Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Конфликты и способы их разрешения"»
Тренинговое занятие для подростков «Конфликты и способы их разрешения»
Цель тренинга познакомить учеников с основными стратегиями поведения в конфликте, выработке стремления к конструктивному поведению в конфликте.
Задачи:
- расширить представление школьников о конфликте;
- познакомить со стратегиями поведения в конфликте;
- расширить представление участников о самих себе как участников конфликтов.
Разминка.
Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила.
Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: « я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”.
Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:
— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Часто ли вы встречаетесь в жизни с конфликтами ? (ответы учащихся)
Приведите примеры конфликтов, участниками которых вы были недавно (ответы учащихся 3-5 примеров).
Могут ли конфликты заканчиваться миром? (ответы учащихся, примеры из жизни). Такие конфликты (когда не переходят на личности, не унижают друг друга, а пытаются разрешить конфликтную ситуацию) называются конструктивными.
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
Стратегии поведения участников конфликта
Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.
Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.
Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».
К каким стратегиям поведения в конфликте можно отнести рассматриваемые ранее ситуации? (ответы учащихся)
Какая стратегия поведения в конфликте наилучшая (анализ с учащимися «+» и «-» каждой стратегии.
Можно ли самостоятельно деструктивный конфликт перевести в конструктивный? (ответы учащихся)
Разбор приведенных деструктивных конфликтных ситуаций на предмет как можно перевести их в конструктивное русло.
Заключительная часть
Рефлексия полученного опыта: о чем было занятие? что нового для себя узнали? Что особенно понравилось /не понравилось