Тренинг для педагогов ДОУ
«Конфликты и способы их разрешения»
Педагог-психолог МБДОУ Детский сад №4 г. Старица
Андреева Татьяна Викторовна
Цель: профилактика и разрешение педагогических конфликтов в ДОУ
Задачи:
• дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
• углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте;
• способствовать развитию способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их.
Ход семинара
Приветствие
Участники передвигаются по залу, по хлопку – здороваются за руку, на 2 хлопка – плечами, на 3 – спинами.
Разминка «Встреча на мосту»
Двое участников встают лицом друг к другу на расстоянии трех метров.
Линия между ними – мостик над пропастью. Задача каждого перейти мостик, двигаясь навстречу друг другу одновременно.
Какие чувства возникали при выполнении этого упражнения? Что мешало?
Теоретическая часть
Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.
Главная цель нашего семинара это выяснить как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты.
В начале давайте с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения. Слайд 2.
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Слайд 3. Типы конфликтов.
А можем ли мы обойтись без конфликтов? Почему?
Конфликт это хорош или плохо?
Слайд 4. Конфликты – это необходимо явление социальной жизни.
Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такого почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт – это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.
Работа в подгруппах
Я предлагаю разделиться на 2 группы.
Первая группа пишет на листочке положительные стороны конфликта, а вторая – отрицательные.
Результаты озвучиваются, начиная с плохих.
Слайд 5. Последствия конфликтов.
Слайд 6. Способы протекания конфликта.
Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее
Приспособление – подстройка под собеседника. отказ от своих инересов
Компромисс – решение кофликта через взаимные уступки
Соперничество – открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера
Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта
Но не смотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше только в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.
Слайд 7. Формы стратегии избегания (ухода):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Слайд 8. Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.
Слайд 9. Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Слайд 10. Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.
Слайд 11. Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.
Слайд 12. Пути выхода из конфликта
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон
Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы
Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы
Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее
Слайд 13 тест «Конфликтная ли вы личность?»
Вопросы:
В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
А) не принимаю участия
Б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой
В) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой лидеров?
А) нет
Б) только если имею для этого веские основания
В) критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
А) только если люди необидчивые
Б) лишь по принципиальным вопросам
В) споры – моя стихия
4. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход очереди?
А) возмущаюсь в душе, но молчу – себе дороже
Б) делаю замечание
В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
А) не буду поднимать бучу из-за пустяков
Б) молча возьму солонку
В) не удержусь от едких замечаний, демонстративно откажусь от еды
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу..
А) с возмущением посмотрю на обидчика
Б) сухо сделаю замечание
В) выскажусь, не стесняясь в выражениях
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не нравится..
А) промолчу
Б) ограничусь коротким, тактичным замечанием
В) устрою скандал
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
А) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово больше не участвовать в ней
Б) не скрою досады, но отнесусь к происшествию с юмором, пообещав взять реванш
В) проигрыш надолго испортит отношение
Обработка результатов:
А-4 балла
Б-2 балла
В-0 баллов
22-32 балла
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на роботе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина важнее!» - никогда не было вашим кредом. Может быть поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберите смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
11-21 балл
Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны . Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов
Споры конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть ваш вздорный характер!
Практическая часть
Упражнение “Ассоциации”
Цель: настроить участников на совместную работу.
Если конфликт – это одежда, то какая?
Если мебель, то какая?
Какой можно сделать вывод? (высказывания педагогов).
Сюжетно-ролевая игра «Мельница»
Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу.
Равное число участников образуют два круга (один внутри другого), встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах маленькие диалоги ситуации, которые задает ведущий. Диалог длится две минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов, например по часовой стрелке; каждый участник меняет партнера, разыгрывается следующий эпизод.
Ситуации для разыгрывания:
• Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем круге – роль безбилетных пассажиров;
• Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели;
• Внешний круг – жилец, которого залил сосед сверху, внутренний круг – сосед сверху.
В ходе обсуждения участники анализируют свое наиболее типичное поведение в различных ситуациях, переживаемые эмоции.
Упражнение «Трудный разговор»
Цель: приобретение навыков ведения трудных переговоров, умения правильно выражать негативные чувства.
Выбираются два участника – мама и воспитатель.
Ситуации для обыгрывания:
Во время прогулки ребенок упал и сильно ударился. Это произошло вечером, за ребенком должна вот-вот мама. Так получилось, что номера мамы не оказалось под рукой. скорую решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая. Задача воспитателя – донести до мамы негативную информацию.
Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет есть стоя, обзывает. мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.
Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей, толкается, обзывается, может ударить. дети постоянно жалуются на этого ребенка родителям. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.
Упражнение Абсурдная просьба»
Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.
Участники делятся на команды. Каждая из них от лица родителей пишет трудновыполнимую просьбу воспитателям. Затем команды обмениваются письмами и пишут ответы. Далее зачитывается просьба и ответ.
Упражнение “Рисунок вдвоем”
Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Заключение
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт. А теперь подведём небольшой итог. Что мы сегодня узнали?
Сейчас я хочу каждому из вас вручить «Кодекс поведения в конфликте».
Рефлексия «Мишень»
Оцените нашу сегодняшнюю работу…
Кодекс поведения в конфликте
1. Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
2. Переключись с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.
3. Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
4. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции.
5. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
6. Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы.
7. Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность.
8. Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
9. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
10. Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.
11. Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым
12. Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?», «Ну вот, полез в бутылку!».