Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Перми
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «Гимназия № 5»
___________ Е.А. Москалёва
«___» ___________________ 2017 г.
Контрольно измерительные материалы
для проведения промежуточного контроля по литературе
в 11 классе
Составитель: Баяндина Г.Ф.,
учитель русского языка и литературы
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № ________________
От «___» _____________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на НМС МАОУ «Гимназия №5»
протокол № ____________
от «___»______________ 2016г.
Пермь 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………..3
Контрольно измерительные варианты………………………………… 5
Инструкция по выполнению работы…………………………………....5
Вариант 1………………………………………………………………….6
Вариант 2…………………………………………………………………13
Ответы…………………………………………………………………….20
Критерии оценивания……………………………………………………
Использованная литература……………………………………………..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Промежуточный контроль по литературе в 11 классе проводится в целях проверки готовности на данном этапе к ЕГЭ. Контрольно измерительные материалы (КИМ) составлены на основе рекомендованного перечня элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе, и «Рабочей программы по литературе (профильный уровень) для 10 -11 классов».
КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем содержания.
В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика, проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Часть 1 включает в себя два компонента заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написать слово или словосочетание, или последовательность цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8,9). В данных материалах представлены варианты по драматическим произведениям А.П. Чехова и А.М. Горького.
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом(10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15-16). Учащимся предложены стихотворения поэтов 20 века.
Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знания учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст. Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода в общей структуре произведения, раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
Часть 2 предполагает написание развёрнутого сочинения на литературную тему. Предлагается четыре вопроса (17.1-17.4). Учащийся выбирает только один из вопросов и даёт на него развёрнутый ответ в форме сочинения. Предложены темы сочинения по произведениям, изученным в 10 классе. Инструкция по выполнению работы, являющаяся общей для всех вариантов, даётся перед контрольно измерительными материалами.
После экзаменационных вариантов даны ответы к ним.
Инструкция по выполнению работы
Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.
Тест по литературе состоит из трёх частей.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (1 - 7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (8 - 9) в объёме 5 - 10 предложений.
Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (10 - 14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (15 - 16).
Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9 |
Г а е в (негромко, как бы декламируя). О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...
В а р я (умоляюще). Дядечка!
А н я. Дядя, ты опять!
Т р о ф и м о в. Вы лучше жёлтого в середину дуплетом.
Г а е в. Я молчу, молчу.
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаётся отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Это что?
Л о п а х и н. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.
Г а е в. А может быть, птица какая-нибудь... вроде цапли.
Т р о ф и м о в. Или филин...
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (вздрагивает). Неприятно почему-то.
Пауза.
Ф и р с. Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Г а е в. Перед каким несчастьем?
Ф и р с. Перед волей.
Пауза.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Знаете, друзья, пойдёмте, уже вечереет. (Ане.) У тебя на глазах слёзы... Что ты, девочка? (Обнимает её.)
А н я. Это так, мама. Ничего.
Т р о ф и м о в. Кто-то идёт.
Показывается прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.
П р о х о ж и й. Позвольте вас спросить, могу ли я пройти здесь прямо на станцию?
Г а е в. Можете. Идите по этой дороге.
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен. (Кашлянув.) Погода превосходная... (Декламирует.) Брат мой, страдающий брат... выдь на Волгу, чей стон... (Варе.) Мадемуазель, позвольте голодному россиянину копеек тридцать...
Варя испугалась, вскрикивает.
Л о п а х и н (сердито). Всякому безобразию есть своё приличие!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а (оторопев). Возьмите... вот вам... (Ищет в портмоне.) Серебра нет... Всё равно, вот вам золотой...
П р о х о ж и й. Чувствительно вам благодарен! (Уходит.)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке. |
1. Дайте авторское определение жанра произведения.
Ответ: _________________________________________________
2. В тексте пьесы, в скобках, А. П. Чехов дает краткие указания для режиссёра и актёров: «В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре», «Пауза», «умоляюще». Каким термином принято обозначать указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?
Ответ:________________________________________________
3. Кто является автором известного стихотворения, фрагмент которого цитирует прохожий («выдь на Волгу, чей стон...»)?
Ответ: ___________________________________________________
4. Установите соответствие между персонажами пьесы и их родственными отношениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
персонажи | родственные отношения |
А) Раневская - Аня | 1) мать - дочь |
Б) Раневская - Варя | 2) мать – приёмная дочь |
В) Раневская - Гаев | 3) сестра - брат |
| 4) тётя - племянник |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.
