СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие для учащихся 11-х классов "Психологический настрой учащихся во время сдачи ЕГЭ. Снижение эмоционального настроя"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мароприятие необходимо, чтобы познакомить учащихся со способами снятия эмоционального напряжения; формирование мотивации успеха, повышение уверенности в своих силах у обучающихся; нахождение способов снятия стресса, т.е. повышение стрессоустойчивости личности учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие для учащихся 11-х классов "Психологический настрой учащихся во время сдачи ЕГЭ. Снижение эмоционального настроя"»

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11 классов

«Психологический настрой учащихся во время сдачи ЕГЭ.

Снижение эмоционального напряжения».


Актуальность:  Каждый человек в своей жизни сдает экзамены: когда  заканчивает школу, поступает  в институт или техникум, во время сессии.

Сегодня, когда система российского образования претерпевает изменения,  встает вопрос о  подготовке  учащихся  к новой форме сдачи выпускных и вступительных экзаменов.

ЕГЭ принципиально отличается от привычной формы  традиционных выпускных и вступительных экзаменов.

Сегодня в печати представлено огромное количество различных материалов по ЕГЭ,  но практически все эти документы носят общий инструктивный характер. Сегодня  проблема психологической составляющей Единого государственного экзамена  мало освещена.

Одним из приоритетных направлений деятельности  школы является -  подготовка к экзаменам,  и  ЕГЭ в том числе. Работа проводится и с выпускниками и с родителями.


Форма работы психолога: тренинг.

(2 слайд)

Цель: 

  • психологическая подготовка учащихся 11 классов к сдаче ЕГЭ;

  • создать оптимальные условия поддержки и помощи в предэкзаменационных условиях;

  • снизить эмоциональное напряжение обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: 

  • познакомить учащихся со способами снятия эмоционального напряжения;

  • формирование мотивации успеха,

  • повышение уверенности в своих силах у обучающихся;

  • нахождение способов снятия стресса, т.е. повышение стрессоустойчивости личности учащегося.


Ожидаемые результаты:

  • Сформировано позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов;

  • Рост сопротивляемости стрессу;

  • Рост самооценки учащихся;

  • Снижение уровня тревожности.


Оборудование и материалы: бумага, бланки стимульного материала с упражнениями, мяч, ватман, альбомы, цветные карандаши, ручки, тетради.


Ход занятия

Вступительное слово!

Здравствуйте, дорогие ребята! Добро пожаловать на наш небольшой тренинг психологического настроя учащихся во время сдачи ЕГЭ, Сегодня мы с вами познакомимся со способами снятия эмоционального напряжения при подготовке к ЕГЭ.


(3 слайд)


Разминка

Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».


Скоро у вас впереди экзамены. Вы знаете о сложностях, которые могут возникнуть у каждого из вас, поэтому сегодня мы собрались вместе, чтобы научиться справляться с возможными трудностями.

Экзамен – это всегда испытание. Многие люди испытывают разные чувства перед ним – это и волнение, беспокойство и даже страх. Причинами психофизических изменений становится психофизиологическая неустойчивость, она приводит к ухудшению памяти, головным болям, разным расстройствам, эмоциональному напряжению, ухудшению здоровья. Это явление называется «стресс». Некоторые легко справляются с стрессом и волнением, но есть те, кому не так просто справиться: они теряются, не могут сосредоточиться, забывают все, что учили, не могут противостоять эмоциональным переживаниям.

Испытывать волнение вполне нормально, главное, надо поверить в себя и свои способности, настроиться на ситуацию успеха. Смотрите на все в перспективе на будущее, не сравнивайте себя ни с кем. Для начала предлагаю провести небольшое тестирование и самоанализ стрессоустойчивости (Приложение 1: Анкета для школьников «Моё эмоциональное состояние»). (4 слайд)


(5слайд)

Обработка результатов теста


Обсуждение: Обсудим результаты по вашему анкетированию.

Дело в том, что организм человека по-разному реагирует на стресс: небольшой стресс мобилизует защитные силы организма, способствует адаптации человека к условиям. А вот сильный, затяжной стресс уже негативно влияет на физическое и психологическое состояние человека. Подумайте про себя, насколько то, что вы испытываете, влияет или не влияет на вашу жизнь.

Разным по характеру и темпераменту людям подойдут разные способы совладения со стрессом. Если одному ученику достаточно хорошо знать материал, чтобы чувствовать себя уверенно, то другой может испытывать сильный страх, даже будучи отлично подготовленным. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, используйте психологические техники, с некоторыми из них мы познакомимся на занятии.


(6слайд)


Упражнение. «Эксперимент».

Цель: моделирование ситуации, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.

Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено» (Приложение 2).

Содержание задания:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

(7 слайд)

Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит. Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаѐтся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, работать по инструкции несмотря ни на что.


(8 слайд)


Техника «Умеете ли вы следовать инструкции?»

Техника проведения: Учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздаются карточки с заданиями. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции.

Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось. В это время несколько учащихся-наблюдателей ведут наблюдение за поведением тех, кто выполняет задания карточки (Приложение 3).

Карточка-задание:

Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

3.Обведите ваше имя.

4. Под именем напишите свой адрес.

5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.

6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.

7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.

8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.

9. Заключите круг в прямоугольник.

10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

11.Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.


Далее следует беседа учителя с учащимися:


Вопросы наблюдателям:

1. Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?

2. Как они себя вели? Как проявлялось волнение?

