СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант ЕГЭ по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант ЕГЭ по истории»

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. 

1) Поход Олега на Константинополь

2) Первое упоминание о Москве в Летописи

3) Падение Западной Римской империи


2. Установите соответствие между событиями и годами

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) крещение Руси

Б) соляной бунт

В) начало Великой Отечественной войны

Г) начало книгопечатания в России

 

1) 2013 г.

2) 1564 г.

3) 1648 г.

4) 1054 г.

5) 988 г.

6) 1941 г.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в.  

1) стрельцы; 2) земский собор; 3) закупы; 4) царство; 5) рядовичи; 6) приказы

 

4. Напишите пропущенное понятие (термин). 

Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными крестьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ________.


5. Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями:

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

 

ФУНКЦИИ

A) Временное правительство

Б) Совет Народных Комиссаров (СНК)

В) Совет Министров

Г) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

 

1) высший орган исполнительной власти в царской России в 1905−1917 гг.

2) высший орган исполнительной власти в марте — октябре 1917 г., который должен был обеспечить созыв Учредительного собрания

3) учреждение по борьбе с контрреволюцией и саботажем

4) законодательный орган в Российской империи в 1905−1917 гг.

5) орган исполнительной власти в Советской России и СССР в октябре 1917 г.—1946 г.

 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками:

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ 

А) «Практиковавшиеся доселе полицейские меры, при всей их разумности и рассчитанно-сти, как печальный опыт доказал, не спасли бесценной жизни достославной памяти Государя Императора Александра Николаевича. Ни прописка билетов в полиции, ни констатирование и ограничение в продаже оружия, ни постановка полицейских по углам улиц, ни установление урядников не остановили злодеев в приготовлении и осуществлении адского замысла. В Петербурге думают обезопасить неприкосновенность особы Величества через поручение наблюдения за известным числом домов одному главному, присоединив к нему несколько человек из благонадежных обывателей. Конечно, мера довольно действительная, но едва ли вполне достигающая цели по широте и сложности объёма наблюдений и по отсутст-венности, большую часть времени, самих наблюдателей. ».

Б) «...законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть твёрды. В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своём он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным, мы тогда же предназначили дать ему в своё время образование, свойственное публичным установлениям».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ 

1) Письмо адресовано министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову.

2) Документ относится ко времени правления Николая II.

3) Данный документ был подписан во времена Александра I.

4) Документ относится ко времени правления Александр III.

5) Речь идет о Непременном совете.

6) Данный договор был подписан Александром II.


7. Какие три произведения из перечисленных были созданы в СССР в 1953—1964 гг.? 

1) «Мать» М. Горького

2) «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

3) «Двенадцать» А. А. Блока

4) «Тихий дон» М. А. Шолохова

5) «Живые и мёртвые» К. М. Симонова

6) «Оттепель» И. Г. Эренбурга


8. Заполните пропуски в данных предложениях

A) ______ , будучи снайпером, уничтожил свыше 200 гитлеровцев. Погиб на территории Германии 22 апреля 1945 г.

Б) Операция _____ стала крупнейшим поражением немецкой армии

B) 4 июля 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ об эвакуации советских войск из _________.

 1) «Багратион»

2) В. И. Талалаев

3) Симферополь

4) Севастополь

5) «Тайфун»

6) В. В. Талалихин

 

9. Установите соответствие между историческими лицами и их современниками.

 ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

СОВРЕМЕННИКИ

А) В. П. Чкалов

Б) А. И. Солженицын

В) В. И. Ленин

Г) Б. Н. Ельцин

 

1) А. Б. Чубайс

2) Н. С. Хрущев

3) А. В. Ляпидевский

4) Ф. Э. Дзержинский

5) Д. А. Медведев

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите о какой военной операции идет речь. 

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»


11. Заполните пустые ячейки таблицы

Событие

Дата

Участник(-и)

Операция «Рельсовая война»

__________(А)

Федоров, Ковпак

операция «Оверлорд»

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

август—декабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, И. С. Конев

К. К. Рокоссовский

Битва за Москву

__________(Д)

__________(Е)

 

1) М. А. Егоров, М. В. Кантария

2) сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

3) Д. Эйзенхауэр

4) битва на Курской дуге

5) битва за Днепр

6) август−сентябрь 1943 г.

