ТРЕХЪЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Костанай, 2016-2017 уч. г.
Каз.яз. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высоко- образованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык, как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику»
Н. А. Назарбаев
Н.А. Назарбаев, стратегия «Казахстан – 2050»
В государственной программе развития образования РК на 2011-2020гг. определена стратегия воспитания поликультурной личности, владеющей минимум тремя языками, уважающей культуру и традиции народов мира. Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В связи с этим, проблема поликультурного образования сегодня, становится более чем актуальной.
Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит дошкольным организациям, как важнейшим институтам социализации личности. Мы стремимся к осуществлению преемственности между программами по казахскому, русскому, английскому языкам.
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что изучение другого языка в раннем детстве очень эффективно. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в жизни подрастающего человека и овладение иностранным языком в этом возрасте осуществляется достаточно быстро и успешно. Целью обучения я зыкам является создание условий для овладения детьми иностранным языком как средством развития коммуникативных способностей детей и воспитание полиязычной личности дошкольника, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и иностранном языках.
Работа по обеспечению трехъязычного обучения дошкольников в нашей дошкольной организации решает ряд важных задач и направлена на:
создание полиязычной языковой среды в дошкольной организации;
формирование у дошкольников первичных навыков общения на трех языках;
создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
развитие познавательных качеств личности;
Педагоги нашей дошкольной организации стараются организовать такую образовательную деятельность, которая вызвала бы высокую мотивацию и обеспечила активность на занятиях.
В организованной учебной деятельности педагоги используют различные виды игровой деятельности, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры с применением информационно-коммуникационных технологий.
Как известно игра – организованное занятие, требующее напряжения эмоционального и умственного. Игра всегда предполагает принятие определенного решения – как поступить, что сказать.
Желание решить эти вопросы активирует мыслительную деятельность. Если в процессе игры ребенок говорит на иностранном языке- это открывает богатые обучающие возможности.
Значительно возрастает мотивация в изучении иностранных языков, если перспективы использования знаний реализуются не только в организованной учебной деятельности, но и в различных видах деятельности, на семейных праздниках, фестивалях, утренниках.
Для того, чтобы наши педагоги могли помочь детям в изучении языков, в нашем детском саду реализуется работа кружков для всех педагогов по изучению казахского языка «Полиглот», английского языка «Искусство общения». Периодичность занятий 4 раза в месяц (с чередованием). В среднем 30 педагогов посещают данные кружки. На занятиях педагоги знакомятся с лексикой по темам, изучаемым детьми, грамматикой, произношением специфических звуков, выполняют контрольные задания.
Возможность изучать английский язык в нашем детском саду появилась с 2001 года, в качестве дополнительной услуги. Обучение проходили дети 4-7 лет. С 2013 года английскому обучались дети старшего дошкольного возраста в рамках вариативного компонента. Объем вариативного компонента составлял 72 часа в год (2 раза в неделю). С 2016 года в образовательной области «Коммуникация» со старшего дошкольного возраста введен раздел «Один из иностранных языков» (английский). Количество часов ОУД старших и подготовительной группах 36 часов в год (1раз в неделю). Методическое обеспечение, которое использует преподаватель английского языка в работе с детьми – это учебно-методический комплект, успешно прошедший процедуру лицензирования. УМК включает: непосредственно программу, сборник дидактических материалов для педагогов (для расширения и закрепления знаний детей), рабочую тетрадь для детей (для самостоятельной работы ребенка дома или для индивидуальных занятий с детьми под руководством воспитателя), пособие для родителей (в помощь родителям, желающим помочь своему малышу делать первые шаги в мир иноязычной культуры), кроме того разработан проект для индивидуальной работы с детьми «Повторяйка».
На базе яслей-сада № 2 была организована творческая группа в составе преподавателя английского языка, учителей казахского языка, учителя-логопеда для разработки и реализации методического обеспечения по внедрению полиязычия в систему дошкольной организации. Практическим выходом деятельности творческой группы стали три актуальных работы: дидактическое пособие «Игровизор» (включающее комплект дидактических упражнений к игровизорам Воскобовича), цифровой образовательный ресурс «Развивайка», «Методическое пособие по развитию коммуникативно-языковой компетентности детей 4-6 лет».
Владение языками стоит на ряду с навыками владения информационно-коммуникативными технологиями. Осознавая это, педагоги выстраивают работу таким образом, чтобы компьютер выступал в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал. Всё это создает благоприятные условия для продуктивной организации деятельности детей в условиях применения инновационных технологий обучения.
Рассматривая ИКТ как средство, используемое в организованной учебной деятельности в дошкольной организации, надо помнить о том, что эта деятельность имеет свою специфику, она должна быть эмоционально-насыщенной, яркой, с привлечением качественного иллюстративного материала, с использованием аудио - и видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная и цифровая техника с ее мультимедийными возможностями.
В основе цифрового образовательного ресурса «Развивайка» лежит игра, как средство обучения языкам. «Развивайка», представляет собой комплект дидактических флипчартов по 15-ти лексическим темам, наиболее часто используемым в организованной учебной деятельности. Каждый флипчарт содержит несколько игр для развития речи, мышления, памяти, внимания для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Все игры разработаны с помощью программы Activeinspire.
Использованы основные эффекты программы Activeinspire, для привлечения внимания и повышения интереса детей дошкольного возраста:
«Волшебная лупа»;
«Волшебный сундучок»;
«Скрытие»;
«Звук».
Так к лексической теме «Семья», «Мебель» разработаны игры с применением эффекта «Волшебная лупа». Это позволяет при помощи наведения лупы на картину просмотреть предметы за ней.
