1 группа
1. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Построили птицами гнезда на кочках.
Густая траве закрывает птиц от чужого глаза. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторожа закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицах. Окружили лису, закружились. Лисы прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
2. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: варенье (из чего?) из вишни.
Сшила (………...) для
Жил (………...) у
Стояла (………...) около
Директор (………...)
3. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.
4. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Лесу В.п.
Льда В.п.
Мама В.п.
Солнце В.п.
Магазина В.п.
Брат В.п.
5. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Учитель не доволен учениками.
Я люблю слушать музыку. Кем?
Мама работаем поваром.
По небу летит самолет. Чем?
Дрова рубят топором.
6. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли определен падеж?
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
2 группа
1. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: стоит (что?) береза.
Бежит (………...)
Воет (………...)
Вспорхнула (………...)
Налетели (………...)
Играют (………...)
2. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.
3. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Лес Д.п.
Лед Д.п.
Мама Д.п.
Солнце Д.п.
Магазин Д.п.
Брат Д.п.
4. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Хлопочет белка.
Я люблю слушать музыку. Кого?
Брат еле-еле убежал от собаки.
Нужно испечь торт к празднику. Что?
По небу летит самолет.
Аня увидела своего кумира.
5. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли определен падеж?
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
6. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Утром Митя с папой пошли в лесом. Они собирали грибы и ягоды. Грибы клали в лукошка. Его нёс папа. Ягоды клали в банке. Его нёс Митя. Домой вернулись к обеду.
3 группа
1. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
2. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Книга Р.п.
Лед Р.п.
Дерево Р.п.
Мама Р.п.
Солнце Р.п.
Брат Р.п.
3. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Хлопочет белка.
Я написал письмо другу. Кому?
Брат еле-еле убежал от собаки.
Мальчику стыдно за свое поведение. Чему?
По небу летит самолет.
Мы бежали по дороге.
4. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли определен падеж?
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
5. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Трудно было оставаться дома в первый день зимы. Мы пошли полюбоваться лесными озер. Земля была запорошена первым легким снежок. Снег таял в черной воде озер, покрывал серым дыму леса. Зима уже хозяйничала над земля.
6. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: думать (о ком?) о маме.
Принести (………...) в
Приехать (………...) на
Говорить (………...) о
Рисовать (………...) на
4 группа
1. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Мяча И.п.
Лед И.п.
Сосна И.п.
Маме И.п.
Небе И.п.
Братом И.п.
2. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Хлопочет белка.
Пришло письмо от друга. Кого?
Брат еле-еле убежал от собаки.
По небу летит самолет. Чего?
На столе стоит ваза.
Расстояние от дома до магазина 15 метров.
3. Правильно ли определен падеж? (на все падежи)
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
4. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случаю. Большая красавица чайка залетела в городом. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорога к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц.
5. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: зажечь (чем?) спичкой.
Написано (………...)
Работать (………...)
Быть (………...)
Наслаждаться (………...)
6. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
В книжном шкафу пять полок. На нижней полке лежат детские журналы. На второй полке стоят детские книжки. Другие полки занимают книги для взрослых. Скоро Маша станет большой. Она прочтёт книги со всех полок.
5 группа
1. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Хлопочет белка.
Пришло письмо от друга. Кто?
Ребята бегают во дворе.
По небу летит самолет. Что?
На столе стоит ваза.
Сестра просит помощи.
2. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли определен падеж?
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
3. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к моря. Чайка долго летала над площадью и устала. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птица и стали подталкивать ее вдоль аллеи к море. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к море. Люди с изумлением следили за поведением птиц.
4. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: песня (подо что?) под гитару.
Расправить (………...)
Надуть (………...)
Выпрямить (………...)
Берлога (………...)
Помыть (………...)
5. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
Вот и наступила новогодняя ночь. Настя спит, а рядом с ее кроватью стоит игрушечный башмачок с конфетами, орехами, шоколадкой. Есть такой обычай во многих странах. Под новый год детям кладут подарки в башмачки или пестрые длинные чулки. Приносят их Дед Мороз, Санта-Клаус или Добрая Фея. Завтра под сверкающей елкой дети найдут свои подарки.
6. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Лес П.п.
Мама П.п.
Солнце П.п.
Магазин П.п.
Брат П.п.
6 группа
1. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли определен падеж?
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.
Люди с изумлением следили за поведением птиц.
2. Исправьте ошибки в тексте. Над исправленными словами укажите падеж.
Построили птицы гнезда на кочках.
Густая трава закрывает птиц от чужого глазом. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает около гнезде, увидела птицу, хочет схватить за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
3. Составьте словосочетания, используя иллюстрации, поставьте вопрос, определите падеж:
Образец: гулять (по чему?) по полю.
Подарить (………...)
Радоваться (………...)
Рассказать (………...)
4. Прочитайте текст. Определите падеж выделенных слов. Докажите.
Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых.
5. Поставьте в нужный падеж следующие слова и задайте вопрос:
Лесу В.п.
Льда В.п.
Мама В.п.
Солнце В.п.
Магазина В.п.
Брат В.п.
6. Соедините падежный вопрос и предложения, укажите падеж имени существительного.
Я знаю о своем друге очень многое.
Я люблю слушать музыку. Кого?
Брат еле-еле убежал от собаки.
Нужно испечь торт к празднику. Что?
По небу летит самолет.
Аня увидела своего кумира.