Тренировочная работа по русскому языку
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
вОвремя баловАть исключЁнный вернА аэропортЫ
2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним, и запишите подобранное слово.
Нужно стараться обращать внимание не только на явление в целом, но и на его ЕДИНИЧНЫЕ проявления.
ВЕКОВОЙ сосновый бор поразил нас своей красотой и величием.
Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
Школьники получили театральный абонемент, ДЕЙСТВЕННЫЙ в течение года.
Каждый выпускник школы должен овладеть приёмами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
БЛИЖАЙШАЯ станция
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
КЛАДИ на стол
бдительные СТОРОЖА
4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
тр..вожный бл..стать ф..рмализм к..мфортный разр..ботка
5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..помнить, нав..рыд
пост..нфекционный, под..тожить
по..коп, на..пись
пр..вязанность, пр..подобный
з..крыть, под..брать
6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
приноравл..ваться кресл..це владел..ца увещ..вать завал..нка
7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
ожида..мый раста..ть узнава..мый заполн..н вер..вший
8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Рассказанная история вызвала у меня (не)интерес, а отвращение.
Дворник наш (не)способен и муху обидеть.
(Не)редко, прочитав предисловие, мы утрачиваем интерес к самой книге.
Ни на день (не)прекращающиеся дожди окончательно испортили нам отпуск.
(Не)способности его выручали, а большая усидчивость.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ЭТОМУ старому переходу можно ТАК(ЖЕ) быстро перейти на противоположную сторону улицы, как и по новому, только что открытому.
Часто героями рассказов Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель ТО(ЖЕ) врач.
Печорин (ПО)ВСЮДУ ищет действия и (ПО)ЭТОМУ, без раздумий вмешиваясь в жизнь других людей, разрушает их мирное существование.
Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.
В начале XIX века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ(ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК(ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.
10. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Небеле(1)ые кирпичные стены и крутой свод над ними при слабом свете фонаря казались выкраше(2)ыми кровью. Под фонарём стоял дубовый стол, на котором около глиня(3)ой чернильницы лежали в беспорядке бумаги.
11. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.
2) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.
3) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев кустарников или цветов.
5) Каждое литературное направление или школа вырабатывали свои лексические поэтизмы.
12. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
13. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Осёл увидел Соловья и говорит ему: «Послушай-ка (1) дружище! Ты (2) сказывают (3) петь (4) великий мастерище…»
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои бокальчики (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Воды так много вокруг нас (1) что редко (2) кто знает (3) как остро стоит вопрос об этом источнике жизни даже в нашей изобильной водами стране (4) и как тщательно надо беречь это ценнейшее достояние народа.
16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В своих романах Ф.М. Достоевский создаёт крайне зловещую картину петербургских трущоб.
17. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Те, кто умеет пользоваться компьютером, имеет доступ к широкому информационному полю.
2) Многих старшеклассников, сдавших зачёты, допустили к экзаменам.
3) Это была не столько разведка боем, а настоящая битва.
4) Получив письмо из деревни, нами тотчас же был написан ответ.
5) Большим культурным и научным событием античных времён было появление «Риторики» Аристотеля – философа, значительно развившего учение Платона об ораторском искусстве.
6) Ярким цветком, медленно расцветавший в душе А.А. Блока, было не только ощущение России как Родины, но и полное духовное слияние с ней..
7) Дубрава, в которой любил проводить время юный М.Ю. Лермонтов, находилась неподалёку от Тархан.
8) Многие из тех, кто бывал в небольших городах Италии, видели заросшие плющом каменные мосты,
обветшалые старинные мраморные фасады зданий..
9) Открытое письмо деятелей культуры Правительству РФ опубликовано в газете «Московском комсомольце».