Сообщение
«Требования системы обучения по критериям системы оценивания»
Подготовила
Студентка Ш – 21 группы
Шмалько Галина
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по 12-баль-ной системе оценивания.
Эта шкала оценивания построена с учетом повышения уровня личных достижений ученика. Предусмотрено, что при оценке учитель должен учитывать уровень достижений ученика, а не степень его неудач, к тому определенным образом побудила предыдущая система оценивания. Критерии оценивания основываются на позитивном принципе, за которого оценки не делятся на те, что выполняют поощрительную и карательную функции. При этом переводными есть все оценки 12-балльной системы оценивания, которые выставляются в соответствующий документ об образовании.
в Зависимости от степени компетентности ученика различают четыре уровня учебных достижений: низкий (рецептивно-продуктивный); средний (репродуктивный); достаточный (конструктивно-вариативный); высокий (творческий). В обще дидактическом плане эти уровни определяются следующими характеристиками: низкий - характеризуется диффузно-рассеянным представлением о предметах и явлениях, на основе которого ученик может отличать их от других; средний - ученик указывает на признаки понятия (явления), способный решать задачи по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности; достаточный - характеризуется знанием существенных признаков понятий (явлений), ученик оперирует ими, то есть решает стандартные задачи, однако его понимание связано с единичными образами, не обобщенное, школьник не умеет переносить знания и использовать их в других ситуациях; высокий - характеризуется усвоением не только существенных признаков понятия, но и его связей с другими, знания обобщенные, системные, ученик способен использовать их в нестандартных ситуациях, его учебная деятельность имеет исследовательский характер.
Названные критерии позволяют оценивать учебные достижения учащихся по 12-балльной системой оценивания таким образом (см. табл. 3.1).
Требования к оценке результатов обучения.
Слово "оценка" означает характеристику ценности, уровень значение для человека определенных объектов, явлений, процессов. В учебной деятельности оценка предусматривает установление степени поставленных перед учащимися учебных задач. Для соблюдения объективности при оценивании каждая оценка требует своего обоснования. Определенным образом его требует и каждая система оценивания.
Таблица 3.1. Критерии оценивания учебных достижений учащихся

В зарубежной практике известны различные системы оценок, которые различаются как в принципах, так и в выборе способов выставления. Так, в Германии распространена шестирівнева шкала оценок. Каждой из них соответствует определенная сумма баллов: отлично (1)= 15-14-13 баллов; хорошо (2)" 12,11,10 баллов; удовлетворительно (3) = 9, 8, 7 баллов; ниже удовлетворительного (4) = 6 - 5 - 4 балла; слабо (5) = 3 - 2 - 1 балла; неудовлетворительно (0) = 0 баллов.
В Дании в младшей школе оценки не выставляются. В средней же охватывает оценочные показатели от 0 до 13. Так, качественному показателю "отлично" отвечают такие количественные: 13 (чрезвычайно независимая и отличная ответ или работа); 11 (независимое и отличное); 10 (отличная, но не всегда независимая). Качественный показатель "средне" связывается с такими количественными измерителями: 9 (ответ или работа несколько выше средней); 8 (средняя); 7 (посредственная). Показатель "составил неуверенно": 6 (ответ и работа немного неуверенные, но в основном удовлетворительные); 5 (неопределенные и неудовлетворительные); 4 (очень смутные и неудовлетворительные). Неприемлемость ответа или работы связывается с количественным показателем 0.
Во Франции, например, знания лицеистов во время сдачи выпускных экзаменов оценивают по 20-балльной шкале (от 0 до 20). К тому же для каждого предмета устанавливают определенный весовой коэффициент, с помощью которого определяется значение данного предмета для избранной обучаемым специальности, профиля или отделения лицея. Несмотря на это, оценки по профилирующим предметам приобретают высшей веса.
Для установления объективности оценивания в европейских странах параллельно с внутренним используют внешнее оценивание. Оно дает возможность получить данные о качестве знаний учащихся на региональном или национальном уровнях для своевременного принятия мер по улучшению образовательной дела.
В истории отечественного образования в советский период в оценке знаний учащихся наблюдалось несколько поворотных моментов. Например, в мае 1918 года были отменены балльные оценки знаний и поведения учащихся. В сентябре 1935 года было установлено пять словесных оценок: "очень плохо", "плохо", "посредственно", "хорошо", "отлично". В январе 1944 года словесную систему оценки и поведения заменили цифровой пятибалльной системой, "единица" и "двойка" которой в условиях так называемой командно-административной системы стали носителями в основном карательной функции.
Введенная с сентября 2000 года 12-балльная оценочная шкала, построенная по принципу учета личных достижений учащихся, нацелена на интегрированный результат усвоения учащимися всех компонентов содержания школьного образования: знаний, умений, навыков, опыта осуществления творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру - комплекс компетенций, которых требует современная жизнь. Основными из них являются "...политические и социальные, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировании конфликтов ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов общества; те, что касаются жизни в поли культурном обществе, понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языку, религии, культуры и тому подобное; связанные с владением устным и письменным родным и другими языками; связанные с потребностью добывать и анализировать и применять информацию, владеть информационными технологиями; о желании и готовности постоянно учиться как в профессиональном, да и в личном и общественном планах" (К итоговой Коллегии Министерства образования и науки Украины// Образование Украины. 2000. -16 сент. - Приложение №5 к решению Коллегии Министерства образования и науки от 17.08.2000 г.).
Несмотря на это, объектом оценивания становится интегрированный результат уровня учебной деятельности учащихся, то есть и " критическая масса" или емерджентна свойство системы обучения, которая своим качеством уже не сводится к сумме свойств ее отдельных элементов и в акмеологии образования на переходных возрастных этапах определяется как глобальная зрелость школьника.