ТРИ ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ
1-й ведущий.
В мире всегда что-то изменяется… Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Но всегда у человека остаются много ценностей.
2-й ведущий.
Сегодня мы собрались, чтобы совершить путешествие в необычную страну- страну ПОЭЗИИ.
Поэзия…Она отображает страстное стремление человека к самым высоким ценностям: любовь, мудрость, справедливость, храбрость…
3-й ведущий.
Сегодня наш вечер посвящен Русской поэзии. Три века поэзии-это и мало и много: по насыщенности поэтических героев, по разнообразию их творчества. Давайте послушаем как об этом говорит поэт Александр Кушнер.
1-й чтец.
Конечно, Баратынский схематичен, Бессильность Фета всякому видна, Блок по-немецки втайне педантичен, У Анненского в трауре весна. Цветаевская фанатична муза, Ахматовой высокопарен слог, Кузьмин манерен. Пастернаку вкуса Недостаёт: болтливость — вот порок. Есть вычурность в строке у Мандельштама, И Заболоцкий в сердце скуповат… Какое счастье — даже панорама Их недостатков, выстроенных в ряд.
4-й ведущий.
Каждый из этой блистательной плеяды был рождён своим временем, каждый был самобытен и талантлив.
1-й ведущий.
Русской поэзии всего три века… Гаврила Романович Державин. XVIII век. В творчестве поэта отразилось много конкретных черт русской жизни, русского быта. С Державиным русская поэзия как бы шагнула в живую жизнь, в реальную действительность. Палитра державинских красок необыкновенно ярка. Очень остро его чувственное ощущение окружающего мира.
2-й чтец
РУССКИЕ ДЕВУШКИ
Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной «бычка» Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмаками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят?
Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат? Как сквозь жилки голубые Льётся розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка — души львины И орлов сердца ранят? Коль бы видел дев сих красных, Ты б гречанок позабыл, И на крыльях сладострастных Твой Эрот прикован был.
(Учащиеся исполняют русский народный танец.)
2-й ведущий.
Нельзя любить землю вообще, человека — вообще. Это чуждо истинному искусству. Только любя свою страну, народ, соотечественников, можно стать близким, доступным, понятным людям разных стран и наций.
3-й чтец
Полные жаркого чувства статуи холодны. От пламени стены искусства коробиться не должны. Как своды античного храма души и материи сплав, Пушкинской лирики мрамор строен и величав.
3-й ведущий.
Именно ему Державин передаёт первенства. Отныне А. С. Пушкин — первый поэт России. Своими глубоко национальными произведениями он обозначит главные вехи высот русской и мировой поэзии XIX века. Каждый блистательный поэт стремился к высотам пушкинской простоты.
4-й ведущий.
Есть такие важные понятия, как долг и память. Это категории нравственные, духовные, впрямую связанные между собой, и на их взаимосвязи основаны высшее самосознание человека, его гражданская гордость, преданность родной земле. А. С. Пушкин так выразил эту мысль:
4-й чтец
Два чувства дивно близки нам, В них сердце обретает пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — Животворящие святыни. Душа без них была б мертва, Как Аравийская пустыня И как алтарь без божества.
1-й ведущий.
Из письма Пушкина к Чаадаеву: «Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме наших предков».
2-й ведущий.
Прекрасное и повседневное, возвышенное и будничное — всё являлось достоянием и предметом его лирики. Разве можно говорить о его поэзии как о литературе прошлого? Разве можно ограничить литературным величием его могучее воздействие на наш ум и наши чувства? К Пушкину идём всю жизнь, потому что его поэзия стала частью нашей жизни. Давайте посмотрим отрывок из фильма “Евгений Онегин”, снятый по роману А.С Пушкина.
3-й ведущий.
Время лечит многое, но не всё. Даже два века спустя нам, не знавшим Пушкина лично, больно. Незаживающая рана всего народа. Вот как говорит об этом Фёдор Иванович Тютчев.
5-й чтец
27 ЯНВАРЯ 1837 Г.
