет слоги в словах, путает буквы.
Основные причины:
- не развито внимание;
- недостаточно хорошо изучены буквы.
ПРОБЛЕМА 3. Ребёнок не видит слово целиком, читает по
слогам, придумывает окончания.
Основные причины:
- не развито внимание;
- узкое поле зрения.
ПРОБЛЕМА 4. Ребёнок читает слово так, как оно пишется .
Основные причины:
· неразвитый фонематический слух
ПРОБЛЕМА 5. Ребёнок читает слово сначала про себя
или шёпотом (двойное чтение).
Основные причины:
· неправильная методика обучения
· неуверенность в себе, заниженная самооценка
ПРОБЛЕМА 6. Ребёнок перечитывает текст (регрессия, возвратное чтение).
Основные причины:
· неразвито произвольное внимание
· отсутствие навыков смыслового чтения
· сложный текст
Команда педагогов
Развитие памяти
Переключение внимания (струп-тест)
Развитие восприятия
АНАГРАММЫ
- ВЛЕ
- ЗЯАЦ
- КОВРОА
- ВЛОК
- ЖИАРФ
- ЗООРПАК
- МЕДДВЕЬ
- ЧЕРЕХПАА
- МАНМОТ
- КРОДИКОЛ
- ХЕЛБ
- МАЛСО
- СПУ
- ВДОА
- СААХР
- МСЯО
- РБЫА
- ЯБКЛОО
- МОКЛОО
- КОПОМТ
Развитие внимания
Расширение поля зрения
Весёлые ёлки (клиновидные таблицы)
лес
лиса
лодка
лошадь
лимонад
Развитие мышления
Кинезиологические упражнения (зеркальное рисование)
Структура занятия
- Игра в мяч «Для чего нужно скорочтение?»- 2 мин.
- Кинезиологическая разминка. 2 мин
- Кто быстрей? (проговаривание скороговорок)- 3 мин.
- Чтение букв, слогов, слов. (Слоговые таблицы)- 2 мин.
- Работа с полем зрения. (Таблицы Шульте)- 1 мин.
- Будь внимателен. (Корректурная проба)-1 мин.
- Эрудит (Анаграммы)- 2 мин.
- Чтение текста вслух с фиксацией времени – 2-5 мин.
- Переключалка. (Слово, фигура, число)- 1 мин
- Запоминалка. (Картинки, фигуры)- 4 мин
- Чтение про себя с пальцем с фиксацией времени)- 2-5 мин
- Ответы на вопросы (работа в парах)-10 мин.
- Домашнее задание (чтение в течение 20 минут)-1 мин.
Важно!
- Чередовать задания: правое, левое, одновременно оба полушария;
- Занятия должны быть интересны для детей;
- Тексты должны соответствовать возрасту и доступны пониманию.
- Обязательно ответы на вопросы, пересказ в парах
Преимущества техники скоростного чтения.
- Дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если в начальной школе имели навык чтения 100-170 слов/мин.
- Чтение для мозга подобно силовой нагрузке для мышц.
- Сокращается и экономится время на изучение текстовой информации.
- Более развиты память, внимание абстрактное мышление, воображение.
- Развивается словарный запас и речь.
- Увеличивается объем знаний.
- Большее количество информации улучшает качество учения.
- Эффективнее понимание прочитанного.
- Уверенность в собственных силах.
«Пoбoчныe эффeкты» cкopoчтeния.
- Восприятие материала ухудшается на высоких скоростях.
- При скорочтении текста незнакомой тематики пересказ содержания текста вызывают большие затруднения.
Наши успехи
- Ученик 3 класса Илья Ч., был оставлен на повторный год обучения во 2 классе по причине дислексии. Систематичные занятия с дефектологом, подключение методики скорочтения позволили ему читать с пониманием, набирать скорость чтения. Ученик, спустя неделю, вспоминает содержание текста, отвечает на вопросы.
- Ранее молчаливый, застенчивый мальчик проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.
Читательская грамотность
- Мастер-класс « Нескучное чтение»,
- Конкурс «Поиграем-почитаем»,
- Стенд «Супер-мозг»
Результаты тренинга
Класс
Имя
Техника чтения
2 класс
(скорость, понимание)
Сентябрь
Ксения Д.
24
Январь
Данил К.
32
36
Март (начало месяца)
3 класс
Роман Р.
42
47
Март (конец месяца)
8
Илья Ч.
55
48
11
29
Анастасия С.
57
Яна Щ.
38
36
12
4 класс
Захар Р.
54
48
52
12
Богдан Я.
69
64
63
48
Максим Ш.
65
68
60
76
74
73
111
78
София М.
74
66
77
86
Таня Д.
69
90
81
110
90
114
79
99
89
92
Результаты КДР по читательской грамотности в 4 классе.
Резюме
Использование методик скорочтения формирует у ребенка один из самых важных навыков 21 века - быстрое усвоение любой
текстовой информации.
Это даст ему огромные
преимущества во
взрослой жизни.