СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тревожность у педагогических сотрудников и способы ее преодоления

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тревожность у педагогических сотрудников и способы ее преодоления»

Тема: Тревожность у педагогических сотрудников и способы ее преодоления

Цель: снятие эмоционального напряжения, тревожности, ее осознание для укрепления психологического здоровья педагога

Задачи

1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций.

2. Сохранение и укрепление психического здоровья.

3. Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.

Мой практикум предлагаю использовать с педагогами и с родителями, со старшеклассниками

Практикум

Слайд 1

В современном обществе педагогический труд несет в себе значительное количество стрессовых ситуаций и вызывает тревожность у педагогических сотрудников. Безусловно, это является неблагоприятным фактором, мешающим эффективной работе и ухудшающим психоэмоциональное состояние педагогов. Однако, существуют различные способы преодоления тревожности, которые могут помочь педагогическим сотрудникам успешно справиться с негативными эмоциями и повысить качество своей работы.

Первым и, пожалуй, самым важным шагом в преодолении тревожности является осознание и признание факта ее наличия. Часто педагогические сотрудники не осознают, что они испытывают тревогу, и просто игнорируют ее симптомы. Однако, это только усугубляет проблему и делает ее более сложной для решения. Поэтому важно научиться распознавать признаки тревожности и признать их своевременно.

Тревожность может возникать из-за различных факторов, таких как высокие требования к работе, ответственность за жизнь и здоровье детей, неуверенность в своих знаниях и навыках, страх перед оценкой со стороны руководства и коллег.

Существует несколько способов преодоления тревожности у педагогических сотрудников:

1. Регулярный отдых и расслабление. Педагогические сотрудники должны находить время для отдыха и релаксации после работы. Это поможет им снять напряжение и уменьшить уровень стресса.

2. Позитивное мышление. Важно научиться мыслить позитивно и не зацикливаться на негативных мыслях. Необходимо фокусироваться на положительных аспектах своей работы и достижениях.

3. Общение с коллегами и руководством. Открытое общение с коллегами и руководством может помочь преодолеть тревожность. Важно делиться своими проблемами и получать поддержку от других людей.

4. Профессиональная помощь. Если тревожность становится серьезной проблемой, то стоит обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Они могут предложить различные методы лечения тревожности, такие как когнитивно-поведенческая терапия или медикаментозное лечение.

Слайд 2

Признаки тревоги

Первый признак – у вас проблемы с концентрацией, вы давно жалуетесь на эту проблему, пытаетесь справиться с помощью книг по самодисциплине и саморазвитию (и, вероятно, в этих книгах пишется о том, что проблема в мотивации, или у вас лень). Иногда хорошая мотивация действительно может помочь организму сконцентрироваться, но дело в том, что тревога часто забирает огромный ресурс памяти. Другими словами, рабочая или оперативная память (ее называют по-разному), занята обработкой тревоги – и вместо того, чтобы сконцентрироваться на своей задаче, вы пытаетесь справиться с тревогой внутри. Соответственно, тревога может сильно снижать работоспособность.

Второй признак – раздражительность. Это не обязательно говорит о плохом характере, раздражительность может быть следствием того, что нервная система гиперчувствительна к любым стимулам.

Третий признак – беспокойство не соизмеримо с поводом. Повышенная тревожность зачастую дает беспокойство, сродни какой-то навязчивости (например, раньше вас не раздражал настолько не застеленный диван или не сложенные по местам вещи, теперь же это вызывает навязчивые мысли – «Все стоит не на месте! И вообще все не так, как я хочу!»). В каком случае этот фактор является показателем? Если подобное повышенное беспокойство мучает вас 3-6 месяцев и более и не соизмеримо с поводом (в действительности это не такое уж и сильное событие – не застеленный диван, не под линейку стоят чашки и пр.).

