СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три склонения имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4-а классе по теме  «Три склонения имен существительных»

(с презентацией)

Цели урока:

·         Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;

·         Познакомить с распознаванием типа склонения по роду.

Просмотр содержимого документа
«три склонения имен существительных»

Урок русского языка в 4-а классе по теме

«Три склонения имен существительных»


Цели урока:

  • Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;

  • Познакомить с распознаванием типа склонения по роду.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и цели урока.

Звучит музыка. Слайд №1.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы пойдем в лес, но лес этот необычный, таинственный. Лес Склонений, в котором живут слова.

Рассмотрите картинку. В чем сказочность и необычность этого леса?

Что вы видите? Что за таблички, стрелочки?

Что такое склонение? (Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением).

Обратите внимание на табличку, которая висит около филина. (Стучать два раза).

Филин – это мудрая птица, и не просто так появилась эта табличка именно около него, а почему, мы узнаем чуть позже.

А кто может сказать, что обозначают надписи на стрелочках? (Дети предлагают свои варианты).

(На слайде №1 появляется тема урока: “Три склонения имен существительных”).

На этот вопрос нам и надо ответить, что же это за три типа склонения и с помощью каких показателей их определяют.

III. Изучение нового материала.

Посмотрите на наш лес. Слайд №2.

Назовите предметы, которые видите на картинке. (Лиса, береза, улитка, мышь, лань, ель, дуб, дупло, филин, волк).

Чем похожи эти слова? (Существительные в единственном числе).

В чем различие? (Род существительных).

1. Работа в тетради.

Откройте тетрадь. Запишите число.

Напишите существительные в три столбика – по родам (с комментированием).




Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Береза

Филин

Дупло

Лиса

Волк

 

Улитка

Дуб

 

Лань

 

 

Ель

 

 

Мышь

 

 

Проверь себя! Слайд №3.

Мы с вами приоткрыли одну из тайн нашего Леса Склонений – род, это один из показателей, который поможет нам определить склонение.

2. Ребята, посмотрите: лиса и улитка под березой, а лань и мышь под елью, и надпись на деревьях разная.Слайд №4.

Почему, как вы думаете? (Разные окончания).

Слайд №5.

Ж. р.

Ж. р.

Береза

Лань

Улитка

Мышь

Лиса

Ель

Окончание – это второй показатель, который помогает определить склонение.

Слайд №6.

Вывод: род и окончание в начальной форме (И.п.) – это два показателя типа склонения у существительных.

Так что же необходимо нам знать, чтобы определить склонение существительных? (Род и окончание).

Вот почему у филина табличка “Стучать 2 раза”.

3. Слайд №7.

Ребята, посмотрите, в гости в Лес пришел охотник дядя Степа. Но это непростой охотник, а охотник за словами. И пришел он не с пустыми руками, а принес слова: дядя, Степа, косуля, волчище.

Давайте поможем ему определить склонение этих существительных.

Слайд №8.


1 скл.

2 скл.

ж. р., м.р.

м.р.

-а, -я

дядя

волчище

Степа

 

косуля

 

Слайд №9 (общая таблица)

Вывод:

1 склонение – относятся имена существительные женского рода с окончаниями -а(-я) в именительном падеже единственного числа и существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями.

2 склонение – относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончаниями -о,-е и среднего рода с окончаниями -о,-е в именительном падеже единственного числа.

3 склонение – относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

4. Работа с учебником. Правило с.88 Памятка с.89 Слайд №10.

IV. Закрепление.

  1. Ребята, а можно назвать самого маленького зверька в нашем Лесу не мышь, а мышка?
    Почему? (Разное склонение).

  2. Давайте проводим в наш Лес слова из упр.166.

  3. Слайд №11 (у каждого ученика табличка).

Напиши существительные в три столбика – по склонениям (заполни таблицу).

Деревня, река, лес, ель, небо, человек, песня, вершина, дом, степь, снег, сосна, ствол, солнце, медаль, чайка.

Слайд №12. Взаимопроверка.

V. Итог урока.

С какими типами склонений мы познакомились?

Как определить склонение имен существительных?

VI. Домашнее задание.

Упр.169

Слайд №13.

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого презентации
«три склонения имен существительных»

Что общего у всех этих слов? Берёза, ель, дупло, филин, лиса, лань, волк, дуб, мышь, улитка. Это существительные в ед. числе. В чём различие? Существительные разного рода. Разделите эти слова на три группы: ж.р., м.р., ср.р.

Что общего у всех этих слов?

Берёза, ель, дупло, филин, лиса, лань, волк, дуб, мышь, улитка.

Это существительные в ед. числе.

В чём различие?

Существительные разного рода.

Разделите эти слова на три группы: ж.р., м.р., ср.р.

Проверь себя.

Проверь себя.

Род и окончание в начальной форме (И. п.) – это два показателя типа склонения существительных.

Род и окончание в начальной форме (И. п.) – это два показателя типа склонения существительных.

дядя Стёпа косуля волчище

дядя

Стёпа

косуля

волчище

Памятка определения  типа склонения. Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа По роду и окончанию определить склонение Образец рассуждения: Тетрадь существительное -она, моя –существительное женского рода с мягким знаком на конце ;в именительном падеже единственного числа нулевое окончание ;значит существительное тетрадь 3-го склонения

Памятка определения

типа склонения.

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  • Определить род
  • Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа
  • По роду и окончанию определить склонение

Образец рассуждения:

Тетрадь существительное -она, моя –существительное женского рода с мягким знаком на конце ;в именительном падеже единственного числа нулевое окончание ;значит существительное тетрадь 3-го склонения

Напиши существительные в три столбика – по склонениям (заполни таблицу). Деревня, река, лес, ель, небо, человек, песня, вершина, дом, степь, снег, сосна, ствол, солнце, медаль, чайка.

Напиши существительные в три столбика – по склонениям (заполни таблицу).

Деревня, река, лес, ель, небо, человек, песня, вершина, дом, степь, снег, сосна, ствол, солнце, медаль, чайка.

Проверь себя.

Проверь себя.

Список использованной литературы:  О.Л. Соболева Русский язык. 4 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. М.: Издательство «Ювента», 2003. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. В 2 ч. Ч.1 : учебник для 4 класса.

Список использованной литературы:

  • О.Л. Соболева Русский язык. 4 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. М.: Издательство «Ювента», 2003.
  • Т.Г. Рамзаева. Русский язык. В 2 ч. Ч.1 : учебник для 4 класса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!