Тема: Тревожность у педагогических сотрудников и способы ее преодоления
Цель: снятие эмоционального напряжения, тревожности, ее осознание для укрепления психологического здоровья педагога
Задачи
1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций.
2. Сохранение и укрепление психического здоровья.
3. Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.
Мой практикум предлагаю использовать с педагогами и с родителями, со старшеклассниками
Практикум
Слайд 1
В современном обществе педагогический труд несет в себе значительное количество стрессовых ситуаций и вызывает тревожность у педагогических сотрудников. Безусловно, это является неблагоприятным фактором, мешающим эффективной работе и ухудшающим психоэмоциональное состояние педагогов. Однако, существуют различные способы преодоления тревожности, которые могут помочь педагогическим сотрудникам успешно справиться с негативными эмоциями и повысить качество своей работы.
Первым и, пожалуй, самым важным шагом в преодолении тревожности является осознание и признание факта ее наличия. Часто педагогические сотрудники не осознают, что они испытывают тревогу, и просто игнорируют ее симптомы. Однако, это только усугубляет проблему и делает ее более сложной для решения. Поэтому важно научиться распознавать признаки тревожности и признать их своевременно.
Тревожность может возникать из-за различных факторов, таких как высокие требования к работе, ответственность за жизнь и здоровье детей, неуверенность в своих знаниях и навыках, страх перед оценкой со стороны руководства и коллег.
Существует несколько способов преодоления тревожности у педагогических сотрудников:
1. Регулярный отдых и расслабление. Педагогические сотрудники должны находить время для отдыха и релаксации после работы. Это поможет им снять напряжение и уменьшить уровень стресса.
2. Позитивное мышление. Важно научиться мыслить позитивно и не зацикливаться на негативных мыслях. Необходимо фокусироваться на положительных аспектах своей работы и достижениях.
3. Общение с коллегами и руководством. Открытое общение с коллегами и руководством может помочь преодолеть тревожность. Важно делиться своими проблемами и получать поддержку от других людей.
4. Профессиональная помощь. Если тревожность становится серьезной проблемой, то стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Они могут предложить различные методы лечения тревожности, такие как когнитивно-поведенческая терапия или медикаментозное лечение.
Слайд 2
Признаки тревоги
Первый признак – у вас проблемы с концентрацией, вы давно жалуетесь на эту проблему, пытаетесь справиться с помощью книг по самодисциплине и саморазвитию (и, вероятно, в этих книгах пишется о том, что проблема в мотивации, или у вас лень). Иногда хорошая мотивация действительно может помочь организму сконцентрироваться, но дело в том, что тревога часто забирает огромный ресурс памяти. Другими словами, рабочая или оперативная память (ее называют по-разному), занята обработкой тревоги – и вместо того, чтобы сконцентрироваться на своей задаче, вы пытаетесь справиться с тревогой внутри. Соответственно, тревога может сильно снижать работоспособность.
Второй признак – раздражительность. Это не обязательно говорит о плохом характере, раздражительность может быть следствием того, что нервная система гиперчувствительна к любым стимулам.
Третий признак – беспокойство не соизмеримо с поводом. Повышенная тревожность зачастую дает беспокойство, сродни какой-то навязчивости (например, раньше вас не раздражал настолько не застеленный диван или не сложенные по местам вещи, теперь же это вызывает навязчивые мысли – «Все стоит не на месте! И вообще все не так, как я хочу!»). В каком случае этот фактор является показателем? Если подобное повышенное беспокойство мучает вас 3-6 месяцев и более и не соизмеримо с поводом (в действительности это не такое уж и сильное событие – не застеленный диван, не под линейку стоят чашки и пр.).