7) июнь 1944 г. − август 1944 г.

8) И. В. Панфилов

9) май 1942 г.

 

12. Прочтите отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»  

«В год 6745 (от Сотворения Мира)…. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу (Игоревичу) Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал…».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) вторжение на Русь войск Батыя началось зимой 1237 г.

2) вскоре после гибели Рязани удару войск Батыя подверглись города Владимиро-Суздальского княжества

3) после разгрома Рязани на войско монголо-татар было совершено нападение дружины рязанского боярина Евпатия Коловрата

4) двигаясь через Черниговское княжество, отряд монголо-татар с ходу захватил и разграбил Козельск

5) автор повести не противопоставляет возвышенный христианский дух рязанского князя «плотским» помыслам завоевателя-мусульманина

6) защитники Новгорода сумели выдержать штурм города войска Батыя


13. Назовите русского полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.

14. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3.



15 Напишите название озера, на котором произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой 1

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.  

1) На карте изображены события XIII в.

2) Основным соперником русских княжеств была Литва.

3) Одной из причин походов на русские земли было стремление распространить католичество.

4) Русские князья заключили союз с Ливонским орденом для совместных военных действий.

5) За одержанные победы князя-полководца наградили шапкой Мономаха.

6) Благодаря успешным действиям русских войск была обеспечена безопасность западных границ Руси.


17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Задонщина»

Б) «Повесть об Азовском осадном сидении»

В) картина «Перед атакой. Под Плевной»

Г) роман «Живые и мёртвые»

 

1) Иное название событий — «Куликовская битва».

2) Произведение отражает события 1812 г.

3) Событие произошло в царствование Михаила Романова.

4) Произведение имеет продолжение под названиями «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето».

5) Другое название — «Азовские походы»

6) Командующий: «Четвёртого штурма не будет. Будет осада».

 

18. Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных.

 1) Церковь была построена в X в.

2) Это первая каменная постройка на Руси.

3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.

4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.

19. Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше?


20. Назовите императора, которому адресовано данное обращение. Укажите годы его правления. Назовите направление в общественном движении, взгляды представителей которого отражены в обращении.


Прочтите отрывок из обращения к императору. 

«Мы означили главные действия нынешнего правительства и неудачу их. Если прибавим к сему частные ошибки министров в мерах государственного блага: постановление о соли, о суконных фабриках, о прогоне скота, -имевшие столь много вредных следствий — всеобщее бесстрашие, основанное на мнении о кротости государя, равнодушие местных начальников ко всяким злоупотреблениям, грабёж в судах, наглое взяткобрательство капитан-исправников, председателей палатских, вице-губернаторов, а всего более самих губернаторов, наконец, беспокойные виды будущего, внешние опасности, — то удивительно ли, что общее мнение столь не благоприятствует правительству? ...Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того -изобретение различных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся — только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, первое наше доброе желание есть, да способствует Бог [императору] в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах Империи. Сей монарх имел страсть к способным людям, искал их в кельях монастырских и в тёмных каютах: там нашёл Феофана и Остермана, славных в нашей государственной истории. Обстоятельства иные и скромные, тихие свойства души отличают нашего императора от Петра, который везде был сам, со всеми говорил, всех слушал и брал на себя по одному слову, по одному взору решить достоинство человека; но да будет то же правило: искать людей! Кто имеет доверенность Государя, да замечает их вдали для самых первых мест».


21. Каким, с точки зрения автора, должно быть основное направление деятельности императора в сфере государственного управления? Какое качество характера действующего императора выделяет автор? Как автор определяет отношение общества к существующему правительству?

22. Укажите название участников общественного движения, возникшего в годы правления императора, к которому адресовано данное обращение, но относящегося к направлению, противоположному тому, к которому принадлежал автор данного обращения. Назовите любые два требования, выдвигавшиеся ими.

23. В 1360-е гг. Великое княжество Литовское было на пике своего могущества. Ему подчинились многие русские земли, литовский князь совершал походы на Москву. У Литвы был шанс стать объединительницей всех русских земель. Однако к середине XV в. положение Москвы как объединительницы северо-восточных русских земель уже не подлежало сомнению. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Москва устояла в борьбе с Литвой, а Литва не смогла стать объединительницей всех русских земель.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 "Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Юрий Долгорукий;

2) Александр I;

3) А. В. Колчак.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.