СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинговое занятие "Конфликты и способы их разрешения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты -часть нашей повседневной жизни - важно уметь переводить конфликты в конструктивное русло. Тренинговое занятие для подростков поможет им расширить  конструктивный поведенческий репертуар в конфлитных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие "Конфликты и способы их разрешения"»

Тренинговое занятие для подростков «Конфликты и способы их разрешения»



Цель тренинга познакомить учеников с основными стратегиями поведения в конфликте, выработке стремления к конструктивному поведению в конфликте.

Задачи:

- расширить представление школьников о конфликте;

- познакомить со стратегиями поведения в конфликте;

- расширить представление участников о самих себе как участников конфликтов.

Разминка.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: « я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Принцип нашего занятия: “ Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”.

Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

— Поговорим?

— О чем?

— О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

— Поговорим.

Вдруг будет интересно.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Часто ли вы встречаетесь в жизни с конфликтами ? (ответы учащихся)

Приведите примеры конфликтов, участниками которых вы были недавно (ответы учащихся 3-5 примеров).

Могут ли конфликты заканчиваться миром? (ответы учащихся, примеры из жизни). Такие конфликты (когда не переходят на личности, не унижают друг друга, а пытаются разрешить конфликтную ситуацию) называются конструктивными.

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегии поведения участников конфликта

  • Настойчивость (принуждение), когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

  • Уход (уклонение), когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

  • Приспособление (уступчивость), когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

  • Компромисс. Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

  • Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

К каким стратегиям поведения в конфликте можно отнести рассматриваемые ранее ситуации? (ответы учащихся)

Какая стратегия поведения в конфликте наилучшая (анализ с учащимися «+» и «-» каждой стратегии.

Можно ли самостоятельно деструктивный конфликт перевести в конструктивный? (ответы учащихся)

Разбор приведенных деструктивных конфликтных ситуаций на предмет как можно перевести их в конструктивное русло.




Заключительная часть


Рефлексия полученного опыта: о чем было занятие? что нового для себя узнали? Что особенно понравилось /не понравилось