Ответ:
5. Как называется в драматическом произведении текст речи действующего лица?
Ответ: ____________________________________________________
6. Каким термином принято обозначать предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления («Вдруг раздается отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»)?
Ответ: _____________________________________________________
7. Какое художественное средство позволяет персонажу А. П. Чехова выделить наиболее существенные признаки явления и дать ему образное определение: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная...»?
Ответ: _________________________________________________________
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
8. Какую роль выполняют в пьесе А. П. Чехова паузы?
9. В каких произведениях русских писателей-классиков ставилась проблема гибели «дворянских гнёзд» и что сближает их с пьесой А.П. Чехова?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16. |
ШЁЛ СНЕГ…
Шёл снег: неспешно и торжественно –
такой воздушный, лёгкий, женственный.
Нет, он не шёл – он снисходил
до нас. А мы глазами хлопали,
любуясь медленными хлопьями,
представив счастье впереди.
Звон колокольный звал к заутрене,
земля, снежинками припудрена,
собой являла чистоту.
А мы стояли ошарашенно,
забыв про серость дня вчерашнего,
поверив в светлую мечту.
Неповторимые и разные
мы так похоже верим в праздники,
но чаще ждём их по весне.
И вдруг, нежданно и нечаянно,
восторг души сменил отчаянье...
А ведь всего-то – выпал снег!
(В.Н. Соколов, 1968)
Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
10. В каждой строфе стихотворения можно заметить повторяющееся одинаковое или сходное звучание концов двух стихотворных строк (хлопали – хлопьями; заутрене – припудрена и т.п.). Назовите термин, которым обозначается такое созвучие строк.
Ответ: _________________________________________________
11. Какой приём, основанный на противопоставлении, использовал поэт в строчках: «…забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту»?
Ответ: ________________________________________________________
12. Как называется стилистический приём, основанный на повторении согласных звуков в строке («Звон колокольный звал к заутрене»)?
Ответ: __________________________________________________
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) анафора
3) оксюморон
4) инверсия
5) метафора
Ответ: ______________________________________________________
14. Определите стихотворный размер, которым написано это стихотворение (без указания количества стоп).
Ответ: _______________________________________________________
Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
15. Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?
16. В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова?
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.4). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
17.1 Какова роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
17.2 Можно ли назвать Лопахина главным героем комедии Чехова «Вишнёвый сад»?
17.3 Над какими философскими вопросами размышляет А.А. Блок в своих стихотворениях?
17.4 Какие «вечные темы» находят своё осмысление в современной поэзии? (По творчеству одного из поэтов)
Инструкция по выполнению работы
Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.
Тест по литературе состоит из трёх частей.
Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (1 - 7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (8 - 9) в объёме 5 - 10 предложений.
Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (10 - 14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (15 - 16).
Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Данный тест рекомендуется как тренировочный при подготовке к сдаче ЕГЭ по литературе.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1-9 |
Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте?
Барон. Идём с нами!
Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!
Лука. Не лучше трезвого-то...
Актёр. Идём, старик... я тебе продекламирую куплеты...
Лука. Чего это?
Актёр. Стихи, - понимаешь?
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..
Актёр. Это - смешно... А иногда - грустно...
Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном).
Актёр. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб).
Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!
Медведев. Не туда я пошёл... пострели её!
Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память... А теперь вот... кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу). Встану... и... (Молчит). Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?
Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом - вся душа...
Актёр. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему - погиб? Веры у меня не было... Кончен я...
Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...
Актёр (задумчиво). Куда? Где это?
Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и - терпи... А потом - вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...
Актёр (улыбаясь). Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся). Ну...да! Я могу?! Ведь могу, а?
Лука. А чего? Человек - всё может... лишь бы захотел...
Актёр (вдруг, как бы проснувшись). Ты - чудак! Прощай пока! (Свистит). Старичок... прощай... (Уходит).
(М. Горький "На дне")
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву(цифру) пишите в отдельной клеточке. |
1. Изображая "дно" жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.
Ответ: ____________________________________________________
2. Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького "На дне".
Ответ: ___________________________________________________
3. Приведённая сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?
Ответ: _____________________________________________________
4. Установите соответствие между персонажами горьковской пьесы и их репликами, важными для проблематики "На дне".
персонажи | реплики |
А) Сатин | 1) "А ниточки-то гнилые" |
Б) Актёр | 2) "Во что веришь - то и есть" |
В) Бубнов | 3) "В карете прошлого далеко не уедешь" |
| 4) "Без имени нет человека" |
Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.
Ответ:
5. Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения ("В любимом - вся душа...", "Человек - всё может... лишь бы захотел..."), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли?