Из чьей руки свинец смертельный Поэту сердце растерзал? Кто сей божественный фиам Разрушил, как сосуд хрустальный? Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В цареубийцы заклеймён.
Но ты, в безвременную тьму Вдруг поглощённая со света, Мир, мир тебе, о тень поэта, Мир светлый праху твоему!.. Назло людскому суесловью, Велик и свят был жребий твой! Ты был богов орган живой. Но с кровью в жилах… знойной кровью.
4-й ведущий.
Поэзия самого Тютчева, как и многие явления прошлого, далеко не сразу получила всеобщее признание. В 1836 году очевидцы рассказывали, в какой восторг пришёл Пушкин, когда в первый раз увидел рукописное собрание своих стихов, «он носился с ними целую неделю» и опубликовал в «Современнике». Поэзия Тютчева полна мысли, но в поэтические образы он облекал лишь то, что было передумано и перечувствовано им самим.
1-й ведущий.
А Лев Толстой вспоминает: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева. Но когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта».
2-й ведущий.
Вот что писал в своей статье Александр Фет: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь смотрел я в одно из оконных отверстий на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно смотрели мне в глаза, и по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мной и глядели так же таинственно и красноречиво, как и первые… Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба. Но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Тютчева».
3-й ведущий.
Послушаем их и мы…
6-й чтец
SILENTIUM!
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои — Пускай в душевной глубине Встают и заходят они Безмолвно, как звёзды в ночи,— Любуйся ими и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая — есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,— Питайся ими — и молчи. Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум. Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,— Внимай их пенью — и молчи!
7-й чтец
Природа знать не знает о былом. Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаём Себя самих — лишь грёзою природы. Поочерёдно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.
4-й ведущий.
Век ХХ. Поэзия Серебряного века. Сегодня мы вспомним только одного поэта этого времени.
8-й чтец
Далёким днём осенним Родился наш Есенин Губернии Рязанской, А жизнь ждала крестьянская — Среди степей, полей, берёз Есенин в доме деда рос.
(Демонстрируются слайды о С. А. Есенине.)
1-й ведущий.
И костёр зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь — вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
2-й ведущий
И сверкают голубые зори, Голосят в округе петухи, И слетают с губ его влюблённых О России звонкие стихи…
9-й чтец
Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.
Здравствуй, златое затишье С тенью берёзы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню везде.
Где-то за садом, несмело, Там, где калина цветёт, Нежная девушка в белом Нежную песню поёт.
Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щёк!
3-й ведущий.
Иной мир открывается всякому, приезжающему в Москву. Мог ли кто тогда представить, что этот паренёк станет поэтическим сердцем России!
В 15-м ещё лишь ученик, а в 25-м он уже велик. Он нам оставил столько сини, а сам ушёл как пред грозой, Оставшись на лице России невыносимою слезой.
4-й ведущий.
Одного поэта можно любить, другим восхищаться, у третьего учиться. Есенин входит в наше сердце просто и спокойно. Остаётся в нём где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.
Послушайте песню на стихи С. Есенина.
(Звучит аудиозапись песни «Над окошком месяц» (муз. Я. Френкеля).
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий -
И такой родимый, и такой далекий.
Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.1
Под чужую песню и смеюсь и плачу.1925
1-й ведущий
Забытая в углу конюшни весною, пыльная метла Веленью дивному послушна, раскрыла почки, расцвела. Упорство этого цветенья, цветенья веток без корней, Похоже на стихотворенья лишённых Родины своей. (А. Е. Величковский)
2-й ведущий.
ХХ век полон событиями. Сегодня в нашем разговоре о русской поэзии несправедливо не вспомнить о тех, кто вынужден был покинуть Родину. Поэзия русского зарубежья. Первая волна эмиграции.
3-й ведущий.
