СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Треугольник и его виды" Конспект урока по математике в 5 классе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Треугольник и его виды

Тип урока:  урок изучения и закрепления  новых знаний

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания  и умения;

- метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

- предметные: познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и его видами, ввести понятия остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники;

планируемые результаты:   ответственно относиться к учению, видеть красоту окружающего мира через многообразие геометрических фигур; видеть математическую задачу в других областях; классифицировать треугольники по виду углов и по количеству сторон, выбирать характерные свойства присущие треугольникам; распознавать на чертежах и рисунках треугольники, находить периметр треугольника, использовать чертежные инструменты для построения различных видов треугольников.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Просмотр содержимого документа
«"Треугольник и его виды" Конспект урока по математике в 5 классе»

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс

Учитель: Аравина В.В.,МБОУ «СОШ №5»

Тема урока: Треугольник и его виды

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний

Целевые установки на достижение результата:

- личностные: развивать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;

- метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

- предметные: познакомить учащихся с геометрической фигурой треугольник и его видами, ввести понятия остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники;

планируемые результаты: ответственно относиться к учению, видеть красоту окружающего мира через многообразие геометрических фигур; видеть математическую задачу в других областях; классифицировать треугольники по виду углов и по количеству сторон, выбирать характерные свойства присущие треугольникам; распознавать на чертежах и рисунках треугольники, находить периметр треугольника, использовать чертежные инструменты для построения различных видов треугольников.

Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1.Самоопределение к деятельности

 Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.

 Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи, жмут руки.

Здравствуйте, ребята!

Пожелайте друг другу удачного урока.

 

 Личностные:

самоопределение

2. Устный счет

Задает вопросы.


Отвечают и собирают слово «ФЛОРИДА»

См. приложение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Актуализация знаний























4. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Знакомит с информацией о Бермудском треугольнике.









Задает вопросы








Организует учебное исследование для выделения понятия



















Треугольнику


Сторона ,вершина, угол


Выполняют измерения треугольника партнера и проверяют правильность нахождения углов



Воспринимают информацию





Отвечают на вопросы учителя







Цель урока: научиться различать треугольники




В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной, и по сей день

Итак, какой геометрической фигуре посвящён наш урок?

Что называется треугольником? Какие элементы есть у треугольника?

Начертить в тетради произвольный треугольник АВС. Найти его стороны, вершины, измерить углы.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями выполните измерения, построенного им треугольника, и проверьте, правильно ли он нашёл периметр

На листочке изображены различные треугольники

В чем они схожи, чем отличаются друг от друга?

Разбейте их на группы.

Сколько групп у вас получилось?

По какому признаку вы это делаете?

Как вы считаете можно ли эти треугольники объединить в другие группы?

По какому признаку это можно сделать?

Какова цель нашего урока?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Познавательные:

обобщение знаний.











Логические: формулирование проблемы.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.






Регулятивные: целеполагание.

5. Построение проекта выхода из затруднения


Формулируют тему урока: «Треугольник и его виды» (слайд 5)

Записывают тему в тетрадь.


Отвечают на вопрос учителя:

У треугольников углы острые, тупые и прямые.

Да

Есть

Остроугольные

У треугольников есть прямой или тупой угол.

Прямоугольные, тупоугольные.

Формулируют вместе с учителем определения:

1) Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником

2) Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником

3) Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником (слайд 7)

Два треугольника имеют разные стороны, два равные.

Да, треугольники можно различать не только по виду углов, но и по количеству равных сторон.

Совместно с учителем формулируют определения.

1)Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.

2) Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.

3) Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину называется разносторонним (слайд 8)

 Итак, мы определили цель нашего урока, давайте сформулируем тему урока.

Давайте посмотрим на углы у изображенных треугольников. Что можно о них сказать?


Как вы думаете, мы могли бы различать треугольники по виду их углов?


Есть ли на рисунке треугольники все углы у которых острые?

Как вы бы назвали такие треугольники?

Посмотрите на оставшиеся треугольники, что вы можете заметить в этих треугольниках?


Как бы вы назвали такие треугольники?

Итак, мы разбили треугольники по виду их углов (слайд 6).

Давайте сформулируем определения.

