Тренинговые упражнения для этапа разминки тренинга общения
«И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ»
Цель: снять напряжение, создать позитивный эмоциональный настрой, облегчить запоминание имен.
Возраст: от 10 лет и старше.
Группе предлагается встать со своих мест и начать ходить по комнате. Задача участников — поздороваться за руку с каждым из коллег. Во время рукопожатия нужно смотреть друг другу в глаза и представляться по имени: «Я — Алла», «Я — Владимир». Кроме имени, ничего называть не надо. Участникам нужно попытаться запомнить имя и облик каждого из своих коллег по I группе. Когда каждый поздоровается за руку с каждым, первый круг игры заканчивается.
Во втором круге игры участники снова обмениваются рукопожатиями, но в этот раз они уже не сами представляются друг другу, а обращаются по имени к партнеру. Формы обращения могут немного различаться: «Здравствуй, Алла!» или «Доброе утро, Владимир!». Если участнику не удается вспомнить имя того, с кем он обменивается рукопожатием, ему нужно переспросить. Второй круг заканчивается тогда, когда завершится вторичный обмен рукопожатиями.
«ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО?»
Цель: прояснить ожидания членов группы от предстоящей работы.
Возраст: от 9-10 лет и старше.
Группе предлагаются два вопроса, вроде бы сходные по своей сути: 1) «Почему вы пришли на этот тренинг?» и 2) «Что вы хотите получить от этого тренинга?». При всей кажущейся похожести это вопросы немного о разном: один апеллирует к прошлому, возможно, к проблемным точкам, второй — к целям, к перспективе на ближайшее или более отдаленное будущее. Задавая эти вопросы «через запятую», тренер не акцентирует внимание группы на различии между ними, но сам обращает внимание на то, на какой из двух вопросов человек предпочитает отвечать, — это полезный для дальнейшей работы диагностический критерий.
Еще одна пара вопросов позволяет диагностировать преимущественную ориентацию на процесс либо на результат: «Чего вы ожидаете от этого тренинга? Каким он, по-вашему, должен быть?», «Что для вас будет лучшим результатом тренинга?».
«ДЕВИЗЫ»
Цель: познакомиться, снять напряжение, создать хороший эмоциональный настрой.
Возраст: от 12-13 лет и старше.
Называя свое имя, участники должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.
В более сложной версии упражнения участники не получают никаких «рамок» для формулирования девиза. Возможно, кто-то из них уже имеет готовый девиз, с которым и до тренинга шел по жизни. Однако, скорее всего, большая часть группы в первый момент после получения задания будет находиться в изрядном замешательстве, поскольку сочинение девиза на ходу — дело не из простых. Важно дать группе достаточно времени на раздумье и не начинать опрос по кругу сразу же. После того как эта работа будет завершена (или спустя некоторое время, в зависимости от тренингового контекста), тренер может предложить группе для ознакомления или обсуждения подборку девизов и высказываний известных людей, а также пословиц и поговорок, связанных с темой тренинга. Возможен и упрощенный вариант задания, когда участникам группы предлагается продолжить фразы «Я живу для...» и/или «Я работаю для...».
Тренинговое упражнение для тренинга общения на знакомство
«Я ХОРОШИЙ»
Цель: познакомиться, узнать информацию об участниках, снять эмоциональное напряжение.
Возраст: от 10-11 лет и старше.
Это упражнение можно проводить в парах или сразу на круг. Если времени на работу достаточно, то парное проведение предпочтительнее.
Итак, группа делится на пары. В течение 60 секунд «солирует» один участник, потом они меняются ролями. Задача «солиста» — рассказать о себе партнеру, сообщив максимум положительной информации, описав то, что самому в себе нравится. Это могут быть черты личности, особенности внешности, преодоленные трудности, совершенные добрые дела, достигнутая квалификация — все что угодно, главное, чтобы оно вызывало у обладателя энтузиазм и гордость собой. 1 Слушающий должен считать вслух перечисляемые особенности, демонстрируя заинтересованность и поддержку, стимулируя продолжать перечисление. Затем партнеры меняются ролями.
После того как пары обменялись информацией, они должны рассказать остальным участникам группы друг о друге. Очевидно, что весь объем информации они воспроизвести не смогут — не позволят механизмы памяти и сжатые временные рамки. Тренеру следует оговорить этот момент, подчеркнув, что задача участников — перечислить первые несколько сведений о своем партнере, которые всплывут у них в памяти, не стараясь выбрать из них самые, по их мнению, значимые («Мы не можем судить за самого человека, что для него более значимо, а что не так важно»). Существует риск того, что для самих обладателей этих характеристик наиболее значимыми окажутся совсем другие, и такая оценка (переоценка/недооценка) вызовет у них негативные чувства и спровоцирует сопротивление тренингу.
Если время на представление ограничено, можно провести эту работу сразу в кругу. Тогда целесообразнее задавать участникам не временные рамки презентации (60 секунд), а количественные (5-7 характеристик). Это сделает работу менее сложной.
Тренинговое упражнение для тренинга общения на выявление лидера
«ЛИДЕР – ЭТО…»
Цель: выявление лидерских качеств, освоение активного стиля общения и развития в группе отношения партнерства.
Возраст: от 9-10 до 16-17 лет.
Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.
В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это». Затем представление работ.
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
2. Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?
3. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
4. Как вы считаете кто такой лидер?
Итак, лидер – это...
Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?» Итак, лидер – это: прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти; имеющий максимально большое влияние на окружение; человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим; тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.
Тренинговое упражнение для тренинга общения на сплочение коллектива
«У КОГО СЕЙЧАС ПРЕДМЕТ?»
Цель: Построение коммуникации в группе
Возраст: от 8-9 лет и старше.
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.
Пример: В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.
Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон, и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.