Он начал печататься в изданиях русского Парижа только после Второй мировой войны. А до этого всё пережитое им было до боли обыденным для эмигранта «первой волны». Вот что писал Анатолий Величковский в автобиографии: «Детство моё прошло на юге России. Летом мы жили всегда в деревне, зимой в городе Елизаветграде, где мой отец преподавал в юнкерском училище. В шестнадцать лет я покинул отчий дом и ушёл в армию. Во время отступления походным порядком попал с армией Бредова в Польшу, из Польши переехал во Францию. Хлеб насущный всю жизнь добываю работой, ничего общего с литературой не имеющей». Как и многие другие добровольцы Деникина, Величковский работал на заводах Рено в Париже, стал ночным таксистом. Его стихи сразу приковали к себе внимание. Он писал так, как и должен был писать человек его судьбы, хранивший воспоминания о «золотой», прежней России и пытавшийся наследовать лучшие классические традиции русской поэзии.
10-й чтец
Устроено на свете так давно, Что может каждый чем-то утешаться. Для утешенья всякому дано Желать чего-то, ждать и не дождаться.
Боятся смерти только старики: Они привыкли жить на этом свете, Питаться, сплетничать, носить очки И прятаться от смерти за газетой.
Мне жаль, что я не умер в двадцать лет, Ещё привычки скверной не имея, Ещё не зная, что прекрасный свет — Жестокая и страшная затея.
11-й чтец
Приходит к мёртвым деревцам весна — Всё воскресает, расцветает, дышит. Поэзия не может жить одна: Ей нужен человек, который пишет. Цветок, конечно, создан веселей — Он совершенней по своей структуре. Поэзия не может без людей Сойти на землю прямо из лазури.
12-й чтец
У берега в молчанье музыкальном Спадают ветки в солнечном тепле. Трепещут и колышутся печально И отражаются в речном стекле.
Лучи скользят сквозь трепет неустанный В холодную прозрачную волну.
4-й ведущий.
В 1933 г. Ивану Алексеевичу Бунину первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по литературе. Иван Алексеевич Бунин неоднократно выражал желание возвратиться в Россию. Последние годы писателя прошли в нищете. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в 1953 году. Счастливыми хотят быть все, но далеко не у всех это получается.
13-й чтец
О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким белым краем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним. Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне!
14-й чтец
Они глумятся над тобою, Они, о Родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом чёрных хат…
Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей — Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни вёрст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла.
1-й ведущий.
Счастье даётся только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее видит он поэзию там, где её не найдёт человек со скудными знаниями.
2-й ведущий.
Борис Леонидович Пастернак — сын известного художника Л. О. Пастернака и талантливой пианистки Р. И. Кауфмана. В их доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укоренённость творчества Пастернака в культурной традиции. Он изучал предметы композиторского факультета консерватории, увлекался философией в Германии, но неожиданно для всех всё бросил и вернулся в Москву, его влекла поэзия. Задача поэта — уловить и прояснить скрытый смысл жизни. Перепутанность личного и вселенского — вот основное в поэзии Пастернака.
15-й чтец
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.
Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
16-й чтец
О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон, Её начало, И повторял её имён Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты.
17-й чтец
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплёкой Я б отказался наотрез. Начало было так далёко, Так робок первый интерес. Но старость — это Рим, который Взамен турусов и колёс Не читки требует с актёра, А полной гибели всерьёз. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.
3-й ведущий.
В 1959 г. за роман «Доктор Живаго», изданный за границей, Б. Л. Пастернак получил Нобелевскую премию, но вынужден был отказаться от неё.
18-й чтец
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
4-й ведущий
Низкий поклон всем гениям искусства! Они донесли до нас память и славу предков, они помогают познать законы сегодняшней жизни, напоминают нам о долге оставить добрый след для потомков. Оставаясь вечной загадкой, они манят нас прикоснуться к их жизни, чтобы понять, что же питало и вдохновляло их умы. За мёртвым гением остаётся яркий след. И время, и пространство пронизаны светом и теплом вспыхнувшей жизни, которая воистину бесконечна от того, что открытия и откровения, им сделанные, оставшись с нами и в нас, делают человека лучше, чище. Сегодня мы вспомнили некоторых из поэтов. Мы верим, что поэзия будет нужна людям. Век русской поэзии будут продолжаться.
Наш вечер окончен, до новых встреч!
(Ученики поют песнью «Мой ласковый и нежный зверь».)
7