Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Солнышко»
Тренинг по сопряженной гимнастике
«Театр пальчиков и языка»
Подготовила:
Н.С.Шамова,
учитель-логопед

п.Светлый 2017
Тема: «Театр пальчиков и языка».
Цель: обучить участников тренинга инновационным методам развития речи у дошкольников.
Задачи:
1) заинтересовать воспитателей в использовании в педагогической деятельности кинезиологических упражнений;
2) систематизировать знания воспитателей в применении сопряжённой гимнастики в детском саду;
3) передать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов театра пальчиков и языка.
Материалы: презентация «Театр пальцев и языка», су-джоки (колечки), буклеты с методическими рекомендациями.
Ход мероприятия:
Слайд 1
- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
- И чтобы сразу включиться в работу, предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Наверно, устали в дороге, в пути,
Но вы все равно к нам на тренинг пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детишек вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет:
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух тренинга нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Тема нашего сегодняшнего тренинга «Театр пальцев и языка».
Затронем вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, а также поупражняемся в играх и заданиях по данной теме.
Знаете ли вы, что такое «сопряжённая гимнастика?» (ответы)
Слайд 2
Сопряжённая гимнастика - это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Основная часть (5 мин.):
Апробируем новую технологию в рамках тренинга?
Слайд 3
Правило № 1. Сопряжённую гимнастику рекомендуется проводить, сидя перед зеркалом.
Слайд 4.
Правило № 2. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп.
Приступим. Перед каждым упражнением сделаем разминку, состоящую из двух этапов:
Слайд 5
Самомассаж рук можно провести как угодно и с чем угодно.
Вот один из вариантов, который начинается с лёгкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой (надеваем перчатки, называя каждый палец). Далее проводится растирание ладоней друг об друга.
Слайд 6
2) Еще один из вариантов – «Су-джок терапия» – дети перекатывают мячик-ёжик между ладонями, потом по плоскости, вкруговую и т. д. Есть ещё металлические колечки, которые мы сейчас будем применять.
Игра с Су-джоком «Котёнок – растеряша»
Колечко су-джока левой рукой катать по очереди по правой, начиная с мизинца.
Этот маленький котёнок потерял свой свитерок.
Этот маленький котёнок тёплый потерял носок.
Этот маленький котёнок мёрзнет в стужу и в мороз.
Этот маленький котёнок отморозил себе нос.
Этот маленький котёнок заболел: «Апчхи, апчхи».
«Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(спрячьте большой палец в кулачок).
Слайд 7-8
Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Музиком»
(О.Н. Арсеневская)
- Вот мы размяли ручки и пальчики. Теперь мы разомнём язычок:
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Мы начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят!
После разминки можно начинать сопряжённую гимнастику, где взрослый произносит текст, а дети показывают руками и языком.
Слайд 9
Сопряжённую гимнастику могут делать даже самые маленькие детки.
Для них достаточно одного предложения, например: «Идём в лес» -
Текст - пальчики пошли в лес.
Язык – движение языка вверх-вниз.
Руки - ходьба указательным и средним пальцами.
Слайд 10
Далее усложняем задание, произносим два предложения, например: «Киска сердится» -
«На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка».
Руки - соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.
Язык - улыбнуться, открыть рот, кончиком языка упереться в нижние резцы.
Слайд 11
«Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает».
Руки соединить в щепотку, опустить вниз.
Язык – выгнуть «горкой», упираясь кончиком языка в нижние резцы.
Слайд 12.
Итог
Такие игры позволяют ребёнку последовательно и легко передать содержание упражнения.
Я считаю, что, поскольку сопряжённая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ! А вы, уважаемые коллеги, как думаете? Спасибо за внимание!