СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое психологическое занятие: «Мои Личные Границы» (сценарий)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинговое психологическое занятие:  «Мои Личные Границы: Где Я, а где Другие?» (сценарий)

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое психологическое занятие: «Мои Личные Границы» (сценарий)»

Тренинговое психологическое занятие:

«Мои Личные Границы: Где Я, а где Другие?»

Пешко О.С., педагог доп.образования СШ33 г.Бреста


Целевая группа: Учащиеся 6-7 классов (11-13 лет)
Количество участников: 10-15 человек (оптимально для групповой работы)
Время: 1,5 - 2 академических часа (60-90 минут)
Цель: Сформировать у учащихся понимание понятия "личные границы", научить распознавать их нарушения и освоить базовые навыки защиты своих границ.
Задачи:

  1. Дать определение понятию "личные границы" на доступном для возраста уровне.

  2. Помочь участникам осознать свои собственные границы в различных сферах (физические, эмоциональные, предметные).

  3. Научить распознавать ситуации нарушения своих границ и границ других людей.

  4. Отработать базовые навыки уверенного отказа и выражения своего дискомфорта.

  5. Сформировать уважение к границам других людей.

Материалы и оборудование:

  1. Просторное помещение, где можно свободно двигаться и работать в кругу.

  2. Стулья по количеству участников.

  3. Флипчарт или доска, маркеры/мел.

  4. Раздаточный материал: бланки "Круги доверия" (по количеству участников) - лист бумаги с несколькими концентрическими кругами.

  5. Цветные карандаши/фломастеры.

  6. Мягкий мяч или игрушка для разминки.

  7. Карточки с ситуациями нарушения границ (заранее подготовленные).

  8. Листы А4, ручки/карандаши.

  9. Небольшие призы/стикеры для поощрения активности (опционально).

  10. Памятки "Как защитить свои границы?" (по количеству участников, можно раздать в конце).

Тема личных границ критически важна для подростков 6-7 классов, когда они активно формируют свою идентичность и учатся выстраивать отношения, поэтому и был разработан этот сценарий тренингового занятия

Ход занятия:

I. Вводная часть (10-15 минут)

  1. Приветствие и знакомство (если группа не знакома): Ведущий приветствует группу, представляется. Если участники не знакомы, можно провести короткое знакомство по кругу: имя + одно слово, которое у них ассоциируется с понятием "личное пространство" (например: "Меня зовут Саша, и личное пространство для меня - это крепость").

  2. Создание рабочей атмосферы и правил группы:

Ведущий объясняет цель встречи: "Сегодня мы поговорим о важной теме - о наших личных границах. Что это такое? Как понять, что их нарушают? И как вести себя, чтобы чувствовать себя комфортно в общении с другими?"

Установление правил: Ведущий предлагает группе совместно выработать правила работы. Написать их на флипчарте.

Конфиденциальность (что обсуждается в группе, остается в группе).

Активное участие (по желанию).

Уважение к говорящему (слушаем, не перебиваем).

Право сказать "Стоп" или "Пропущу" (никто не обязан делиться тем, что ему некомфортно).

Без оценок и критики ("Я-высказывания").

Поднятая рука (если хочешь высказаться).

  1. Разминка "Личный пузырь" Участники встают в круг. Ведущий: "Представьте, что вокруг каждого из вас есть невидимый пузырь личного пространства – примерно на расстоянии вытянутой руки. Давайте походим по комнате, стараясь НЕ заходить в пузыри друг друга".

Через минуту: "А теперь представьте, что ваш пузырь стал очень маленьким – размером с ладошку. Походите так, стараясь не сталкиваться". (Будет тесно и неудобно).

Еще через минуту: "Теперь ваш пузырь стал большим – метр вокруг вас. Походите, сохраняя эту дистанцию". (Будет просторно).

Обсуждение:

"Какое состояние было самым комфортным? Почему?"

"Что вы чувствовали, когда ваш пузырь был маленьким? Большим?"

"Вывод: У каждого из нас есть комфортная дистанция в общении – это часть наших физических границ. И они могут быть разными у разных людей и в разных ситуациях."

