СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные задания формата ОГЭ по истории: 9-15 век

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед вами сборка практических заданий формата ОГЭ (ГИА-9 класс) по истории. Задания относятся к блоку 9-15 век и идеально подойдут для повторения и обобщения тем по истории.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания формата ОГЭ по истории: 9-15 век»

Задание №2 (последовательность событий)

1.Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) введение заповедных лет

2) создание свода законов Русская Правда

3) отмена кормлений

4) установление бессрочного сыска беглых крестьян

2. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега

2) дунайские походы князя Святослава Игоревича

3) призвание на княжение варягов

4) введение уроков и погостов

3. Расположите следующие документы в хронологической последовательности их создания. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) Соборное уложение

2) Правда Ярослава

3) Судебник Ивана III

4) Устав Владимира Мономаха

4. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

 

1) присоединение Новгорода к Москве

2) нашествие хана Батыя

3) принятие первого Судебника

4) Семилетняя война

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

 

1) битва на р. Калке

2) введение «урочных лет»

3) поход хана Тохтамыша на Москву

4) присоединение Твери к Московскому княжеству

6. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

 

1) принятие Русью христианства

2) призвание новгородцами варягов

3) разгром печенегов Ярославом Мудрым

4) нашествие Батыя на русские земли

7. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

 

1) поход князя Олега на Царьград

2) начало составления Русской Правды

3) установление уроков и погостов

4) первое упоминание Москвы в летописи

Задание №3 (понятия, термины)

1. Запишите понятие, о котором идёт речь.

 

«Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей».

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Ханская грамота, подтверждающая права русских князей на правление в период ордынского владычества».

3. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Название восточнославянского племенного союза, располагавшегося на среднем течении Днепра, племенным центром которого был Киев».

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения, ликвидированная реформой 1555−1556 гг.

5. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Сборник законов, созданный в 1497 году, получил название «______Ивана III».

6. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Должностное лицо в Новгородской республике. Осуществлял контроль за налогами, ведал торговым судом, возглавлял городское ополчение.

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Название одного из основных занятий восточных славян – сбора мёда диких пчёл.

Задание №4 (систематизация исторической информации, выбор 2 позиций)

1. Какие города не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237—1242 гг.? Найдите в приведённом ниже списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Киев

2. Какие из перечисленных событий относятся к XV в.? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) установление единого срока крестьянского перехода в Юрьев день

2) учреждение патриаршества в России

3) созыв первого Земского собора

4) пресечение династии Рюриковичей на престоле

5) освобождение Руси от ордынского владычества

3. Укажите категории зависимого населения Древнерусского государства, к которым относились люди, соглашавшиеся работать на определённых условиях, но зависимое положение которых не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству. Найдите в приведённом списке две категории и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) бояре

2) ремесленники

3) рядовичи

4) купцы

5) закупы

4. Какие города были захвачены ордынскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237−1238 гг.? Найдите в приведённом ниже списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Смоленск

5. Какие из перечисленных городов были в XIII–XIV вв. административными центрами русских земель с республиканской формой правления? Выберите два города и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Киев

6. Какие из перечисленных городов были основаны до Батыева нашествия? Выберите два города и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Москва

2) Екатеринбург

3) Великий Новгород

4) Владивосток

5) Ростов-на-Дону





7. Какие из перечисленных городов были разорены в ходе Батыева нашествия? Выберите два города и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Коломна

2) Новгород Великий

3) Ростов

4) Псков

5) Архангельск

8. Какие из перечисленных городов не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237–1242 гг.? Найдите в приведённом списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Рязань

2) Владимир

3) Новгород

4) Псков

5) Киев

Задание №5 (понятия, термины, события)

1. Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.

 

1) Новгород

2) Киев

3) Рязань

4) Владимир

5) Козельск

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают группы лиц, объединённых сословной принадлежностью.

 

1) купцы

2) пролетарии

3) мещане

4) казаки

5) дворяне

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян.

 

1) переложное земледелие

2) кочевое скотоводство

3) охота

4) бортничество

5) рыболовство

4. Ниже приведены исторические термины. Все они, за исключением одного, относятся к истории восточных славян VIII−X вв.