Посмотрите внимательно на остроугольные треугольники. Что вы заметили?

Поможет ли это различать треугольники? Обоснуйте свой ответ.



Давайте сформулируем определения.


 

 

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.




Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; логические -

анализ объектов с целью выделения признаков.



6. Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют

Дружно с вами мы считали и про треугольники рассуждали,


А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.


На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.


На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам


Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись


Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.


На счет шесть прошу всех сесть.


Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

или

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим


5. Закрепление

Организует работу учащихся по учебнику.

Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

Выявляет пробелы первичного осмысления изученного материала, ходит по классу и проверяет построения учащихся в тетради.

Организует работу учащихся, консультирует.

Ходит по классу и проверяет построения и вычисления учащихся в тетради.

Организует работу в парах

Проговаривают определения, записывают их в тетради.


№ 344

Решают задачу в тетради с последующей проверкой у доски.

№ 346

У доски решают

Слайд 9



Учебник:

№ 344

Одна сторона 24см,вторая – на 18 см больше первой, а третья – в 2 раза меньше второй. Найти периметр.(87)

№ 346

  1. Найти периметр р/б треугольника, основание которого 13 см,а боковая сторона – 8 см.

  2. Периметр р/б треугольника39 см, основание – 15 см. Найти боковые стороны,


 



Познавательные: классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов;

логические – подведение под понятие.

 

Познавательные: изображать геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов.

Познавательные: находить периметр треугольника.

Коммуникативные: оценка действий партнёра

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Танграм

 Организует самостоятельную работу

Организует самопроверку по образцу

Работают в рабочей тетради Проверяют свою работу по образцу на слайде (слайд 13)

1.  Выполните задание

2. Проверьте свои решения

 Познавательные: распознавать на чертежах виды треугольников.

Регулятивные: контроль: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. 

8. Включение нового знания в систему знаний

Организует обсуждение условия задачи

Читают условие задачи.

Включаются в обсуждение. Решают задачу в тетради.





Два, в зависимости от того какая сторона является основанием.

Задача от мудрой совы: Для изготовления модели кораблика тебе необходимо вырезать из ткани парус в форме равнобедренного треугольника. Известно, что одна из его сторон равна 15 см и периметр 50 см. Найдите другие стороны паруса (слайд 14).

Сколько решений имеет задача? Проверьте свои решения (слайд 15).

Метапредметные: находить в тексте конкретные сведения.

Познавательные: выделять в условии задачи данные необходимые для её решения; анализ с целью выделения признаков.

Личностные: смыслообразование.

9. Рефлексия деятельности

Инициирует рефлексию учащихся по поводу их деятельности

Осознают свою учебную деятельность на уроке, оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.

Слайд 16

Какую задачу мы ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?


Ты на него, ты на меня,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.

Лев Шеврин
Учитель: О какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении?

Ученики: О треугольнике.

Учитель: Три стороны и три угла И столько же верши. Чему посвящены эти строки?

Учащиеся: Элементам треугольника.

Учитель: Какие “трудные дела мы трижды совершили”?

VIII. Рефлексия. (слайд 13)

Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?

Что понравилось больше всего?

Дополнительно

Показ презентации (приложение 5)

-У треугольника есть пространственные родственники.

1)тетраэдр,

2)октаэдр,

3)икосаэдр.

А почему эти геометрические тела являются родственниками треугольника?

-Грани этих тел – треугольники

Показ презентации Снежинка Коха (приложение 6)

Учитель: Спасибо вам за урок, дети. Урок окончен. До свидания!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

10. Домашнее задание

Даёт пояснения к домашнему заданию

Записывают домашнее задание (слайд 17).

1. № 345

2. № 347

3. Кроссворд «Треугольники»

По желанию


8.Резерв. (на столах в группах лежат рисунки треугольника Пенроуза)

- Плоский рисунок может обманывать, изображая невозможное. Я предлагаю рассмотреть невозможный пространственный объект - треугольник Пенроуза. Закройте одну из вершин этого треугольника, и станет ясно, что одна из его сторон направлена к нам, а другая – от нас, т. е. они не могут соединиться в пространстве. Треугольник Пенроуза:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!