Ответ: _________________________________________________________
6. В реплике Актёра встречаются одни и те же слова: "Снова... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся). Ну...да! Я могу? Ведь могу, а?" Как называется этот приём, способствующий усилению смысла высказывания?
Ответ: _________________________________________________________
7. Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии ("это, брат, как... водка!.."). Назовите приём, который использует в своей речи герой.
Ответ: __________________________________________________________
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
8. Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?
9. В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького "На дне"?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16. |
«Сентябрь» Н.А. Заболоцкий (1957)
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
10. Каким литературоведческим термином принято обозначать картины природы («Сыплет дождик большие горошины, / Рвѐтся ветер, и даль нечиста...»)?
Ответ: ________________________________________________
11. Укажите номер строки, в которой внешность героини характеризуется с помощью образа, традиционного для русских народных сказок.
Ответ: ____________________________________________________
12. Как называется сопоставление двух явлений, предметов, лиц с целью пояснения одного с помощью другого?
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Ответ: _____________________________________________
13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных во втором четверостишии данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) перифраз
2) гипербола
3) инверсия
4) сравнение
5) эпитет
Ответ: ______________________________________________________
14. Какая разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия, использована в этом фрагменте?
Закрывается тополь взъерошенный // Серебристой изнанкой листа.
Ответ: ________________________________________________
Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
15. Охарактеризуйте особенности портрета, созданного в стихотворении «Сентябрь».
16. В каких произведениях русской поэзии показана гармония человека и природы и в чём они схожи со стихотворением Н. А. Заболоцкого?
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.4). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. |
17.1 Какова роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
17.2 Можно ли назвать Лопахина главным героем комедии Чехова «Вишнёвый сад»?
17.3 Над какими философскими вопросами размышляет А.А. Блок в своих стихотворениях?
17.4 Какие «вечные темы» находят своё осмысление в современной поэзии? (По творчеству одного из поэтов)
ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1.
1 | комедия |
2 | ремарка |
3 | Некрасов |
4 | 123 |
5 | реплика |
6 | символ |
7 | эпитет |
10 | рифма |
11 | антитеза (контраст) |
12 | аллитерация |
13 | 145 |
14 | ямб |
ВАРИАНТ 2.
1 | реализм |
2 | драма |
3 | диалог |
4 | 341 |
5 | афоризм |
6 | повтор |
7 | сравнение |
10 | пейзаж |
11 | восемнадцатая |
12 | сравнение |
13 | 134 |
14 | олицетворение |
Памятка
Чтобы успешно справиться с письменными заданиями, необходимо неукоснительно следовать инструкциям и критериям. На ЕГЭ нельзя при себе ничего иметь, поэтому важно выучить ключевые формулировки, за которые дают максимальный балл.
В первую очередь обратите внимание, что в заданиях 8, 9, 15, 16 требуется лаконично ответить на прямой поставленный вопрос. Даже несмотря на то, что "указание на объём условно", следите за объёмом! В подсознании проверяющего будет теплиться мысль снизить балл, придравшись к незначительным неточностям, если требуемые рамки будут сильно превышены. А для того, чтобы научиться лаконично и по сути писать, возьмите себе на заметку несколько советов:
Прямо отвечайте на поставленный вопрос. Не нужно уходить на общую проблематику произведения, если того не требуется. Если нас, к примеру, спрашивается "Каким образом прослеживается взаимоотношения в семье Простаковых в данном эпизоде?", то начать свой ответ можно было бы примерно так: "Взаимоотношения в семье Простаковых на примере данного эпизода прослеживаются через несколько линий. Во-первых,.., во-вторых,.. и т.д."
Стройте короткие предложения. 10 слов - оптимально.
Подтверждайте свои тезисы короткими цитатами. В заданиях 8, 15 - цитаты прямо из того произведения, которое вам дано в варианте. В 16 задании при сопоставлении лирики потребуется привести цитаты из других произведений. Прежде потребуется назвать фамилию и имя автора, а также само произведение.
Оставьте время в конце работы, чтобы потом вернуться и перечитать немного другим взглядом. Вычитка должна быть в любом случае!
Распределите время таким образом, чтобы на 17-е задание осталось 2 часа времени. На каждое из заданий 8, 9, 15, 16 отводите 20 минут.
Спешите медленно! Когда работаете над данными заданиями, держите перед собой критерии и таймер. Ставьте себе жесткие рамки, привыкайте к ним, чтобы на экзамене на всё с точностью хватило времени!