Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясногорская средняя общеобразовательная школа
Тренинг педагогов
Выполнила: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Сидько Татьяна Михайловна
Музыка знакомство
Упражнение «Журнал небылицы в лицах»
Ведущий просит участников группы представить, что каждый из них является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т.д.). После чего ведущий начинает сказку:
«Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...»
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: ”Продолжение следует в номере «......” журнала. Участник, чей номер был озвучен, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Член группы должен сказать: ”Продолжение следует в номере «......” журнала. Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в номере «......” журнала. По завершению работы осуществляется рефлексия.
В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?
Упражнение с картиной «Звуковая гимнастика»
Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)
А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение
Упражнение “Крокодил”.
Цель: формирование групп.
Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:
Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!
Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.
Упражнение “Модальность”
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”. Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.
“Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
“Ты должен хорошо учиться!”
“Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
“Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
“Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
“Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
“Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
“Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
“Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

Низ каждого квадрата — это материальный план, а верх квадрата — это духовный план бытия.
Левая треть квадрата — это прошлое, середина — настоящее и правая треть квадрата — будущее.
Если у Вас на рисунках есть законченные объекты — например животное, какой то знак — поищите в Интернете символическое значение этих объектов.
Назовите каждый рисунок — это даст дополнительную информацию по теме квадрата, даже если рисунок символический — все равно попробуйте дать ему название.
Поскольку основной анализ Вы будете делать самостоятельно — эта информация может Вам дать много нюансов.
Инструкция к тесту 6 квадратов:
Инструкция: дорисуйте последовательно (справа налево и сверху вниз — начиная с левого верхнего квадрата с точкой) рисунок в каждом из 6 квадратов.
Рисуйте быстро, не задумываясь и не пытаясь угадать, что должно быть нарисовано и как это будет расшифровано.
В психоаналитических тестах нет заранее готовой интерпретации и оценки тестового материала.
Расшифровка теста 6 квадратов
Краткое значение каждого из 6 квадратов-рисунков, которое призвано лишь натолкнуть Вас на собственный инсайт — открытие о себе.
Квадрат № 1 ЦЕЛИ
Рисунок, который Вы дорисовали в этом квадрате показывает какой характер имеют Ваши цели.
Если через точку в центре Вы провели линию или несколько лини — смотрите в какую сторону направлен рисунок, сколько этих линий-целей.
Когда точка становится центром фигуры, возможно сейчас у вас есть генеральная цель, которой вы следуете. Если точка — глаз какого-либо существа, то вы очень хорошо представляете себе, чего хотите.
Если же вы нарисовали рядом много других точек, значит, у вас много целей и вы не можете выбрать главную.
Квадрат № 2 КОНФОРМИЗМ
Ваш рисунок во втором квадрате говорит о том, насколько вы подвержены влиянию со стороны других людей или чужих идей.
Если вы нарисовали еще одну волнистую линию или больше, вы зависимы от мнения других.
Если у вас появился самостоятельный объект — кораблик, самолет или еще что-то, — вы склонны к самостоятельному принятию решения.
Сам по себе объект в этом рисунке сообщает насколько вы консервативная или творческая личность.
Квадрат № 3 ДОМ
Рисунок 3 квадрата показывает ваше отношение к семье и к дому.
Маленький квадратик на рисунке показывает ценности дома и семейные принципы, а все остальное — внешний мир.
Где у вас больше элементов, туда больше направлено ваше внимание.
Если маленький квадрат стал окошком, а остальное пространство — комнатой, значит, семья для вас — все, а остальной мир — лишь фон.
Упражнение «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации
Ведущий: Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.
РЕФЛЕКСИЯ