Вопросы исполнителям:

1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?

2. Почему вы волновались?

3. Как вы себя сейчас чувствуете?

4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?

5. Что понравилось, что не понравилось?

6. В чем смысл этого упражнения?


Вывод учащихся: …


Это упражнение учит вас внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на ЕГЭ вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.


(9 слайд)


Упражнение «Пути, выходы и мои ресурсы»

Цель: помощь в управлении стрессом, демонстрирует поведение, которое помогает оставаться спокойным, сосредоточенным и энергичным в течение всего времени.

Инструкция: Сейчас мы выберем одного из вас, участника упражнения. Задача участника – с закрытыми глазами дойти до своей цели.

Слова участнику упражнения: Самой главной твоей целью является сейчас – хорошо сдать экзамен, поступить в вуз и выбрать грамотно профессию. Представь, эта цель совсем рядом, перед тобой. Тебе нужно только дойти до нее. Но дойти с закрытыми глазами, а на пути попадаются разные препятствия. Сейчас я завяжу тебе глаза. Задача остальных – создавать для участника разнообразные препятствия с помощью словесной инструкции: например, впереди пробка или до начала экзамена остается 5 минут. А также невербальные препятствия: например, перегородить дорогу и не пропускать участника, не произнося ни слова при этом. Когда перед тобой будет препятствие, я буду сообщать.


Вопросы для участника:

  1. Как сможешь преодолеть это препятствие?

  2. Какие пути выхода ты сможешь найти?

  3. Какие ресурсы в тебе есть, чтобы с достоинством пройти это испытание?


Наблюдайте, как участник пытается преодолеть преграду на пути, какими методами и способами он пользуется при этом. Учитывайте личностные качества участника: какие эмоции он испытывает в этот момент – сомневается, напорист, отказывается или идет до конца, обходит или идет напролом, избегает преодоления преграды, использует хитрость.


Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали, когда проходили препятствия?

  2. Можно было преодолеть их другими способами?

  3. Какие чувства вы испытывали, когда вам удавалось дойти до своей цели?


Каждый человек в разных ситуациях реагирует по-разному, это зависит от психофизиологических особенностей, от жизненного опыта, от того, как в детстве научили реагировать на разные ситуации, и от многих других факторов. Важно настраивать себя на то, что все получится: «Я все смогу, всему научусь».


(10 слайд)


Упражнение«Мусор». 

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Зачастую у нас с ситуацией сдачи экзамена связаны неприятные чувства, мысли. Они нам мешают, из-за них мы даже экзамены сдаем хуже.

Инструкция: Сейчас мы совершим ритуал утилизации отрицательных переживаний и мыслей, которые приходят в голову в ситуациях, вызывающих повышенную тревогу. Для этого на ненужной бумаге напишем все неприятное. Желательно писать некрасиво, небрежно, можно левой рукой».

После того, как участники напишут все плохое, они торжественно это «утилизируют» — скомкать бумагу и бросают ее в мусорное ведро перед доской. Кто-то из участников выносит ведро в мусоропровод или контейнер.


Каково ваше состояние? Чувствуется какое то облегчение?


(11 слайд)


Упражнение: «Дыхательная релаксация».

Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.

Инструкция: «Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Анализ: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

(12 слайд)


Упражнение «Пожелание на будущее своему соседу»

1.Заранее нарисованы ладошки учащихся.

2. Подписаны листочки (Ф.И. ученика)

3.Учащиеся разбирают свои листочки.

4. Затем отдают свои листочки соседям радом сидящим с ним

5.Дети пишут пожелания соседу, что они желают ему во время сдачи ЕГЭ (пожелания не более 2)

6.Звучит музыка (звуки природы)

7.Листочки остаются у детей.


(13 слайд)


Упражнение «Воздушный шар» (5 минут).

Цель: расслабление, снятие психоэмоционального напряжения. Ведущий. «Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Для того, чтобы завершить её на положительной ноте и расслабиться после всех перенесённых сегодня волнений давайте выполним следующее упражнение. Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Вы можете выполнять упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.


(14 слайд)


Рефлексия.

Ребята (участники) высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…



Заключение. В заключение хочу сказать, чтобы вы не забывали о том, что экзамен - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненных задач. В конце концов, экзамены, каким бы серьезными они ни были, - не решают, по большому счету, вашу судьбу. Ее строите вы сами. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа - это только часть жизни, одна из ее многочисленных граней. Стресс - тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс - одна из составных частей жизни, а иногда - ее движущая сила. Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете сдавать экзамены. И, как бы не сложилась ситуация, - это всегда ваша победа и ваш шанс. Хочется надеяться, что этот тренинг настроил вас на «позитивную волну» и поможет благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода.


Удачи и «Ни пуха, ни пера!», как говорили многие ваши предшественники и ведь все сдали свой экзамен!


Всем спасибо за внимание!




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997.

2. Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, 2000.

3. Воробёва Н., Панина Т. Готовность №1. Психологическая программа подготовки детей к экзаменам, олимпиадам, проверочным работам // Школьный психолог. – 2014. - № 1. - с. 53-55.

4.Журавлев Д. Экзамен- способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование.- 2003.-№4.

5.Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

6. Селье Г. Стресс без дистресса.-Рига: Виеда, 1992.

7.Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху (программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ).\\Из материалов сайта Липецкого областного центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам.

8. Чибисова М.Ю. Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и в форме ЕГЭ. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

9. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.


11