Требования к профессиональной подготовке учителей – предметников, необходимые для осуществления преемственности в условиях ФГОС
Калашникова Н.В. Горковская СОШ, учитель английского языка
Ключевые слова: личная профессиональная подготовка учителя, преемственность в образовательном процессе, переход учеников из младшей школы в основную, универсальные умения, адаптация.
Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школе.
Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему
готовности к их реализации:
- учителя;
- образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.
Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.
Главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью, что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.
Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.
И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.
Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.
Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.
Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
- принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
- отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
- выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Преемственность в учебно – воспитательной работе учителей начальной и средней школы играет важную роль в современной школе.
Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей – предметников
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.
Под психологической готовностью понимаем стойкую или временную активизацию способностей личности к деятельности в определенных условиях. Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.
Преемственность осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.
Прежде всего, следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.
Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов. Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников.
Проведение конкурсов учителями-предметниками у учащихся начальных классов. Проведение уроков у пятиклассников учителями начальных классов, у учащихся начальных классов учителями-предметниками. Желательно как можно раньше определить классных руководителей и нагрузку учителей предметников у будущих пятиклассников.
Необходимо учитывать личные особенности учителя начальных классов и будущего классного руководителя.
Вовремя проведенная тарификация дает возможность учителям-предметникам познакомиться со своими будущими учениками, а также с «педагогическим подчерком» их первого учителя. В свою очередь учителям начальных классов необходимо учитывать стиль работы учителей 2-й ступени, знать характер их требований, методы и приемы работы.
Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.
Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников. Предотвратить возможное отставание помогает перспективное, пропедевтическое изучение таких тем.
Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.
Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.
Не следует как запугивать ребенка трудностями, так и давать неоправданный оптимистический настрой на будущую деятельность.
Ориентация учителя на развитие личности ученика, на формирование у него психологической готовности к переходу в основную школу является важнейшим аспектом профессиональной педагогической деятельностью.
Важное значение имеет единство и преемственность учебных требований в начальной и основной школах. Расхождение требований могут привести к снижению успеваемости, к созданию так называемого смыслового барьера и расхождению между отрицательной оценкой со стороны учителей и положительной самооценкой школьника.
Раскрывая перед учащимися привлекательные стороны будущей деятельности, полезно заострить внимание на возможных трудностях переходного периода, научить действовать в трудных ситуациях.
На начало учебного года разрабатываются комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская и др. под ред. А.Г.Асмоловой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Осмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011, 2011. 159 с.