СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Три чуда" из оперы Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке показана межпредметная связь:связь музыки с литературой.

Просмотр содержимого документа
«"Три чуда" из оперы Н.А.Римского - Корсакова "Сказка о царе Салтане".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алданского района

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школаинтернат Vlll вида»





Открытый урок по музыке

в 5 классе

Тема: «Три чуда» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».





Разработала: Е.В. Моисеева





Нижний Куранах

2017 год

Ход урока: 1.Организация класса (музыкальное приветствие).


2.Вступительная беседа (работа с рисунками).


- Обратите внимание на рисунки, нарисованные вами.

- К какой сказке они нарисованы? (Сказка о царе Салтане).

(слайд 2, название сказки)

- О чём или о ком эта сказка?

- Почему это произведение называется сказкой? (Есть превращение человека в насекомое, птицу; богатыри выходят из моря; ребёнок растёт не по дням, а по часам).

- О ком мы с вами говорили на прошлых уроках? (о Р – Корсакове).

- Кто такой Римский – Корсаков? (композитор).

(слайд 3, портрет композитора)

- Кого называют композитором?

- Что вы можете о нём рассказать?

А что такое опера?


3.Сообщение темы урока.


(на доске)

27:9 чудеса в ед. ч. Как называется опера?

3 чудо «Сказка о царе Салтане»


- А теперь попробуйте правильно составить предложение и назвать тему нашего урока.


(слайд 4. Тема «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»)


4. Работа по теме.


(слайд 5. Портрет А.С. Пушкина).


- Кого вы видите на портрете? (А.С. Пушкина).

- Написал эту удивительную сказку великий русский поэт А.С. Пушкин. У этой сказки длинное название – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».

- На сюжет этой сказки, как мы уже говорили, Р – К написал музыку для оперы. Только название у неё немного сократил, назвав её «Сказка о царе Салтане».

- Композитор в опере использовал несколько русских народных песен. А его собственные прекрасные лирические мелодии, песни – частушки и прибаутки по характеру так похожи на народные, что их даже трудно порой различить.

- Опера открывается праздничной фанфарой.

- Что такое фанфара? ( Фанфара – звонкий голос трубы. Как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!»

(слайд 6 звучание фанфары)

- Так в старину перед началом представлений кричали зазывалы, призывая народ к своим представлениям.

-Звонкая фанфара ещё не раз будет звучать на протяжении оперы, возвещая о каждом новом действии, каждой новой картине.

- Итак, «Три чуда» - так назвал Р – К вступление ко 2 картине 4 действия оперы.

- Это произведение можно услышать не только в опере, но и концертном исполнении.

- А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой) рассказали нам о чудесах острова Буяна.


ЧУДО 1 (чтение отрывка детьми)


(слайд 7, Белка)


Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Скорлупы – то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

Кучки ровные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном, при всём народе:

«Во саду ли, в огороде».


- Назовите 1 чудо. (Белочка).

- А теперь давай те прослушаем 1 чудо и попробуем изобразить.

(слайд 8. Слушание 1 чуда)

- Какой музыкой изображает белку композитор? (лёгкой, подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде»).


Чудо 2( чтение отрывка детьми)


(слайд 9, 33 богатыря)


Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.


- Как назовёте это чудо? (33 богатыря)

- А сейчас, слушая фрагмент, подумайте, что хотел изобразить Р-К этим отрывком и как и определили.


(Слушание чуда 2)


Что же хотел изобразить композитор? (В этом случае создаётся впечатление рокота волн).

- Как определили? (Сигнальные возгласы труб передают маршеобразную поступь 33 богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора).


Чудо 3. (Чтение отрывка)

(слайд 10)

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо,

Это диво, так уж диво!


- Что это за чудо? (Царевна Лебедь)

-Слушая 3 чуда, подумайте, какие средства музыкальной выразительности использовал Р-К?

- Звучание каких инструментов вы услышали?

(Слушание музыки. Царевна Лебедь).

- Какие же средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Царевну Лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка).

- какие инструменты вы услышали? (струнные. Скрипка).

- Кроме скрипки Римский – Корсаков в 3 чуде использовал арфу.


(слайд 11, Арфа).


- Арфа – это один из видов древнейших музыкальных инструментов.

- Шли годы, десятилетия, века.

- К прежним струнам прибавлялись всё новые и новые, но музыкальный инструмент продолжал иметь форму лука. Его держали в руках и играли, перебирая пальцами струны.

(слушание звуков арфы)


5. Обобщение.

(слайд 12 с вопросами)


6. Итог урока.

- Прикрепите магнитики к герою, который вам больше всего понравился и на кого больше всего вы хотели бы быть похожи.


7. Д/з: Рассказать о «Трёх чудах».


8. Оценки за урок.