СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг на развитие межличностных отношений

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в рамках краевого конкурса "Учитель года 2017"

Просмотр содержимого документа
«Тренинг на развитие межличностных отношений»

Баравкова Марина Михайловна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 1 г. Вяземского


Открытый урок в рамках очного тура краевого конкурса «Учитель года 2017» в номинации «Лучший педагог-психолог года»

Тренинг на развитие межличностных отношений «Колесо успеха»

Здравствуйте, коллеги! Меня зовут Марина Михайловна! Я очень рада видеть вас. Как прекрасно, что мы все оторвались от своих каждодневных забот и собрались сегодня здесь. А что, если мы забудем на время про наши должностные обязанности, проблемы и побываем сегодня в роли младших подростков? Вы готовы попробовать? Я рада. Спасибо. Для начала – давайте познакомимся? Я попрошу вас по очереди представиться и выбрать цвет, который соответствует вашему настроению (желтый – позитивный настрой; синий – умиротворение и спокойствие; оранжевый – чем-то обеспокоен; красный – настроение чем-то испорчено – вручаются стикеры в соответствии с настроением). Хорошо.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы на ней видим? (пустая схема на листе ватмана) Какие ассоциации у вас вызывает такая картина? Может быть мы наполним ее содержанием? Я предлагаю на занятии визуализировать все особенности нашей группы. А начнем мы с вот этих цветных листков, которые обозначают наше настроение. Закрепите ваши стикеры вот здесь (вокруг схемы). Посмотрите, теперь мы видим общее настроение нашей группы? А как нам может помочь или помешать наше настроение в общении с окружающими? Спасибо за ваши ответы. Вы правы, наше настроение определяет и то, какие мы будем в общении и какие цели поставим для себя в деятельности.

Настроение, эмоциональное состояние







Качества



Ценности





Достижения



Цели





Интересы



















А есть ли качества, которые могут помочь человеку налаживать отношения с другими людьми? Назовите по очереди те качества, которые есть у вас и они помогают вам в общении с окружающими? Пропишите их в своих схемах. А я буду фиксировать их в нашей схеме. Хорошо, спасибо.

Как вам кажется, а что помимо качеств личности определяет взаимоотношения между людьми? Почему с одними людьми нас сходиться легко? А позиция других далека и не понятна? Вы согласны со мной, что отношения между людьми определяются ценностями, которые формируются внутри каждого из нас под воздействием семьи, системы образования, круга общения? Ценности – это то, что важно для нас. То, что определяет цели, которые мы перед собой ставим.

У вас есть по 5 стикеров. На доске вы видите список ценностей. Прикрепите их, пожалуйста, рядом с теми ценностями, которые как вам кажется являются самыми важными.

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Итак, у нас доминируют следующие ценности. Включим их в нашу схему. Пропишите ценности, которые вы выбрали, у себя в карточках.

Посмотрите, вокруг вас множество воздушных шаров. А какие ассоциации возникают у нас при виде воздушных шаров? А можем ли мы сравнить внутренний мир человека с одним из таких воздушных шариков? Ведь все они разные по размеру, форме, цвету, как и мы, но при этом наполнены изнутри. И они столь же ранимы, как и чувства каждого из нас. Я предлагаю вам выбрать один из этих шаров и взять маркер. Выберите одну из обсуждаемых нами ценностей, которая для вас является самой главной. Подберите к ней символ и изобразите его на шарике. Теперь он символизирует ваш внутренний мир. Посмотрите, как много ценностей доминирует в нашей группе. А между тем каждый из вас - яркая индивидуальность.

Мне кажется, наша схема еще не совсем готова. Она собрала еще не все наши особенности. Чего еще на ней не хватает?

А теперь взгляните. Что вы видите у меня в руках? (синельная проволока). Какие ассоциации у вас возникают при виде нее? Гибкая, яркая, но при этом хрупкая. Разве она не напоминает нам человека, который с яркими, сияющими глазами берется пробовать все новое. Он гибкий ко всем изменениям. Посмотрите, один из нас может быть успешен в театральной деятельности. Как яркий, освежающий своим ароматом цветок, он блистает на сцене, даря окружающим позитивное настроение. Этот человек успешен в спорте. Словно самая быстрая птица – страус – он пролетает различные дистанции.