Четвертый признак – вы боитесь. В контексте этого признака – вы боитесь и ограничиваете себя из-за этого (например, вам неприятно столкнуться с каким-то насекомым, поэтому вы не идете с друзьями в лес на пикник; вы боитесь летать на самолете и из-за этого не путешествуете). В принципе, склонность к боязни и, как следствие, отсутствие действий – явный признак повышенной тревожности. Страхи, связанные с публичным выступлением, знакомством и общением с новыми людьми («Что они обо мне подумают? Как посмотрят? А правильно ли я скажу?»), тоже напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Пятый критерий – вы перфекционист. Совершать ошибки, анализировать их, пытаться исправить и двигаться дальше – это нормально. Но ругать себя, постоянно критиковать, заострять на каждом ошибочном шаге слишком много внимания, не давая двигаться себе дальше (не доделал какую-то «закорючку», что-то неидеально или не так, как хотелось бы) – явный признак того, что у вас повышенная тревожность.

Я хочу предложить несколько вариантов помощи, которые мы можем использовать как для себя, так и для работы с коллегами родителями, со старшеклассниками:

Слайд 3


Такое упражнение может помочь выявить проблему, с которой Вы столкнулись в своей личной жизни или профессиональной деятельности.

Упражнение «Откровенно говоря»

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Откровенно говоря, когда я вижу детей…

Откровенно говоря, мое здоровье…

Откровенно говоря, мое свободное время…

Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

Откровенно говоря, успехи на работе…

Откровенно говоря, я мечтаю …


О чем это все для вас? Есть болевые точки? В чем они?

Как можно назвать в нескольких словах?

Слайд

Упражнение «Назови эмоцию».

Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются каких эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

Слайд

Упражнение «Разговор с собой»


Цель: научиться управлять своими эмоциями и мыслями.


Инструкция: участникам предлагается сесть в удобную позу, закрыть глаза и начать разговор с самим собой. Участники могут задавать себе вопросы, отвечать на них, высказывать свои мысли и чувства. После этого участники делятся своими впечатлениями.

Слайд

«Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Психолог: «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».

Слайд

«Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.


Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!


Слайд

«Скрытый стресс»


Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют.

1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.

2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят.


3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы.

4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор.

5. Если кто-то без причин повышает голос.

6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.

7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом.

8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра.

9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.



Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

Слайд

Упражнение «Черный список»


У каждого тревожного человека существует свой набор опасений (страх лифта, боязнь не справиться с каким-либо делом и прочее). Для выполнения упражнения необходимо составить список из своих опасений, а затем напротив каждого пункта написать противоположное, позитивное высказывание.

Например: «Я не справлюсь с работой, которую мне поручат — Я уже выполнял сложные поручения, поэтому мне не стоит беспокоиться из-за этого».

Также будет полезным вспоминать свой собственный положительный опыт преодоления сложных ситуаций. А главное — воскресить те ощущения, которые ты при этом испытывала. Чем ярче будет «картинка», тем проще получится вести себя увереннее и бесстрашнее.

Слайд


«Как преодолеть страх по методике психолога Альберта Эллиса»:


Часто наши страхи возникают из-за ложных установок. То, чего мы боимся, не представляет для нас реальной угрозы. Чтобы справиться со страхами и фобиями, нужно:


  • Посмеяться над своими страхами. Подумайте, для чего вам необходимо одобрение других людей, например, по приготовленному блюду. А если бы суп оказался недосоленным или невкусным, то они бы сказали об этом и не стали есть. А раз все молчат и обедают – значит суп удался. Посмейтесь над собой и над тем, что вы ожидали признания со стороны близких.

  • Откровенно поделиться своим страхом с близким человеком и расскажите ему, что вы чувствуете при этом.

  • Найти ложную причину страхов и трансформировать ее в разумную.

  • Понаблюдать за своими переживаниями, признаться, что они мелкие и незначительные. Например, если вы страшитесь показаться другим слабым человеком из-за того, что сильно переживаете, нужно сознаться в том, что вы стесняетесь своих эмоций, и это необоснованный страх, ведь каждый имеет право на чувства.



А закончить хотелось бы одной мудростью


Как-то раз один мальчик решил перехитрить мудреца. Он поймал бабочку в свои ладошки и решил спросить у мудреца - жива ли бабочка?

Если мудрец скажет: "Да" - мальчишка сожмёт ладони, и бабочка погибнет. Если скажет "Нет" - он раскроет их, и бабочка улетит.

Когда он подошёл к мудрецу и спросил, жива ли бабочка, мудрец ответил:

- Всё в твоих руках.

Давайте помнить, что все в наших руках, и нет ничего с чем бы мы не могли справиться.