II. Основная часть (45-60 минут)

  1. Что такое "Личные границы"? (10 минут)

Ведущий записывает на флипчарте слово "ГРАНИЦЫ". Спрашивает у группы: "Какие ассоциации? Что это вообще такое?" (Ответы: граница государства, забор, черта, предел и т.д.).

Определение (формулируется вместе и записывается): "Личные границы – это невидимые правила и пределы, которые мы устанавливаем для себя в отношениях с другими людьми. Они определяют, как с нами можно обращаться, а как – нельзя, что для нас приемлемо, а что – нет. Это наша психологическая собственность."

Аналогии:

"Как забор вокруг дома: он показывает, где начинается мое и где чужое. Без забора кто угодно может зайти в мой сад или даже в дом."

"Как настройки приватности в соцсетях: я решаю, кто что может видеть и комментировать."

Виды границ (кратко):

Физические: Моё тело, личное пространство (дистанция), вещи. (Кто может меня обнять? Кто может брать мои вещи без спроса?

Эмоциональные: Мои чувства, мысли, ценности. (Должен ли я выслушивать чужие жалобы, если мне тяжело? Могут ли надо мной смеяться?)

Предметные/Материальные: Мои вещи, деньги, время. (Кто может брать мою ручку без спроса? Должен ли я всегда давать списывать?)

  1. Упражнение "Круги доверия" (15 минут)

Цель: Осознать, с кем и на каком уровне близости мы готовы делиться разными аспектами своей жизни, определить свои границы в отношениях.

Ход:

Раздать участникам бланки "Круги доверия" (лист с 3-4 концентрическими кругами, в центре - точка "Я").

Ведущий объясняет: "Самый близкий круг (рядом с "Я") – это люди, которым я доверяю абсолютно всё (обычно самые близкие родственники или лучший друг). Следующий круг – люди, которым я доверяю многое, но не всё (друзья, некоторые родственники). Внешний круг – знакомые, одноклассники, с которыми я не очень близок. За пределами кругов – совсем незнакомые люди".

Задание 1 (Индивидуальная работа): "Возьмите цветные карандаши. Подумайте и условно обозначьте разными цветами или надписями в каждом круге:

Физические границы: Кто может вас обнять? Потрогать за волосы? Взять вашу вещь без спроса?

Эмоциональные границы: Кому вы расскажете о своей самой большой мечте? О своем страхе? Кому вы скажете, если вам грустно? Кому вы не позволите над собой смеяться?

Временные границы: Кому вы готовы помочь в любое время? Кому поможете, только если у вас есть время? Кому скажете "нет", даже если у вас есть время?"

Обсуждение (в общем круге, без требования делиться конкретными людьми):

"Легко ли было выполнять это задание? Почему?"

"Заметили ли вы разницу в границах с разными людьми? (Например, маме можно обнять, а однокласснику – нет)".

"Почему важно понимать, кому что можно?" - 

Вывод: Наши границы зависят от степени близости и доверия к человеку. Они не статичны и могут меняться.

  1. Упражнение "Нарушитель границ" (20-25 минут)

Цель: Научить распознавать ситуации нарушения границ и отработать навыки адекватной реакции.

Ход:

Работа в парах/тройках: Раздать карточки с короткими описаниями ситуаций, где явно нарушаются чьи-то границы (физические, эмоциональные, предметные). Примеры ситуаций:

Одноклассник постоянно берет твою ручку без спроса и часто забывает вернуть.

Подруга рассказывает тебе очень личные и неприятные подробности своей жизни, хотя ты просил(а) ее остановиться, тебе некомфортно.

Ребята в классе дразнят тебя за очки/внешность/увлечения.

Брат/сестра без спроса заходит в твою комнату и берет твои вещи.

Взрослый (учитель, родственник) требует рассказать что-то очень личное при всех.

Твой друг настаивает, чтобы ты пошел с ним туда, куда тебе не хочется, и злится, если ты отказываешься.

Задание для пар/троек:

Обсудить: Какие границы нарушены в ситуации? (Физические? Эмоциональные? Предметные? Временные?)

Придумать 2-3 варианта, как может повести себя человек, чьи границы нарушают (например: промолчать и терпеть; нагрубить/накричать; спокойно и твердо сказать о своем неудобстве; попросить помощи у взрослого).

Выбрать и отрепетировать самый конструктивный (уверенный) вариант ответа.

