Проект выполнил
Потылицын Роман,
ученик 10 класса.
Руководитель – Ладынина А.Л.
... В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,...светлая, задушевная, теплая вера..."
Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва - тайная. Лермонтов слыл безбожником …
Не обвиняй меня, всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей твоих струя, За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя…
… Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
Возникает нарастающее напряжение мольбы - спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав. В быстрой смене состояний рождения трагически противостоящее всевышнему "я": из неслиянности двух голосов - покаяния и ропота - растет чувство тревоги…
… И наконец неожиданное вторжение в обращение к творцу - молитвы к неведомому, не - богу: «Я боже, не тебе молюсь».
Последним и едва ли не главным препятствием на этом пути оказывается творческий дар - "страшная жажда песнопенья". Здесь достигает высшего накала спор героя с Богом. Поэтическое вдохновение - это фокус, вобравший в себя все жизненные страсти - жажды.
Мучимый избытком своей свободы ("мир земной мне тесен"), мучимый соблазном "грешных песен", поэт оставляет на волю Божию разрешение этой драмы, твердо, однако уверенный, что лучший исход из неё - “тесный путь спасенья”. И нет в этом стихотворении-молитве ноток роптания, протеста, самооправдания, а есть вера, пусть скрытая, но вера.
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием…
На первый выступает образ героини: её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами "мира холодного". Мольба за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
… Как будто есть ангелы лучше или хуже… Но именно лучшего, самого лучшего просит Лермонтов, а то, пожалуй, и ангел окажется недостойным его любимой...
В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть- Одну молитву чудную Твержу я наизусть..... С души как бремя скатится, Сомненье далеко- И верится ,и плачется И так легко ,легко.
Есть сила благодатная В созвучьи слов живых И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко...
По словам А.О. Смирновой (Россет) написана была эта "Молитва" для М.А. Щербатовой: "Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи".
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.
"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастии любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".
"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.
Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?
Чистоту души, веру, честность и доброту.