 

1) баскаки

2) дружина

3) урок

4) вервь

5) полюдье

5. Ниже приведен ряд названий социальных групп. Все они, за исключением одного, относятся к Древней Руси.

 

1) бояре

2) холопы

3) мещане

4) закупы

5) смерды

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.

 

1)  дворянство

2)  мещанство

3)  крестьянство

4)  чиновничество

5) духовенство






7. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к формам зависимости Руси от Орды.

 

1) выход

2) числение

3) баскаки

4) ярлык

5) губные старосты

8. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе управления и территориальному делению Московского государства конца XV — начала XVI вв.

 

1) стан

2) боярин

3) наместник

4) казна

5) вече

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают жанры древнерусской литературы X–XV вв.

 

1) житие

2) моление

3) летопись

4) сатирическая повесть

5) слово

10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства.

 

1) вервь

2) вече

3) союзы племен

4) народное ополчение

5) ярлык

Задание №6 (тезисы и факты)

1. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Князь Олег проводил успешную внешнюю политику.

2) Активные действия князя Олега способствовали объединению восточнославянских племен.

3) Войско князя совершила два похода на Константинополь, после которых была взята дань и заключены торговые договоры с Византией.

4) Дружина князя захватила Киев, он был объявлен столицей Руси.

2. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Князь Игорь проводил менее успешную внешнюю политику, нежели его предшественник.

2) Отсутствие установленной нормы полюдья имела негативные последствия для судьбы князя Игоря.

3) Войско князя совершила в 941 г. поход на Константинополь, в ходе морского сражения многие ладьи русов были сожжены греческим огнем и князь вскоре был вынужден вернуться в Киев.

4) В ходе повторной попытки собрать дань с древлян киевский князь был убит.

3. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Княгиня Ольга провела успешную налогово−административную реформу.

2) Были установлены уроки и погосты.

3) Войско князя окончательно подчинило племя вятичей, нанесло поражение Волжской Булгарии и уничтожило Хазарию.

4) Сын княгини Ольги вел активную внешнюю политику.






4. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Ярослав Мудрый успешно противостоял кочевникам.

2) Была принята Русская Правда.

3) Важнейшим событием правления Ярослава Мудрого стало кодификация права.

4) Войско князя разбило под стенами Киева печенегов, после чего их набеги на Русь прекратились.

5. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Русское войско совершило серию походов в степь, нанесло поражение кочевникам и разорило их города.

2) В начале XII века русские князья вели успешную борьбу с половцами.

3) Княжеские междоусобицы играли негативную роль в развитии Древней Руси.

4) Были разорены многие русские города и села.

6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Князь совершил поездку в Орду, получил ярлык на великое княжение.

2) Александр Невский вел непримиримую борьбу с нападением на русскую землю с запада.

3) Войско князя разбило шведов на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере.

4) Александр Невский не пытался бороться с Ордой, а наоборот налаживал с ней добрые отношения.

7. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Политика Ивана Калиты привела к усилению Московского княжества, которое становится духовным центром русских земель.

2) Переезд в Москву русского митрополита на постоянное пребывание.

3) Иван Калита вел успешную борьбу за первенство с Тверским княжеством.

4) В 1327 Иван Калита во главе ордынского войска подавил антиордынское восстание в Твери и разорил город.

8. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Дмитрий Донской вел успешную борьбу с Ордой.

2) В 1380 году русское войско разбило ордынское войско во главе с Мамаем.

3) Игумен Сергий Радонежский благословил русское войско перед Куликовской битвой.

4) Большую поддержку Дмитрию Донскому оказывала Русская православная церковь.

9. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 

1) Во взаимоотношениях с Ордой Иван III добился успеха.

2) При Василии III завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы.

3) В состав Московского государства входят последние независимые русские княжества — Псковское, Рязанское и др.

4) После «Стояния на Угре» было окончательно ликвидировано Ордынское иго.















