Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)
Учитель-дефектолог
МБОУ «СКШИ-VIII вида»
Гильмитдинова И.В.
При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются:
- типологические особенности психического и физического развития обучающихся с ТМНР;
- зоны актуального и ближайшего развития обучающихся;
- содержание основных элементов образовательного процесса в соответствии с требованиями разрабатываемого стандарта;
- характер и содержание интеграционных компонентов образовательной среды, отраженных в специальном стандарте;
- представления о константных и вариативных условиях реализации специального образовательного стандарта.
Специфические условия определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном. Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью. Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Создание специфических условий, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, должно гарантировать возможность для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития:
- адекватного выбора формы образования в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся (обучение в специальном классе образовательной организации, индивидуальное обучение, надомная форма получения образования, сочетающаяся с занятиями в школе / центре);
- изменения формы обучения при необходимости, по желанию родителей и при наличии соответствующей рекомендации ПМПК;
- возможности перевода ребенка с ТМНР на другой уровень обучения (третий уровень в соответствии с концепцией СФГОС для обучающихся с ОВЗ) при наличии рекомендации ПМПК и желания родителей;
- взаимодействие в едином образовательном пространстве общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных организаций в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения обучающихся с ТМНР.
Создание специфических условий для обучающихся с ТМНР должно обеспечивать:
- индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся;
- разработку специальной индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося с ТМНР и ее корректировку всеми участниками образовательного процесса (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель физкультуры или специалист ЛФК, воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители и др.);
- ресурсные возможности обучения в соответствии с содержанием индивидуальной программы;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР;
- достижение планируемых результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы.
Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать :
- целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми;
- формированию навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих улучшению качества жизни;
- развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни;
- расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно – эстетической деятельности;
- развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени;
- реализации потенциальных возможностей в доступной бытовой и трудовой деятельности.
Специфические условия реализации специальной индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ТМНР должны гарантировать возможность:
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей обучающихся (законных представителей);
- использования традиционных и специфических методов оценки уровня жизненной компетенции и представлений, умений, навыков («академических» достижений) ребенка с ТМНР, соответствующих его особым образовательным потребностям;
- выявления и развития способностей обучающихся с ТМНР через внешкольную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.
Требования к ресурсному обеспечению реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают:
- Требования к кадровому обеспечению,
- Финансово-экономическому обеспечению,
- Материально-техническим условиям.
Материально-техническое обеспечение
в структуре материальнотехнического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:
- Организации пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР;
- Организации временного режима обучения;
- Организации учебного места ребёнка с ТМНР;
- Техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа ребёнка с ТМНР к образованию (ассистирующие средства и технологии);
- Специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;
- обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся.
Организация пространства, в котором обучается ребёнок с ТМНР.
- Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ТМНР, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям.
- Важным условием реализации образовательной с ТМНР является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования обучающимися с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения).
- В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс обучающихся с ТМНР, присмотр и уход, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ
Временной режим образования обучающихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в специальной индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТМНР
РАБОЧЕЕ / УЧЕБНОЕ МЕСТО РЕБЁНКА С ТМНР СОЗДАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО С УЧЕТОМ ЕГО ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НАРУШЕНИЙ (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ, РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ).
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА УЧИТЫВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ РЕБЕНКА. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ, КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ТАК И ГРУППОВОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ В ПОМЕЩЕНИИ КЛАССА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ. КРОМЕ УЧЕБНЫХ ЗОН, НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМОТРЕТЬ МЕСТА ДЛЯ ОТДЫХА И ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДЛЯ ЭТОГО В СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕСТАХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ДИКТУЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛЬШОГО ОБЪЕМА НАГЛЯДНОГО (ГРАФИЧЕСКОГО) МАТЕРИАЛА, (В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИМЕЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ), ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КОТОРОГО В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ МЕСТА: КОВРОЛИНОВЫЕ И/ИЛИ МАГНИТНЫЕ ДОСКИ, ФЛАНЕЛЕГРАФЫ И ДР.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВКЛЮЧАЕТ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: ОДЕВАНИЕ / РАЗДЕВАНИЕ, ПРИЕМ ПИЩИ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЫДЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО РАСПОРЯДКУ ДНЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДАННЫХ НАВЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ МОБИЛЬНЫМИ И ГОТОВЯТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОМЕЩЕНИЯХ.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,
ОТВЕЧАЮЩИЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВЫЗЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДБОРА УЧЕБНОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ВСЕМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области « Язык » предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться:
- специально подобранные предметы,
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
- алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
- электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде:
- предметов различной формы, величины, цвета,
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,
- программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,
- калькуляторы и другие средства.
Для осуществления трудового обучения образовательной организации требуются:
- различного назначения сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. Материалы);
- Заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
- Материал для растениеводства (семена растений, рассада, комнатные растения, почвенные смеси и др.) И ухода за животными;
- Различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование для трудовой подготовки в области сельского хозяйства, ткачества, элементарной деревообработки, полиграфии, в сфере предоставления услуг (бытовых, общепит, гостиничный сервис и др.);
- Прочий учебно-дидактический материал, необходимый для трудовой подготовки в образовательной организации.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Содержательная область «Физическая культура» должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ТМНР в области « Искусство» . Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием .
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
- Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с ТМНР в частности;
- Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- Возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);
Необходимая нормативно-правовая база образования обучающихся с ТМНР.
Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование обучающихся с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.
Характеристика предполагаемых информационных связей между участниками образовательного процесса.
- Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, их родители (или законные представители) и специалисты образовательной организации, в которой обучается ребенок. С учетом того, что часто ребенок в силу тяжести имеющихся нарушений развития не может адекватно участвовать в информационном обмене, ответственность за его осуществление ложится на родителей ребенка и специалистов, которые его обучают. Особые образовательные потребности ребенка требуют координации действий, т.е. Обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов и родителей, а также других участников комплексного сопровождения ребенка с ТМНР (врачей, социальных работников, тьюторов и др.). В связи с этим информационный обмен должен происходить на этапах планирования, реализации и оценки результатов образовательного процесса. Фиксирование его в целом и отдельных этапов с последующим анализом и обсуждением между участниками позволит обеспечить прозрачность образовательного процесса и обоснованность выбора его средств.
- Организация и технология осуществления информационных связей должна находится в зоне ответственности образовательной организации и регулироваться локальным ее актом.
Образование ребенка на основе индивидуальной программы обучения (ИПО) и индивидуального учебного плана .
- Индивидуальные образовательные потребности ребенка отражаются в ИПО в форме перечня содержательных образовательных областей и соответствующих им образовательных задач, актуальных для образования ребенка в течение учебного года, установленных в ходе диагностики (мониторинга / промежуточной аттестации) развития (результатов обучения) ребенка.
- Объем (количество часов) предоставления образовательных услуг устанавливается индивидуальный учебный план по каждой образовательной области, содержание которых отражено в ИПО.
Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком
- в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО.
- В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях образовательной организации и семьи, предусматривается консультативная работа специалистов образовательной организации с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждой содержательной области.
Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают
- Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
- В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
- Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по лечебной физкультуре, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).