Эффекты «Волшебный сундучок» (предметы спрятаны в сундучке, которые появляются при щелчке на сундучок мышью или карандашом) –присутствуют в темах: «Времена года», «Игрушки», «Профессии», «Продукты».
Эффект «Скрытие» использован во флипчартах на нахождение лишнего предмета или нахождение правильного варианта ответа, позволяет скрывать предмет при щелчке на него мышью или карандашом.
Эффект «Звук» использован в темах «Домашние животные», «Дикие животные», «Семья», «Транспорт», который воспроизводится при нажатии на объект.
Игры, формируя основу умственной деятельности, повышают интерес ребенка к изучению казахского и английского языков и имеют двойное значение – учиться, играя. Каждая игра имеет свое содержание и целенаправленные задания. В ходе игры развиваются наблюдательность, фантазия, согласованность, выдержка и самостоятельность мышления.
Пособие рекомендовано к использованию воспитателям, учителям-логопедам, учителям казахского и английского языков. (демонстрация пособия – практическое применение).
В основе дидактического пособия «Игровизор» лежат развивающие игры, которые делают процесс обучения языкам интересным для дошкольников, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям. Использование дидактического пособия в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной и коммуникативно-языковой игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление сюжетов игр делает привлекательной, насыщенной, радостной и самое главное - развивающей. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям. На ее верхнем прозрачном листе можно рисовать фломастером, раскрашивать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой, поэтому становятся ненужными многочисленные листы с заданиями. В дидактическом пособии задания подобраны в соответствии с перспективно-тематическим планированием лексических тем по изучению государственного (казахского), английского языков для детей 4-5 лет. Выполняя игровые задания на трех языках ребенок не только развивает языковую компетентность но и познавательную: воображение, мышление. Постоянное и постепенное усложнение игр «по спирали». По стандарту, языковая компетентность ребенка к шести годам заключается в свободном владении родным языком в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы, основами других языков.
Инструкции к каждому игровизору представлены на трех языках. (демонстрация пособия – практическое применение).
Методическое пособие по развитию коммуникативно-языковой компетентности детей 4-6 лет представляет собой комплекс дидактических презентаций по 15 лексическим темам. Каждая презентация озвучена на трех языках, с учетом специфического звукопроизношения.
Вторая часть методического пособия по развитию коммуникативно-языковой компетентности представляет собой сборник русского-английских и авторских (Жигайло А.В.) русско-казахских рифмовок по лексическим темам. В каждой рифмовке использован словарный минимум по данной теме с переводом на русский язык. Каждая страница пособия ярко и красочно проиллюстрирована. (демонстрация пособия – практическое применение).
Данные работы в 2014 году получили одобрение Экспертного Совета, успешно прошли процедуру лицензирования. Удостоены призовых мест в педагогических конкурсах областного и Республиканского значения, были представлены на методических объединениях города, Презентация опыта работы по полиязычию на базе «Костанай дарыны», Областном Круглом столе «Поликультурная территория дошкольной организации», проводимого Управлением Образования Костанайской области, тема «Раннее обучение иностранным языкам как основа формирования мотивации успеха детей дошкольного возраста» была освещена на совещании директоров г. Костаная.
Применение разработанных методических пособий способствует качественному оснащению поликультурной образовательной среды ДО и повышает эффективность обучения языкам детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют практические показатели качества усвоения языковых навыков дошкольниками.
Мониторинг показателей знаний, умений и навыков воспитанников по результатам обученности государственному языку на конец 2016 – 2017 учебного года свидетельствует о качественном повышении уровня знаний. Аналитическая карта была составлена с учётом требований, предъявляемых Типовой учебной программой дошкольного воспитания обучения» и дала возможность оценить продвижение детей по образовательной траектории. При проведении мониторинга на конец учебного года был определен средний показатель в образовательной области «Коммуникация», который показал усвоение программного материала во всех возрастных группах.
На конец учебного года было протестировано 86 детей. С целью отслеживания уровня развития коммуникативной компетентности ребенка используется система индикаторов, предполагающая 3 условных уровня: воспроизводит, понимает, применяет. Коммуникативно – языковая компетентность по – английскому языку – это воспитание полиязычной личности, умение произносить специфические звуки, понимание слов педагога, иметь соответствующий возрасту словарный запас, правильное построение коротких предложений. В этом учебном году широко применялось трехъязычие на ОУД по английскому языку. Что способствовало развитию речи дошкольника на трех языках – русском, казахском и английском.
Основной целью стратегического направления «Нравственно-патриотическое воспитание» программы развития яслей-сада №2 является формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» посредством развития национального самосознания, ценностного отношения личности ребенка к обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития. Чему непосредственно способствуют условия поликультурной среды яслей-сада № 2. Организация культурных мероприятий, семейных праздников показывает детям разнообразие культур и этносов, в среде которых мы живем и развиваемся, обмениваясь обычаями и традициями, сохраняя мир и дружбу в нашей стране.
Подводя итог всему вышесказанному, без сомнения убеждаемся в том, что трехъязычное образование предполагает неутомимое творчество педагога, изобретательность и находчивость, чтобы превратить иностранный язык в средство развития личности ребенка, помочь растущему человеку увидеть поликультурынй многоязыковой мир, стать активным, уверенным и самостоятельным, тем самым повышая качества воспитания и образования дошкольников. Есть уверенность, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия поможет нашим выпускникам, а в будущем выпускникам школ стать коммуникативно-адаптированными в любой среде.