Да, ведь мы все личности – со своими способностями, данными от природы. Очень важно это ценить и по возможности максимально реализовывать. Я предлагаю вам похвалиться. Расскажите по очереди о своих достижениях за последнюю неделю. Мы пока не будет фиксировать их в наших схемах.

Но ведь иногда бывает, что человек, попробовав себя во многих видах деятельности, не находит для себя подходящее занятие? Посмотрите, ведь конец этой проволоки острый. Человек пытается найти причину внутри себя, и неизбежно наносит себе душевные раны, причиняет себе боль. Любое испытание, давление, может подломить его. А как же быть с окружающими? Он пытается до них достучаться? Ищет причину у них внутри, почему же он не такой, как все, почему к нему иное отношение. И сам того не желая, причиняет им боль, проявляя агрессию.

Перед тем, как понять, что ты умеешь, важно попробовать себя во многих видах деятельности? Понять, что интересно. А может быть нам создать прекрасную поляну из множества наших интересов? Это будет отличным дополнением нашей схемы. Как красиво у нас получилось. Мы все такие разные, вместе мы вобрали в себя все самое лучшее, вместе мы можем многое. Пропишите в ваших схемах ваши интересы.

Мы с вами поговорили о достижениях, которые вы совершили за неделю. Нам важно и ценно было услышать друг друга. А как вы считаете, зная теперь многое друг о друге, какое общее большое дело мы могли бы вместе совершить? Давайте составим список из нескольких таких дел? Запишем их на пересечении трех кругов/элементов (интересы, ценности и качества личности). Ведь наша успешность во многом зависит от уровня развитости этих элементов, от удовлетворенности ими самим человеком. А ваших личных схемах на пересечении будут ваши личные достижения, которых мы говорили ранее.

В нашей схеме осталось место для будущих побед и достижений, для наших целей на будущее. И самая главная победа – победа над собой. Я раздаю вам карточки. Это «Колесо успеха». В нем 4 спицы. Это ровно то количество элементов, которые уже заполнены в нашей схеме: интересы, качества личности, ценности и достижения. Оцените, пожалуйста, насколько на данный момент количество, уровень, погруженность ваших интересов/дополнительной занятости вас удовлетворяет. Поставьте точку на цифре от 1 до 10 на «спице». Ведь очень важно помимо трудовой деятельности иметь хобби, увлечение, которое выступало бы «отдушиной», возможностью восстановления эмоционального состояния. Мы называли сегодня качества, которые помогают нам в общении. Появилось ли у вас желание развить в себе какое-то из них? Оцените уровень удовлетворенности этими качествами у себя. Поставьте точку на цифре от 1 до 10 на соответствующей спице. Ценности не принято оценивать. Но я попрошу вас подумать, насколько вам было легко ранжировать для себя ценности, определять, что для вас важнее. И последняя спица – ваши достижения за последнюю неделю. Трудно ли было вспомнить и описать их? Насколько вы удовлетворены своими достижениями за это период? А теперь соедините получившиеся точки. Скажите, что у вас получилось? Равные ли значения во всех категориях? Какие элементы у вас получили меньшее количество баллов? А какой уровень бы хотелось получить? Что нужно сделать для этого? Опишите это в последнем элементе нашей схемы – цели. Конечно, важно пробовать себя в разных видах деятельности, ценить любые, даже порой кажущиеся привычными и обыденными достижения, максимально использовать свой внутренний ресурс и ресурс группы. А теперь попробуем определить цели для нашей группы, исходя и путей достижений, которые мы описали. У нас получилась отличная схема, в которой отражены все особенности нашей группы. Вы все показали свою яркую индивидуальность. Я надеюсь, что наше общение не ограничится только этим конкурсом, и мы обязательно добьемся поставленных целей. Я благодарю всех участников тренинга и желаю вам всем успехов и отличного настроения. Мне было очень приятно работать с вами.