Урок литературного чтения
14 марта. Классная работа.
Задание 1.
Как называется сказка, в которой герой преодолевает трудности с помощью волшебства?
- Бытовая сказка
- Волшебная сказка
- Сказка о животных
Ответ: ________
Волшебная сказка — это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи
Задание 2.
Прочитай отрывок.
«На лугу колыхались цветы, их лепестки дрожали под лёгким дуновением ветра. Где-то вдалеке стрекотали кузнечики, а над полем кружились бабочки».
Какой это жанр литературы?
- Былина
- Рассказ
- Басня
- Стихотворение
Ответ: ________
басня – содержит мораль
- стихотворение – содержит ритм и рифму
- сказка – вымысел
- быль – описываются реальные события
- рассказ – реальные события за короткий промежуток времени
- фольклор – устное народное творчество (загадки, сказки, былины, песни, заклички, потешки, пословицы, поговорки, считалки, частушки )
Задание 3:
Четвероклассники Петя и Коля спорили о том, что такое волшебная сказка.
- Петя: «В волшебной сказке герои всегда побеждают благодаря своей смекалке».
- Коля: «В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса».
Кто из них прав? Запиши свой ответ и обоснуй его.
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 4:
Определи, в какой раздел библиотеки поставить каждую книгу.
Раздел библиотеки Описание раздела
А Энциклопедии и справочники
Б Волшебные сказки
В Истории о природе
Г Поэзия
Книги:
- Энциклопедия «Животные планеты»
- Братья Гримм «Золушка»
- Поэтический сборник «Времена года»
- «Растения России»
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
А Б В Г
Ответ: ________
Задание 5:
Выбери утверждения, которые относятся к научно-познавательным текстам.
- «Медведь зимой спит в берлоге».
- «Лиса разговаривала с зайцем».
- «Река несёт свои воды к морю».
- «Синицы прилетают к кормушке за едой».
- «Солнце улыбнулось облакам».
Ответ: ________
Стили текста
- художественный – рассказ, сказка, поэма, басня, повесть, стихотворение
- научно-познавательный – статья, доклад, реферат – доступным языком излагаются научные сведения
- разговорный – беседа, записка, письмо, дневник
- публицистический – выступление, репортаж, интервью
- официально-деловой – закон, заявление, справка, инструкция
Задание 6.1:
Выбери верное утверждение.
- С.А. Есенин писал только рассказы.
- И.А. Крылов известен своими баснями.
- Л.Н. Толстой писал только стихи.
- Ф.И. Тютчев был известен баснями.
Ответ: ________
Задание 6.2:
Запиши по одному названию произведений И.А. Крылова и Ф.И. Тютчева.
Произведение И.А. Крылова: _________________________ Произведение Ф.И. Тютчева: _________________________
Задание 7:
В какой строке используется олицетворение?
- «Солнце светит на поля».
- «Река говорит с берегами».
- «Птицы строят гнёзда».
- «Ветер качает деревья».
Ответ: ________
Приёмы художественной выразительности
- сравнение – литературный приём, при котором один предмет или явление сравнивают с другим
- метафора – художественный приём, в основе которого скрытое сравнение (огненно-рыжий кот)
- эпитет – образное определение (глубокая древность)
- олицетворение – приписывание неживому предмету признаков живого
Текст 1: Михаил Пришвин
Михаил Пришвин – известный русский писатель, который с любовью писал о природе. Его произведения показывают, как важно бережно относиться к миру вокруг. Один из самых известных рассказов – «Кладовая солнца». В нём Пришвин описывает, как дети учатся понимать природу и её законы.
Текст 2: Летний вечер у реки
Лето в деревне всегда волшебное. Вечером я вышел к реке и увидел, как закат отражается в воде. В воздухе пахло травами и цветами. На берегу прыгали лягушки, а над водой кружились стрекозы. Я слушал, как тихо плещется вода, и понял, как важно сохранить такую красоту.
Задание 8:
Какие чувства испытывает герой, находясь у реки?
Ответ: _____________________________________________________________
Задание 9:
Какое из утверждений верно в отношении творчества Михаила Пришвина?
- Он писал только научные книги.
- Его произведения учат любви к природе.
- Михаил Пришвин сочинял стихи о животных.
- Его книги рассказывают о путешествиях по морям.
Ответ: ________
Задание 10:
Какие выражения показывают оживление природы в тексте «Летний вечер у реки»?
- «Вечером я вышел к реке».
- «Лягушки прыгали на берегу».
- «Стрекозы кружились над водой».
- «В воздухе пахло травами и цветами».
- «Вода отражала закат».
Ответ: ________
Задание 11:
Установи последовательность событий в тексте 2.
- Я вышел к реке. __ Вода отражала закат. __ В воздухе пахло травами. __ Стрекозы кружились над водой. __ Лягушки прыгали по берегу. __ Я задумался о важности сохранения природы.
Ответ: ________
Задание 12:
Почему герой текста понял важность сохранения природы?
- Ему понравилось наблюдать за рекой.
- Он увидел красоту природы.
- Он захотел узнать больше о животных.
- Он услышал рассказы старших о реке.
Ответ: _______ _
Задание 13:
Какие утверждения соответствуют содержанию текста «Летний вечер у реки»?
- Герой был у реки зимой.
- В тексте описана красота летнего вечера.
- Герой наблюдал за лягушками и стрекозами.
- Герой задумался о природе.
- Герой пришёл к реке ловить рыбу.
Ответ: ________
Задание 14:
Почему сердце героя забилось от волнения?
Ответ: _____________________________________________________________
- 2 (Волшебная сказка)
- 4 (Стихотворение)
- Коля прав . В волшебной сказке есть волшебные предметы и чудеса.
- А – 1 (Энциклопедия «Животные планеты»), Б – 2 (Братья Гримм «Золушка»), В – 4 (Растения России), Г – 3 (Поэтический сборник «Времена года»)
- 1, 3, 4 (Научно-познавательные тексты)
6.1 2 (И.А. Крылов известен своими баснями) 6.2 Произведение И.А. Крылова – «Стрекоза и муравей»; Произведение Ф.И. Тютчева – «Весенняя гроза» 7. 2 («Река говорит с берегами») 8. Герой испытывает радость, покой и восхищение перед летним вечером у реки. Природа описана живо, чтобы передать её красоту. 9. 2 (Его произведения учат любви к природе) 10. 2, 3, 4 (Лягушки прыгали на берегу; Стрекозы кружились над водой; В воздухе пахло травами и цветами) 11. 2, 3, 4, 5, 6 (Вода отражала закат; В воздухе пахло травами; Стрекозы кружились над водой; Лягушки прыгали по берегу; Я задумался о важности сохранения природы) 12. 2 (Он увидел красоту природы) 13. 2, 3, 4 (В тексте описана красота летнего вечера; Герой наблюдал за лягушками и стрекозами; Герой задумался о природе) 14. Сердце героя забилось от волнения, потому что он понял, как прекрасен мир природы, и осознал, как важно его сохранять.