Задание №12 (информация, представленная в виде схемы)





Задание №18,19,20 (анализ исторического источника. Работа с текстом)

Прочитайте отрывок из летописи.

«В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам". И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало...

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребёнком _____________. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского, возьмём жену его Ольгу за князя нашего Мала и сына её возьмём, и сделаем ему, что захотим"...»



1.Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.


2. Почему согласно летописи древляне решили убить князя Игоря? Почему согласно летописи древлянам удалось победить дружину князя Игоря?

3. Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, повлиявший на выбор веры киевским князем Владимиром, совершила упоминаемая в тексте Ольга?

Прочитайте отрывок из летописи.

 

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась ______ со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. Воевода же княжеского войска, по имени Претич, сказал: "Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег." И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришёл князь, и побежали от города врассыпную. И вышла _____ с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: "Кто это пришёл?", а тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)", печенежский князь спросил: "А ты не князь ли?". Претич же ответил: "Я муж его, пришёл с передовым отрядом, а за мною идёт войско с самим князем: бесчисленное их множество". И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас."Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев и собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир"».



1. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

2. Почему, согласно летописи, печенеги отступили от города? Почему, согласно летописи, киевляне были недовольны князем Святославом?

3. Назовите один любой военный конфликт с печенегами, произошедший после описанных событий. Укажите любой другой военный поход Святослава, кроме тех, что упомянуты в тексте.

Прочитайте отрывок из летописи.

 

«Пошёл _____ на греков, оставив Игоря в Киеве пошёл князь на конях и на кораблях. Число кораблей было 2000, и пришёл он к Царьграду. Греки замкнули Судскую гавань, а город заперли. Вышел князь на берег и начал воевать, разрушил много дворцов и пожёг церкви. И повелел князь своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. Когда ветер стал попутным, надулись паруса, и (корабли) с поля пошли к городу. Увидали греки, испугались и сказали, послав к князю: "Не губи города, согласимся на дань, какую хочешь".

И уставил _____ воинов. И греки вынесли ему пищу, и вино, но он не принял их, потому что они были с отравой. Испугались греки и сказали: "Это не ____, а святой Дмитрий, посланный на нас богом". И установил князь давать Дань на 2000 кораблей, по 12 гривен на человека, а в корабле было по 40 мужей. Греки согласились на это, и начали греки просить мира, чтобы не разорял он греческой земли. ____ же, немного отступив от города, начал устанавливать мир с царями греческими Львом и Александром, послал к ним в город [послов] сказать: "Соглашайтесь на дань мне". И сказали греки: "Чего ты хочешь, дадим тебе"».



1. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

2. За счёт какого тактического хода, согласно летописи, князь смог победить греков? Почему греки, согласно летописи, были согласны на любые условия заключения мирного договора?

3. Назовите одно любое последствие военного похода, описанного в представленном отрывке. Укажите любой другой военный поход на греков в том же веке, что и поход, описанный в представленном отрывке.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

 

Прочитайте отрывок из летописи.

 

«Пришёл ________ в Переяславец, и болгары заперлись в городе. И вышли болгары на бой против князя, и была битва великая, и одолевали болгары. И сказал _____ воинам своим: "Уже нам здесь погибнуть, будем биться мужественно, братья и дружина". И к вечеру одолел князь, и взял город с бою. И послал к грекам послов, говоря: "Хочу идти на вас, взять ваш город, как и этот". И сказали греки: "Мы не можем противостоять вам, но возьми дань с нас, на себя и на дружину свою, и скажите нам, сколько вас, чтобы мы дали по числу на головы". Так говорили греки, обманывая Русь, ибо греки лукавы и до сего дня. И сказал им _____: "Нас 20 тысяч", и прибавил 10 тысяч, потому что Руси было только 10 тысяч. И выставили греки 100 тысяч против князя и не дали дани. И пошёл князь на греков, а те вышли против Руси. Увидав это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал ______: "Уж нам некуда деться; волей-неволей придётся стать против, да не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, мертвые ведь не будут иметь позора; если же побежим, то позор будет на нас, и не убежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас; если моя голова ляжет, то подумайте сами о себе". И сказали воины: "Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим". И Русь приготовилась к бою, и была великая битва, и одолел _____, и бежали греки, и пошёл князь к Царьграду, воюя и разоряя города, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня».



1. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя князя, пятикратно пропущенное в тексте

2. Почему, согласно летописи, князь завышает число своих дружинников? Почему, согласно летописи, князь и его дружина не отступили при виде сильного численного преимущества греков?

3. Укажите название государства греков, о котором идёт речь в тексте. Назовите любой другой военный поход князя, кроме упомянутого в тексте.

Прочитайте отрывок из летописи.

 

«Пришёл Болеслав с поляками вместе с ______ против Ярослава [Владимировича Новгородского]. Ярослав собрал русь, варягов и славян и пошёл против Болеслава и ____. Пришёл он в Волынь, и те, и другие стали по обе стороны реки Буга. Был у Ярослава кормилец и воевода, по имени Буды, стал он укорять Болеслава, говоря так: «Вот мы проткнем палкой живот твой толстый». Болеслав был высок и тяжел, так что и на коне не мог сидеть, но был он умен. Сказал Болеслав своей дружине: "Если вам не больно от этого укора, я один погибну". Сел на коня, въехал в реку, и за ним воины его. Ярослав не успел изготовиться к бою, и победил Болеслав Ярослава. Ярослав с 4 мужами убежал в Новгород, а Болеслав, вместе со ______, вошёл в Киев. И сказал Болеслав: "Разведите дружину мою по городам для прокормления". И сделали так. Ярослав же прибежал к Новгороду и хотел бежать за море. Посадник Константин, сын Добрыни, с новгородцами, разбил лодки Ярослава, говоря: "Хотим ещё биться с Болеславом и _____". Начали собирать деньги: с человека – по 4 куны, с старост – по 10 гривен, с бояр – по 18 гривен. Привели варягов, дали им денег, и собрал Ярослав много воинов. И пошёл Ярослав против брата _____, и убежал ____ к печенегам. На следующий год пришёл _______ с печенегами, с большой силой. Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. К вечеру одолел Ярослав, а брат его убежал».



1. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, многократно пропущенное в отрывке.

2. Почему, согласно летописи, первый раз Болеслав победил Ярослава? Почему, согласно летописи, после возвращения из Новгорода, Ярослав победил в битве?

3. Чем окончилась усобица, описанная в летописном фрагменте? Вспомните примеры военных столкновений между русскими князьями и польскими королями. Назовите один пример.













Прочитайте отрывок из исторического источника.

«В лето 6731 по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые монголы, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их… Мы слышали, что многие страны попленили [они]: ясов, обезов, касогов – и половцев безбожных избили множество. А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие: коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц – и одарил князей русских, и сказал так: „Нашу землю монголы отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы – завтра…” И долго думали князья, и сотворили совет в городе в Киеве такой: „Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей”.

И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князя же великого Юрия Суздальского не было на совете том».



1. Укажите век, когда произошли описываемые события. Назовите сражение, о подготовке к которому повествует автор.

2. Какое предостережение согласно тексту летописи использовал половецкий князь, чтобы сделать свою просьбу о помощи более убедительной для русских князей? Какое решение приняли русские князья в ответ на эту просьбу?

3. Укажите один любой итог сражения, о подготовке к которому идёт речь. Укажите отчество упомянутого в отрывке суздальского князя.

Задание №21 (выявление причин исторических процессов)

1. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) Крещения Руси?

— усиление торгово−экономических связей Руси и Византии

— возникновение имущественного и социального неравенства среди восточных славян

— походы русских князей на Волжскую Булгарию

— борьба с Ливонским орденом

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с Крещением Руси.

2. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) образования государства у восточных славян в IX веке?

— крещение Руси

— возникновение имущественного и социального неравенства среди восточных славян

— походы Руси на Константинополь

— борьба с Ливонским орденом

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с образования государства у восточных славян в IX веке.

3. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала периода политической раздробленности русских княжеств?

— крещение Руси

— постоянные набеги половцев

— Любечский съезд князей

— борьба с Ливонским орденом

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом периода политической раздробленности русских княжеств.

4. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) установления Ордынского ига на Руси?

— Крещение Руси

— борьба Московского княжества с Великим княжеством литовским

— объединение русских княжеств вокруг Москвы

— политическая раздробленность русских княжеств

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом периода политической раздробленности русских княжеств.

5. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) объединения русских земель вокруг Москвы в XIV−XV вв.?

— Стояние на Угре

— Куликовская битва

— переезд митрополита Киевского и всея Руси в Москву

— набеги половцев

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с объединения русских земель вокруг Москвы в XIV−XV вв.

6. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) возвышения Москвы в первой половине XIV века?

— выгодное географическое положение

— победа в Куликовской битве

— родство Василия I с дочерью литовского князя Витовта

— отсутствие разорённых земель после Батыева нашествия

 

Объясните, как выбранное Вами положение связано с возвышением Москвы в первой половине XIV века.

7. Что из перечисленного, согласно утверждению летописца, стало одной из причин (предпосылок) призвания на Русь варягов во главе с Рюриком?

— угроза набегов половцев на русские земли;

— постоянные ссоры между восточнославянскими и угро-финскими племенами, жившими в районе Новгорода;

— борьба сыновей князя Ярослава Мудрого за Киев;

— угроза захвата рыцарями – крестоносцами северо-западных русских земель.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с призванием варягов на Русь.

Задание №22 (выявление ошибок в историческом источнике)

1. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Согласно Повести временных лет, в 882 году восточные славяне пригласили на княжение Рюрика с братьями и он прибыл в Новгородскую землю. Следующим после Рюрика князем был Святослав, который захватил Киев объединив северные земли, населенный восточными славянами, и южные. Благодаря этому был установлен контроль на торговым путем «из варяг в греки».

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).



Положение текста, в котором

допущена ошибка

Исправленное положение текста

1)


2)




2. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Князь Святослав вел активную внешнюю политику. Он окончательно подчинил вятичей, уничтожил Волжскую Булгарию, ликвидировав ее как государство. В ходе войны с Византией, князь Святослав потерпел поражение. Возвращаясь в Киев, он попал в засаду половцев и был убит.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

3. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Князь Игорь был убит вятичами в ходе полюдья. Его супруга княгиня Ольга, сожгла их племенной центр, город Искоростень. После этого, она провела налогово-административную реформу и установила уроки и бортничество. Согласно летописям, Ольга посетила Византию, где приняла крещение.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

4. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Князь Владимир в 980 году установил официальной религией восточное христианство (православие). Данное событие в историографии принято называть Крещение Руси. Восточное христианство было принято Владимиром из Западной Европы, с которой у Руси были давние торгово-экономические связи. Отказ от язычества и принятие христианства обеспечило укрепление авторитета Руси на международной арене, усилило власть киевского князя, консолидировала восточных славян в единую древнерусскую народность.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).





5. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Князь Дмитрий Иванович возглавил объединенное русское войско в Куликовской битве. Ордынское войско возглавлял хан Ахмат. В ходе самой битвы князь Дмитрий Иванович сражался с облачении простого ратника и был ранен. В решающий момент битвы Засадный полк во главе с Михаилом Бреноком ударил по ордынцам, внеся сумятицу в их ряды и сыграв решающую роль в их поражении.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

6. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

«В начале XII в. в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Верховной властью обладало вече, в работе которого принимали участие все свободные горожане. Высшим должностным лицом был тысяцкий. Он выбирался из местных бояр и ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд, смещал и назначал должностных лиц, руководил внешней политикой. Новгородское вече приглашало князя с дружиной как начальника всех вооружённых сил в случае войны. Вече заключало с князем договор. Князю разрешалось вмешиваться в дела городского управления, иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю. Если князь нарушал договор, вече прогоняло его — "указывало путь"».

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

7. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Время правления князя Ивана Калиты связано с усилением Московского княжества. Так, после произошедшего в 1325 году антиордынского восстания в Твери, ярлык на великое княжение получил московский князь. Кроме того,

была упразднена должность ордынского сборщика налогов – тиуна – теперь дань в орду собирал обладатель ярлыка на великое княжение.