Четвертый признак – вы боитесь. В контексте этого признака – вы боитесь и ограничиваете себя из-за этого (например, вам неприятно столкнуться с каким-то насекомым, поэтому вы не идете с друзьями в лес на пикник; вы боитесь летать на самолете и из-за этого не путешествуете). В принципе, склонность к боязни и, как следствие, отсутствие действий – явный признак повышенной тревожности. Страхи, связанные с публичным выступлением, знакомством и общением с новыми людьми («Что они обо мне подумают? Как посмотрят? А правильно ли я скажу?»), тоже напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Пятый критерий – вы перфекционист. Совершать ошибки, анализировать их, пытаться исправить и двигаться дальше – это нормально. Но ругать себя, постоянно критиковать, заострять на каждом ошибочном шаге слишком много внимания, не давая двигаться себе дальше (не доделал какую-то «закорючку», что-то неидеально или не так, как хотелось бы) – явный признак того, что у вас повышенная тревожность.
Я хочу предложить несколько вариантов помощи, которые мы можем использовать как для себя, так и для работы с коллегами родителями, со старшеклассниками:
Слайд 3
Такое упражнение может помочь выявить проблему, с которой Вы столкнулись в своей личной жизни или профессиональной деятельности.
Упражнение «Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда я вижу детей…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, мое свободное время…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю …
О чем это все для вас? Есть болевые точки? В чем они?
Как можно назвать в нескольких словах?
Слайд
Упражнение «Назови эмоцию».
Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются каких эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.
Слайд
Упражнение «Разговор с собой»
Цель: научиться управлять своими эмоциями и мыслями.
Инструкция: участникам предлагается сесть в удобную позу, закрыть глаза и начать разговор с самим собой. Участники могут задавать себе вопросы, отвечать на них, высказывать свои мысли и чувства. После этого участники делятся своими впечатлениями.
Слайд
«Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Психолог: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».
Слайд
«Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Слайд
«Скрытый стресс»
Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.
3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.
4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.
5. Если кто-то без причин повышает голос.
6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.
8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.
9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.
Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.
Слайд
Упражнение «Черный список»
У каждого тревожного человека существует свой набор опасений (страх лифта, боязнь не справиться с каким-либо делом и прочее). Для выполнения упражнения необходимо составить список из своих опасений, а затем напротив каждого пункта написать противоположное, позитивное высказывание.
Например: «Я не справлюсь с работой, которую мне поручат — Я уже выполнял сложные поручения, поэтому мне не стоит беспокоиться из-за этого».
Также будет полезным вспоминать свой собственный положительный опыт преодоления сложных ситуаций. А главное — воскресить те ощущения, которые ты при этом испытывала. Чем ярче будет «картинка», тем проще получится вести себя увереннее и бесстрашнее.
Слайд
«Как преодолеть страх по методике психолога Альберта Эллиса»:
Часто наши страхи возникают из-за ложных установок. То, чего мы боимся, не представляет для нас реальной угрозы. Чтобы справиться со страхами и фобиями, нужно:
Посмеяться над своими страхами. Подумайте, для чего вам необходимо одобрение других людей, например, по приготовленному блюду. А если бы суп оказался недосоленным или невкусным, то они бы сказали об этом и не стали есть. А раз все молчат и обедают – значит суп удался. Посмейтесь над собой и над тем, что вы ожидали признания со стороны близких.
Откровенно поделиться своим страхом с близким человеком и расскажите ему, что вы чувствуете при этом.
Найти ложную причину страхов и трансформировать ее в разумную.
Понаблюдать за своими переживаниями, признаться, что они мелкие и незначительные. Например, если вы страшитесь показаться другим слабым человеком из-за того, что сильно переживаете, нужно сознаться в том, что вы стесняетесь своих эмоций, и это необоснованный страх, ведь каждый имеет право на чувства.
А закончить хотелось бы одной мудростью
Как-то раз один мальчик решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку в свои ладошки и решил спросить у мудреца - жива ли бабочка?
Если мудрец скажет: "Да" - мальчишка сожмёт ладони, и бабочка погибнет. Если скажет "Нет" - он раскроет их, и бабочка улетит.
Когда он подошёл к мудрецу и спросил, жива ли бабочка, мудрец ответил:
- Всё в твоих руках.
⠀
Давайте помнить, что все в наших руках, и нет ничего с чем бы мы не могли справиться.