Презентация и обсуждение:

Каждая пара/тройка кратко описывает свою ситуацию (без личных деталей), называет нарушенные границы и показывает свой "уверенный ответ".

Ведущий и группа дают обратную связь: "Насколько ответ был уверенным и уважительным? Что можно улучшить?"

Фокус на "уверенном ответе":

Ведущий подводит итог, выписывая на флипчарт алгоритм уверенного отказа/защиты границ:

Констатация факта (без обвинений): "Когда ты берешь мою ручку без спроса..."

Описание своих чувств/последствий (Я-высказывание): "...я чувствую раздражение / я переживаю, что она потеряется..."

Четкий запрос/отказ: "...пожалуйста, спрашивай меня, прежде чем взять." / "Я не хочу это обсуждать." / "Пожалуйста, перестань меня дразнить."

Сохранение спокойствия и твердости (тон голоса, поза, взгляд).

Важно! Подчеркнуть, что если нарушение серьезное (физическое насилие, угрозы, травля) или уверенный отказ не сработал, НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО обращаться за помощью к доверенному взрослому (родители, учитель, школьный психолог)!

III. Заключительная часть (15-20 минут)

  1. Рефлексия "Моя Граница Сегодня" (10 минут):

Попросить участников взять лист А4 и ручку.

Задание: "Нарисуйте или опишите словами символ своей личной границы, какой вы ее ощущаете СЕЙЧАС, после нашего занятия. Это может быть что угодно: крепость, мост, дверь, щит, цветок с шипами, какое-то животное, абстрактный узор... Рядом напишите 1-2 слова – какое важное понимание о своих границах вы сегодня вынесли? Или какое чувство у вас сейчас?"

Добровольное деление: По желанию участники могут кратко показать свой символ и озвучить слово/понимание. Ведущий благодарит каждого за смелость поделиться. Не принуждать! Можно просто собрать листочки, если участники стесняются.

  1. Подведение итогов (5 минут):

Ведущий кратко резюмирует ключевые моменты занятия:

Личные границы – это важно и нормально. Это ваше право.

Границы бывают разные (физические, эмоциональные и т.д.) и зависят от близости с человеком.

Умение распознавать нарушение своих границ – первый шаг к защите.

Уверенное общение (через "Я-сообщения" и четкие просьбы/отказы) – основной инструмент защиты.

Просить помощи – нормально и правильно, особенно в сложных ситуациях.

Уважать границы других – так же важно, как защищать свои.

"Сегодня вы сделали важный шаг к пониманию себя и своих отношений с другими. Помните: ваши границы – это ваша безопасность и комфорт. Учитесь их чувствовать и защищать!"

  1. Завершение ритуалом (3 минуты):

Ведущий: "Давайте встанем в круг. Спасибо всем за работу, за смелость думать и делиться. Давайте передадим по кругу мяч/игрушку. Тот, у кого он в руках, может сказать одно слово, которое он уносит с собой с этого занятия (например: "уверенность", "понимание", "уважение", "защита", "комфорт" и т.д.)".

Ведущий благодарит участников еще раз.

Раздача памяток: Вручить каждому участнику небольшую памятку "Как защитить свои границы?" (краткие тезисы: алгоритм уверенного отказа, примеры фраз, напоминание о праве на помощь).

Важные замечания для ведущего:

Безопасность прежде всего: Строго соблюдайте правило "Стоп/Пропущу". Никогда не принуждайте к откровенности. Следите за эмоциональным состоянием участников.

Язык: Говорите просто, избегайте сложных психологических терминов. Используйте примеры из жизни подростков.

Нейтральность: Избегайте оценок и осуждения в адрес ситуаций, которые могут описывать участники ("Да он просто козел!" - недопустимо). Фокусируйтесь на чувствах и поведении.

Гибкость: Будьте готовы адаптировать сценарий под динамику группы, уровень их включенности, возникающие вопросы. Если какое-то упражнение "не идет", не настаивайте, переходите к следующему.

Личный пример: Демонстрируйте уважение к границам участников сами (не нарушайте их физическое пространство без спроса, не давите с ответами).

Обратная связь: После занятия проанализируйте, что удалось, что – нет, какие вопросы остались нераскрытыми. Это поможет скорректировать следующие встречи.


6