СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к профессиональной подготовке учителей – предметников, необходимые для осуществления преемственности в условиях ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова:  личная профессиональная подготовка учителя, преемственность в образовательном процессе, переход учеников из младшей школы в основную, универсальные умения, адаптация.

 

Просмотр содержимого документа
«Требования к профессиональной подготовке учителей – предметников, необходимые для осуществления преемственности в условиях ФГОС»

Требования к профессиональной подготовке учителей – предметников, необходимые для осуществления преемственности в условиях ФГОС



Калашникова Н.В. Горковская СОШ, учитель английского языка


Ключевые слова: личная профессиональная подготовка учителя, преемственность в образовательном процессе, переход учеников из младшей школы в основную, универсальные умения, адаптация.


Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.

Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему

готовности к их реализации:

- учителя;

- образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.

Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью, что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.

И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.

Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.

Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.

Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;

- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;

  • обобщению способов действия;

  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


Преемственность в учебно – воспитательной работе учителей начальной и средней школы играет важную роль в современной школе.

Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей – предметников

Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.

Под психологической готовностью понимаем стойкую или временную активизацию способностей личности к деятельности в определенных условиях. Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

Преемственность осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.

Прежде всего, следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.
Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов. Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников.

Проведение конкурсов учителями-предметниками у учащихся начальных классов. Проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками. Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников.

Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя.

Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя. В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.

Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Предотвратить возможное отставание помогает перспективное, пропедевтическое изучение таких тем.
Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.

Не следует как запугивать ребенка трудностями, так и давать неоправданный оптимистический настрой на будущую деятельность.
Ориентация учителя на развитие личности ученика, на формирование у него психологической готовности к переходу в основную школу является важнейшим аспектом профессиональной педагогической деятельностью.

Важное значение имеет единство и преемственность учебных требований в начальной и основной школах. Расхождение требований могут привести к снижению успеваемости, к созданию так называемого смыслового барьера и расхождению между отрицательной оценкой со стороны учителей и положительной самооценкой школьника.

Раскрывая перед учащимися привлекательные стороны будущей деятельности, полезно заострить внимание на возможных трудностях переходного периода, научить действовать в трудных ситуациях.

На начало учебного года разрабатываются комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская и др. под ред. А.Г.Асмоловой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238 с.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Осмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, 2011. 159 с.