Тренировочные упражнения по теме «Лингвистическое сочинение. Правка текста, выявление типичных ошибок».
Прочитайте данные ниже тексты. Найдите все допущенные в них ошибки.
Примечание: формулировку темы сочинения и текст можно посмотреть в приложении.
Текст 1
Современный лингвист Людмила Алексеевна Введенская считала, что «выразительность может создаваться средствами языка всех уровней». Она абсолютно права. Докажем это с помощью предложенного текста.
В предложениях №1 и №4 автор использует лексические образные средства: метафору («негой ночи») и олицетворения («сад дремлет», «спустилася завеса»). Они предают тексту красочность и необычность.
Также в предложениях №2 и №7 встречаются инверсии («месяц золотой», «мир бестелесный»), которые помогают еще более ярко описать образ ночи.
Таким образом, представленные аргументы доказывают, что средства языка всех уровней могут придать тексту выразительность.
Текст 2
Современный лингвист Людмила Алексеевна Введенская выдвинула гипотезу, что «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней».
Докажем это с помощью предложенного текста. В предложении №3 используется множество средств выразительности таких как: эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения; а также средства выразительности бывают лексические и синтаксические.
Стихотворения Ф.И. Тютчева насыщены разнообразными лексическими средствами выразительности. Все эти средства помогают автору выразительно передать чувство красоты и необычности ночной поры. Важную роль играют метафоры: «дремлет сад», «сладко светит месяц», «звездный сонм горит», «на мир дневной спустилася завеса», «изнемогло движенье, труд уснул», «проснулся … гул, «мир бестелесный». В системе эпитетов особое место занимают цветовые: «сад темно-зеленый», «яблоня, цветами убелённой», «месяц золотой», «нега голубая».
Таким образом, все средства языка помогают достигнуть выразительности, образности.
Текст 3
По мнению лингвиста Л.А. Введенской, средствами всех уровней выразительности, можно сделать текст очень выразительным. Для создания художественного образа могут быть использованы лексические средства и синтаксические конструкции. Докажем это.
В предложенном тексте писатель использует синтаксические конструкции в предложениях №1 и №2 («мир дневной» - инверсия; «сад темно-зеленый» - инверсия).
В произведениях также прусутствуют лексические средства. Метафоры («дремлет сад», «звездный сонм горит», «спустилася завеса»), эпитеты («спящим градом», «бездонное небо», «чудный гул»), олицетворения («проснулся гул»).
Таким образом, как удалось доказать, и выяснить, что лингвист Людмила Алексеевна Введенская безусловно права. Мы это уведели на примере двух уровней синтаксических и лексических образованных средств.
Текст 4
Таким образом, приведенные аргументы доказывают, что выразительность создается с помощью всех уровней языковой выразительности.
Приложение.
Лингвистическое сочинение.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней».
Аргументируйте свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком1.
***
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…
Откуда он, сей гул непостижимый?..
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном?..
(Ф.И. Тютчев, 1835)
1 ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2020. с. 114