Учитель | Иванкова Елизавета Сергеевна |
ОУ | МБОУ «Шиловская СОШ №1» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 Б |
Тема урока | Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее |
Тип урока | Комбинированный урок |
Цели педагогической деятельности | Образовательные: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и прошедшее время глаголов, ознакомить с категорией времени глаголов, учить определять время у глаголов. Воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли. |
Цель учебной деятельности | Научиться определять настоящее и прошедшее время глаголов, задавать к ним вопросы. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Устный опрос, взаимопроверка, работа в парах, задания на Учи.ру. |
Используемая образовательная технология | Информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, педагогика сотрудничества, традиционные технологии. |
Задачи урока | Образовательные Уметь: - определять настоящее и прошедшее время глагола; - задавать к ним вопросы; - давать определение понятию «Глагол». Знать: - понятие «Глагол»; - отличия настоящего времени от прошедшего; - как определять настоящее и прошедшее время глагола; Воспитательные: - воспитание внимательности; - интереса к предмету «Русский язык» Развивающие: - развитие орфографической зоркости; - развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение); - умения выражать свои мысли. |
Материально-техническое обеспечение | Учебник. Русский язык. 2 класс. А.В. Полякова, компьютер; проектор; мультимедийная презентация; раздаточный материал (карточки со словарными словами). |
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Адресная работа | Формируемые личностные результаты | Формируемые метапредметные результаты |
I этап Организационный момент Цель – активизация учащихся. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Демонстрируют готовность к уроку | | | Регулятивные: контролируют свои действия; создание ситуации успеха. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II этап Актуализация знаний (словарно-орфографическая работа) | Организует повторение изученного материала. -Ребята, урок русского языка мы с вами начнем со словарной работы. Пожалуйста, откройте свои тетради, отступите 2 линейки вниз, запишите число, классная работа. Сегодня 10 марта. - Посмотрите на слайд. Здесь записаны словарные слова. Некоторые буквы пропущены. Ваша задача – списать слова, вставляя пропущенные буквы. Буквы подчеркнуть. Сели все правильно, спинки прямые, локти на парте, расстояние между вами и партой – кулак, тетрадь под наклоном, ручку держим правильно. Быстр…, вес…ло, в…р…бей, гор…д, д…ревня, к…рова. - Закончили. Поменялись тетрадями с соседом, проверяем. Взяли простые карандаши. Если в слове есть ошибка, зачеркиваете ее и сверху пишите правильную букву. Если нет, то ставите +. Проверяйте очень внимательно. У кого ни одной ошибки, подняли руки. У кого 1-2? У кого 3-5? У кого больше 5? - У вас на партах лежат карточки со словарными словами. У каждого свое. Возьмите, пожалуйста, ее. Посмотрите, какое у вас слово и на следующей строке составьте и запишите предложение с этим словом. Поставьте ударение в слове и выделите «опасное место». | Записывают в тетрадь число, классная работа. Списывают, вставляют пропущенные буквы. Взаимопроверка. Берут карточки со словарным словом, составляют и записывают предложение, выделяют ударение и «опасное» место. | | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. |
III этап Самоопределение к деятельности. | - А теперь мы с вами поговорим о частях речи, а именно о глаголе. Для этого я вам предлагаю выполнить задание на Учи.ру «Что такое глагол». Так мы с вами вспомним то, что уже знаем об этой части речи. -Исходя из этого задания, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? | Коллективное выполнение заданий на Учи.ру. - О глаголе. | | Самоопределение. | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера; Познавательные: выделяют необходимую информацию. |
Сообщение темы и целей учебной деятельности. | - Верно. Но еще точнее о теме нашего урока вы узнаете, когда откроете учебник на с.74. -Какая же тема нашего урока? - Какие же цели и задачи мы можем поставить на наш урок? | - Настоящее и прошедшее время глагола. Определение целей и задач урока. | | | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. |
IV. Этап усвоения новых знаний. Цель – углубить знания по предмету. | - Найдите в учебнике упражнение 142 на с.72. Прочитаем и выполним 1 задание к нему. - Что скажете о глаголах? - Попробуйте поставить вопрос к глаголу, который указывает, что действие происходит сейчас. Запишем это в тетрадь. - Поставьте вопрос к глаголу, который указывает, что действие происходило раньше. Запишите в тетрадь. - Задайте вопрос к глаголу, который указывает, что действие еще только будет происходить. Запишите. - Сколько же времен у глагола? Какие? - Что вам помогает понять, что перед вами глагол настоящего времени? - Как вы поймете, что перед вами глагол прошедшего времени? - Как вы поймете, что перед вами глагол будущего времени? | - Прочитай. Сравни глаголы в предложениях. Читают предложения. - Они отличаются друг от друга временем. - Что делают? Дежурят. - Что делали? Дежурили. -Что будут делать? Будут дежурить. - 3: настоящее, прошедшее и будущее. - настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас (что делает?) - прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершилось ранее (что делал? Что сделал?) - будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорили (что будет делать? Что сделает?) | | | Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера. - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; умение задать вопрос, выразить свои мысли, доказать предположения |
Физкультминутка | - Ну а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаем все около своих мест и повторяем движения за героем на видео. | Повторение движений. | | | Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера |
V этап. Этап развития умений и навыков на основе полученных знаний (упражнения) Цель – активизировать знания обучающихся | - Посмотрите на с.73, прочитаем правило в рамке. - Правильно ли мы высказывали свои предположения? Поднимите руку, кто считает, что правильно. Обратите внимание на то, как сокращаются названия времен и запомните. -Прочитаем сведения о языке с.73. - Что обозначает настоящее время глагола? - Что обозначает прошедшее время глагола? - Что обозначает будущее время глагола? - Молодцы! Сейчас мы выполним несколько упражнений, чтобы без проблем в будущем уметь определять времена глагола. - Нашли упражнение 143. Прочитаем задание. - Спишите, пожалуйста это стихотворение, укажите глаголы и обозначьте время. | Чтение правила. Ответ по правилу. - Прочитай стихотворение З.Александровой. Чтение стихотворения. Коллективное выполнение этого упражнения. | | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее. Анализ, синтез учебного материала, классификация глаголов по временам; высказывание предположений, их доказательство. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли. |
VI этап. Обобщение и систематизация. Цель – закрепление знаний | - А теперь, чтобы немного обобщить наши знания, я вам предлагаю пройти задания на Учи.ру «Определяем время глагола» | Коллективное выполнение задания. | | | Регулятивные: контролируют и оценивают себя; способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. |
VIII. Итог урока. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | - Какую цель ставили на урок? - Достигли ли мы этой цели? - Проверим, поработайте в парах. На слайде записаны глаголы, определите время: идти, бежал, нести, рисовать, красил. - Сколько времен у глагола и какие? - Что обозначает настоящее время? Прошедшее? Будущее? | - повторить формы времени, научиться их определять. Высказывания детей. Ответы детей. | | Личностные: осознают важность полученных знаний. | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание. |
Рефлексия | - Оценим свою работу на уроке. Поднимите, пожалуйста пальцы вверх, если в течение всего урока вы совсем не испытывали трудности. Направьте палец влево, если были какие-то трудности, но вы справились. Опустите палец вниз, если было все совсем непонятно и урок вам не понравился. | Рефлексия собственной деятельности. | | Самооценивание | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. |
Домашнее задание | Выучить правило на с.73, сведения о языке читать, упр.144 с.74, подготовиться к проверочному списыванию (памятка). -Спасибо за урок! | - Записывают домашнее задание. | | | Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности. |