Баравкова Марина Михайловна, педагог-психолог КГАОУ «Краевой центр образования»
Тренинг «Самый лучший класс» («Колесо успеха»)
Открытый урок представлен в рамках краевого семинара по теме: «Коуч-технологии в образовательном процессе» - г. Вяземский, 20.10.2017
Авторы: педагоги-психологи КГАОУ «Краевой центр образования» Баравкова Марина Михайловна, Митина Лариса Олеговна
Цель: создание условий для раскрытия потенциала учащихся, необходимого для социального опыта и личностного развития.
Задачи: - развитие навыков анализа критериев успешности класса;
- развитие способности к самоанализу;
- улучшение уровня сплоченности класса;
- развитие умения ставить задачи исходя из сложившейся ситуации.
Участники: учащиеся 7 класса.
1 этап – организационный. Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть сегодня. Нам предстоит интересное и необычное занятие. Представьте, что в нашей школе ожидается проведение конкурса «Самый лучший класс». Мы предлагаем вам попробовать себя в виде жюри. – 2 минуты
2 этап – «Презентация». Ребята, вы ведь наверняка уже принимали участие во многих конкурсах. И видели, что перед началом жюри всегда представляют. Давайте попробуем представить друг друга? Для этого вам нужно разбиться по парам. Через 3 минуты вам нужно будет представить вашего партнера: назвать его имя и рассказать о его достижениях, положительных качествах. Что мы можем отнести к достижениям? А какие можно назвать качества? Отлично. – 10 минут
3 этап – Анализ критериев эффективности класса. Итак, мы увидели, что жюри у нас сегодня собралось самое компетентное. Но прежде, чем оценивать, нам нужно разобраться с критериями. Как вам кажется, по каким признакам можно сказать, что тот или иной класс достоин победы в конкурсе «Самый лучший класс»? (строим «Колесо баланса»). Возможные критерии: успеваемость, дисциплина, активность, дежурства, внешний вид (опрятность, соответствие уставу), сплоченность. Хорошо, молодцы. – 5 минут.



4 этап – Оценка успешности классов. Определение мер по повышению успешности по различным критериям. Мы провели несколько отборочных испытаний, в течении сентября наблюдали и оценивали классы. В итоге в финал вышли 3 класса. Условно назовем их так: 5 «Г», 8 «В» и 9 «Д». (детям раздаются бланки «Колесо баланса» для трех классов)
Попробуем разобраться, кто же из них имеет больше шансов на победу. (каждый отмечает в своем бланке, затем озвучиваем и делаем вывод, какие критерии требуют дальнейшего развития).
В 5 «Г» учится 20 человек. Этот класс стал рекордсменом по количеству пятерок в сентябре. У ребят есть своя форма, директор никогда не делала замечаний им по внешнему виду. Кроме того, в этом классе много ребят приняли участие в школьных олимпиадах. Правда в спортивных мероприятиях они пассивны. На дежурства стабильно опаздывают три учащихся. Их часто ругают также за уход со своего поста. Из-за этого в классе возникают ссоры. В целом, по наблюдениям, эти ребята очень дружные и всегда вместе готовятся ко всем мероприятиям. На уроке большинство учащихся за поведение получают «4». Оцените, пожалуйста, этот класс по тем критериям, которые мы выявили. Хорошо. Это класс может выиграть? Что нужно сделать учащимся, чтобы получить высокие оценки по всем критериям? Что бы вы посоветовали? Давайте придумаем несколько мер/мероприятий для этого класса.
В 8 «В» 25 ребят. Из них 20 мальчиков и 5 девочек. Мальчики очень любят пошутить на уроке, из-за чего часто возникает шум. 22 ученика в сентябре не получили ни одной тройки, только хорошие оценки. Этим ребятам нравится принимать участие в классных и школьных мероприятиях, они также любят устраивать их сами. К дежурству по школе относятся ответственно. Им никогда не делают замечания. А вот в классе ребята часто оставляют после себя мусор. Классный руководитель часто ругает некоторых мальчиков за то, что они приходят в школу в джинсах. По нашим наблюдениям, это самый сплоченный класс. Как вам кажется, мы можем присудить победу 8 «в»? Какие критерии еще нужно развивать классу? Что мы можем им посоветовать? Давайте придумаем несколько мер/мероприятий для этого класса.
В 9 «Д» учится 23 человека. Они все хорошисты, но иногда у них бывают тройки. Единой формы в этом классе нет, ребята стараются соблюдать устав школы. Но иногда возникают ситуации, когда кто-то одевает модную рубашку или джинсы. Ребята ответственно относятся к дежурству, редко бывают случаи, когда кто-то забывает и приходит не вовремя или надевает голубую рубашку вместо белой. При этом свой класс ребята всегда содержат в чистоте. На уроке слушают учителя, активно отвечают. Иногда все же ряд мальчишек получают замечания в дневник за плохое поведение. Все ребята рады, что учатся именно в этом классе, уважают и поддерживают друг друга. Уважаемое жюри, это класс может быть наши победителем? Что нужно развивать классу? Что нужно для этого сделать? Давайте придумаем несколько мер/мероприятий для этого класса. – 15 минут.
5 этап – Рефлексия, подведение итогов. Итак, ребята, давайте подсчитаем количество баллов, которое получил каждый из классов. Кто стал победителем конкурса «Самый лучший класс»? Понравился ли вам такой опыт – быть членом жюри? Сложно ли вам было определить победителя? Легко ли было давать советы? А придумывать конкретные меры? Какими мыслями вы хотели бы поделиться? Какие меры или мероприятия, которые вы предлагали, можно взять для нашего класса? Давайте их зафиксируем. А теперь возьмите стикеры, которые лежат у вас на столах и выберите те меры/мероприятия, которые как вам кажется, можно использовать в нашем классе, закрепите свои стикеры. (Подсчет голосов, вывод). Спасибо всем за работу. Мы будем рады увидеться с вами снова. – 8 минут.