ТРИ БУКОВКИ ИЛИ, А КТО ТАКОЙ ИСКУССТВОВЕД?
дети ( 9 – 10 лет )
Искусство и искусствовед. Эти слова звучат почти одинаково. Только три буковки в конце второго слова, немного меняют его звучание. Но только немного, совсем чуть-чуть. Получается что, как будто второе слово, произошло от первого, когда к нему добавили эти три буковки. Так оно и есть, именно так оно и произошло. Но если бы вы знали, как важны они, эти три буковки для нашего разговора, потому что речь пойдёт о людях особых, о людях любящих искусство, любящих верно и преданно, понимающих его суть и смысл, и объясняющих его нам. ИСКУССТВОВЕД – человек понимающий искусство. Но откуда же тогда эти три буквы В Е и Д. Соедините их вместе и получите ВЕД. А это что ещё такое? А это часть другого важного слова, которое есть в нашем русском языке. Слово ВЕДАТЬ, которое означает – знать. Ведаю – знаю. В старину говорили ВЕДАЮ, что означало ЗНАЮ. Человек, искусство знающий, искусство ведающий, вот и получается ИСКУССТВОВЕД.
Кто он, этот искусствовед и почему о нём, о его профессии, мне хочется вам рассказать? О, это особый человек! Почему? Да потому что он, занимается делом, требующим особых качеств. Ведь для того, чтобы понимать искусство и говорить о нём другим, одной только любви – мало. А что же ещё, нужно искусствоведу? Вот тут то мы ещё раз вернёмся к нашим трём буквам, к нашим ВЕДАМ, то есть к знаниям. Да, друзья мои, искусствоведу нужны знания, очень большие и очень разные. Театр, музыка, литература, изобразительное искусство, кино, архитектура, хореография. Искусства так много и каждое, требует особого к себе отношения, понимания его художественного языка. И если человек решил выбрать профессию искусствоведа, то он должен хорошо и много учиться, он должен узнать как можно больше о том виде искусства, которому он решил себя посветить. Ну, например. Нравится кому-то, искусство изобразительное и он хочет его изучать. Значит, он обязательно должен знать историю этого искусства: когда, где и как оно появилось? Он должен знать, как оно развивалось, что из себя, представляло, почему было таким? Он должен знать причины, сделавшие искусство именно таким, каким оно стало. Он должен знать имена многих художников, их произведения, их биографии. А ещё он должен знать много других научных дисциплин, без которых понимание изобразительного искусства невозможно, потому что само это искусство, окружено множеством самых разных знаний и умений. Все они накапливались тысячелетиями и приобретали законченные формы, в какой-то период, а потом, быть может, исчезали совсем или развивались дальше и меняли приобретённое и становились чем-то новым. И так, могло продолжаться сколько угодно долго, а затем наступал очередной период изменений. История человечества и история искусства не стояли на месте, а бурно развивались. Искусствоведческая наука накопила так много знаний об этом и всё это, должен знать искусствовед. Вот почему, профессия искусствоведа требует не только любви к искусству, но и огромного кропотливого труда и усердия. Она требует прочтения огромного количества книг, изучения разных предметов, наконец, обучения в высшем учебном заведении. Много чего, надо знать искусствоведу, занимающемуся изобразительным искусством. Представьте себе, что он работает в художественном музее и в его руки попадает картина неизвестного художника. Неизвестно кем, где и когда, она была написана и это надо, выяснить. Вот здесь то, все эти знания и должны ему помочь и он должен
- 2 -