 

Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

8. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

В 1136 г. после изгнания князя Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилась монархическая форма правления. Верховной властью обладало вече, в деятельности которого, по мнению некоторых историков, принимали участие все свободные горожане. Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя. Высшим должностным лицом был тысяцкий: он управлял новгородскими землями, возглавлял суд, смещал и назначал должностных лиц, руководил внешней политикой. Он выбирался из местных бояр.

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом.

9. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

«Согласно «Повести временных лет», после смерти в Новгороде Аскольда его малолетний сын Игорь и родственник Олег отправились походом на юг. Захватив Смоленск, расположенный в верховьях Днепра, они подошли к Киеву. Киевляне признали власть Олега, который назвал Киев «матерью городов русских». Олег, а вслед за ним Игорь правили в Киеве, но сохранили контроль и над Новгородом. 907 г., когда Олег объединил Новгород и Киев, многие историки называют условной датой образования Древнерусского государства».

 

Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

10. Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 

Согласно Повести временных лет, в 882 году восточные славяне пригласили на княжение Рюрика с братьями и он прибыл в Новгородскую землю. Следующим после Рюрика князем был Святослав, который захватил Киев объединив северные земли, населенный восточными славянами, и южные. Благодаря этому был установлен контроль на торговым путем «из варяг в греки».

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

Задание №23 (сравнение исторических событий)

1.Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства Русская Правда состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

2. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

3. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

4. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, Правда Ярослава, Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха имеют много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

5. Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определённых различий, в политике Владимира Святославича и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

6. Во второй половине XII в. наступил новый период русской истории — эпоха раздробленности. На территории Древнерусского государства образовалось более десяти отдельных княжеств — земель. Однако, несмотря на раздробленность, было много общего, что сохраняло единство русских земель. Приведите не менее двух фактов, указывающих на это единство.

7. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие особенностей, существенно отличающих стояние на реке Угре 1480 г. и Куликовскую битву 1380 г., эти два события военной истории России имеют значимые общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

8. Существует точка зрения, что ханы Золотой Орды невольно способствовали объединению русских земель. Приведите не менее двух фактов, аргументов, подтверждающих эту точку зрения.

9. Существует точка зрения, что ключевую роль в создании Древнерусского государства сыграл торговый путь «из варяг в греки». Приведите не менее двух фактов, аргументов, подтверждающих эту точку зрения.

10. Существует точка зрения, что, несмотря на различия, политика Дмитрия Донского и политика Ивана Калиты имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Задание №24 (анализ исторической ситуации)

1. В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»

 

1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.

2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?

3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?

2. После смерти великого князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Восставшие, по предложению боярства, решили призвать на киевский престол переяславского князя.

 

1) Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь.

2) Назовите князя, вступившего на киевский престол по приглашению восставших.

3) Какая мера была предпринята приглашённым князем для устранения причин, спровоцировавших восстание?

3. В 1327 г. возмущённые поборами и насилием ордынского сборщика дани Чолхана (Щелкана) жители одного из русских городов подняли восстание и перебили ордынцев. На усмирение горожан направился московский князь. Восстание было подавлено ордынско-московским войском.

 

1) Укажите город, где произошло восстание.

2) Назовите московского князя, принимавшего участие в подавлении восстания.

3) Какое последствие для московского князя имело его участие в подавлении восстания?

4. Этот город был одним из самых древних и важных центров Руси. Постепенно под его властью оказалась огромная территория, простиравшаяся от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, она была одной из самых больших территорий Руси.

Жители города и окрестных территорий занимались преимущественно ремеслом и торговлей. Торговля велась главным образом с немецкими и датскими купцами, а также с Византией, странами Востока. В XII в. В городе сложилась республиканская форма правления.

 

1. Назовите город, о котором идёт речь.

2. Укажите высший орган власти в городе, о котором идёт речь, в период существования в нём республиканского строя.

3. Почему на территориях, находившихся под властью города, о котором идёт речь, было слабо развито земледелие?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!