постараться узнать об этой неизвестной картине, как можно больше. Иногда, ему это удаётся, а иногда, проходит очень много лет, прежде, чем об этой картине становится что-нибудь известно. Прошлое умеет хранить свои тайны и не очень любит с ними расставаться. Задача искусствоведа – эти тайны узнать и рассказать о них людям. Ведь это такой праздник для искусствоведа, когда вдруг выясняется, что совсем маленький рисунок, набросок, принадлежит великому художнику с мировым именем. Это становится целым открытием, об этом пишут научные статьи в специальные искусствоведческие журналы, сообщают людям в газетах, передачах по радио, телевидению. Столько лет, никому не известный листик бумаги с изображением, вдруг оказывается рисунком великого мастера. И всё это благодаря многолетним поискам искусствоведов, которым так хочется, чтобы одной тайной стало меньше и человечество приобрело бы новые знания. Искусствоведческая наука, очень особенная, она отличается от других наук, прежде всего тем, что изучает не только материальную историю человечества, но и историю человеческого духа. Ведь искусство, это проявление духовного мира человека, оно зарождается в недрах его души, его чувственных, эмоциональных устремлениях. А сколько замечательных книг написано искусствоведами, сколько удивительных историй рассказано ими. Ведь маленькая испанская девочка по имени Мария, даже не подозревала, что, входя в пещеру недалеко от деревни с красивым названием Альтамира, она откроет миру удивительное и прекрасное искусство далёкого первобытного художника. А разве мог предположить астраханский купец Сапожников, покупая у бедного итальянского скрипача его семейную реликвию, что приобретает для России творение великого Леонардо да Винчи. Каких только историй и событий не происходит с произведениями искусства, в какие только обстоятельства и ситуации они не попадают в течение своей долгой жизни и всякий раз на их пути встречается искусствовед, помогающий им, изучающий их, открывающий их нам. Как правило, в основном, искусствоведы работают в художественных музеях. Их основной музейной деятельностью является собирание, хранение и изучение произведений изобразительного искусства. Но не только старинным искусством занимаются искусствоведы, они изучают и искусство им современное, знакомятся сами и знакомят других с его поисками и открытиями. Они помогают зрителям понять, что интересно художникам современным, что их волнует, какими материалами они пользуются, как размышляют над явлениями нашей жизни. Очень много нужного и полезного для жизни человека делают искусствоведы. К сожалению не все, это понимают и, это очень жаль. Но сами искусствоведы об этом не думают, они просто делают своё нужное и полезное дело, они получают от этого удовольствие и рады этому, и может быть от этого счастливы. Желание узнать что-то новое, обладать новыми, ещё неизвестными знаниями, поделиться этими знаниями с другими, помогают искусствоведам преодолевать трудности, которые встречаются в их сложной и интересной профессии.
Когда-то, в одном городе, жила девочка. Она очень хорошо училась, ходила в художественную школу, занималась музыкой. А ещё, ей нравилось собирать открытки. Но это были особые открытки. На них были помещены фотографии замечательных картин великих художников. Ей очень нравилось рассматривать эти открытки и думать о картинах. У неё рождались о них мысли. Какие, это могли быть мысли? Да, наверное, самые разные, но, так или иначе, они постепенно подготавливали её к выбору будущей профессии. Тогда она ещё не знала, что будет
- 3 -
искусствоведом. Это желание, вызревало в ней постепенно, по мере того, как она знакомилась с разным искусством, но больше всего, ей нравилось рассматривать картины. И вот наступило время, когда она сделала свой выбор, она выбрала профессию, она стала искусствоведом. Получив профессию, она пришла работать в
художественный музей и вот уже много лет дарит людям свои знания об искусстве. Её знают и уважают, её статьи об искусстве, читают с огромным интересом, её выступления по радио, телевидению, доставляют удовольствие многим ценителям искусства. Она стала учёным, ведущим большую научную работу. Она ВЕДАЕТ об искусстве очень много и, делится своими знаниями с другими так, как ей хочется. А это значит, что она знает так много, что имеет право высказывать свои мысли, потому что знания её, позволяют ей, это делать. Она достигла совершенства в своей профессии, а это значит, что качество того, что она делает, не подлежит сомнению. Я знаком с нею и горжусь этим и искренне уважаю её за знания, за то, как делает она своё дело. Она, настоящий ИСКУССТВОВЕД и этим всё сказано.
Пискурёв. В.
Январь 2005г.