СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировка физическая культура физическая нагрузка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура и искусство. Физическая нагрузка и искусство

Просмотр содержимого документа
«Тренировка физическая культура физическая нагрузка»

18



КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА





И.Л.Бровкина, Н.Я.Прокопенко




ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ

ФИЗКУЛЬТУРЫ















Учебно-методические рекомендации для студентов и врачей.























КУРСК – 2000


УДК 615.825(07)

ББК 53,54

Л 26



Печатается по разрешению редакционно-издательского совета КГМУ


 И.Л. Бровкина, Н.Я. Прокопенко

Общие основы лечебной физкультуры, – Курск, КГМУ – 2000, стр. 16





Настоящее учебно-методическое пособие содержит материал, не нашедший достаточно полного отражения в учебной литературе по клиническим дисциплинам, изучаемым в медицинских ВУЗах. Пособие имеет целью привлечь внимание студентов и врачей к вопросам механизмов компенсации при занятиях физическими упражнениями, классификации их, учета эффективности при занятиях лечебной физкультурой.






Рецензент: зав. каф. терапии, д.м.н., профессор

Л.И. Князева.


















Лечебная физкультура – это самостоятельная дисциплина, она имеет определенное содержание, задачи, свою теорию и методику. Предметом исследования лечебной физкультуры является рациональное применение средств физкультуры к больному человеку и изучение тех изменений, которые наступают у больных под влиянием регулярного применения физических упражнений.

Лечебная физкультура – относительно молодая дисциплина, но основные средства лечебной физкультуры (физические упражнения) уже давно известны в практической медицине. В Древнем Китае применялись упражнения при лечении искривлений позвоночника, переломах и вывихах, врачами распространялись сведения по применению гимнастики и массажа. Большими практическими знаниями располагали индусы. Достаточно сказать, что дыхательная гимнастика йогов включает многие дыхательные упражнения, которые применяются и в наше время. Следует отметить заслуги представителей Греции и Древнего Рима: Гиппократа, Галена, Аристотеля и др.

Современная физическая культура, построенная на строгой научной основе, наряду с изысканием новых форм и методов, впитала в себя все наиболее ценное, достигнутое человечеством за многовековую историю своего развития.

Развитие лечебной физкультуры у нас в стране связано с именами П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, И.М. Саркизова-Серазини, Б.А. Ивановского, В.В. Гориневской и др. Лечебная физкультура занимает ведущее место в системе реабилитации больных.

Под лечебной физкультурой понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебной и профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса. Однако лечебная физкультура преследует не только лечебные и лечебно-профилактические задачи, ее обязательным элементом является воспитание таких качеств, как быстрота реакции, координации, ловкость, выносливость, сила, смелость и решительность и др., необходимых каждому для общественно-трудовой деятельности. Поэтому лечебная физкультура является не только лечебным, но и лечебно-воспитательным процессом.

Лечебная физкультура является методом неспецифической терапии.

Продукты белкового распада, образующиеся в тканях при выполнении физических упражнений, стимулируют тканевой обмен, через нервные и гуморальные механизмы влияют на повышение нервно-мышечного тонуса. Физические упражнения как своеобразный раздражитель стимулируют функции тканей, вызывают общую реакцию – изменение обмена веществ, повышение окислительных процессов, улучшение состава крови, десенсибилизацию, ускорение вялотекущих процессов и пр. В связи с этим лечебная физкультура является методом активной общей терапии.

Лечебную физкультуру надо также рассматривать как метод патогенетической терапии, т.к. систематическое использование физических упражнений больным человеком способно влиять на реактивность организма, изменяя как общую реакцию, так и местное ее проявление. При этом в общую реакцию организма вовлекаются обычно и те физические механизмы, которые участвовали в патологическом процессе.

Принципы патогенетического лечения лежат в основе применения лечебной физкультуры, например, при заболеваниях дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и др.

Лечебная физкультура является также методом функциональной терапии. Систематическая тренировка физическими упражнениями приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам и, улучшая корреляцию физиологических механизмов, в конечном итоге приводит к повышению функциональной адаптации больного. Однако важным условием осуществления тренировки в лечебной физкультуре является адекватность нагрузки физическим возможностям больного.

Достижения отечественной физиологии, биохимии и других дисциплин дали возможность правильно оценить физическое упражнение как сложный неспецифический раздражитель, затрагивающий почти все функции человека.

Нервный механизм в действии физических упражнений на больного является основным. Влияние физических упражнений на нервно-психическую сферу больного выражается в снижении, а иногда и в снятии психогенного тормоза, который имеет место при заболеваниях и травмах. Назначение лечебной физкультуры с активным участием больного в процессе упражнения улучшает влияние коры головного мозга в регулировании физиологических процессов. Регулирующее и стимулирующее влияние коры головного мозга на нервно-мышечные и вегетативные процессы и на мобилизацию всех физиологических систем лежит в основе механизма выздоровления больного.

В процессе тренировки происходит перестройка функций нервной системы. Эта динамическая перестройка лежит в основе восстановления двигательной функции. Принципы упражняемости, слаженного и длительного участия в упражнениях всех звеньев нервно-мышечной системы приводят к развитию компенсаторного процесса, при котором достигается автоматизация движений и развитие навыка.

В свою очередь механизм компенсации проявляется замещением функций. Тренировка физическими упражнениями больных создает новые моторные центры в соседних извилинах и стимулирует участие премоторной зоны в восстановлении движения.

Несомненно, что все три основных нервных механизма действуют в теснейшей связи друг с другом.

О психогенном действии физических упражнений говорит то, что уже одно созерцательное восприятие физической нагрузки вызывает сдвиги со стороны кровообращения, дыхания и других систем.

Положительные эмоции стимулируют различные физиологические механизмы и в то же время отвлекают больного от болезненных переживаний. Чувство удовлетворения, которое возникает у больных от проделанной мышечной работы повышает в них уверенность в своих силах, создает бодрое настроение.

Активное физическое упражнение как безусловно-условный рефлекс сказывается на усилении регулирующего влияния нервной системы на функционирующие органы.

Для достижения терапевтического эффекта при применении ЛФК важным элементом является соблюдение адекватности между величиной физической нагрузки и реакцией организма.

В оценке механизма физических упражнений на больного следует учитывать, что процесс тренировки улучшает тканевой обмен, стимулирует пластические созидательные процессы в тканях, усиливает ассимиляционные трофические процессы.

Наблюдаемое при дозированной тренировке повышение гемоглобина, увеличение количества эритроцитов, уменьшение сдвига влево, а также возрастание фагоцитарной функции лейкоцитов указывает на то, что физические упражнения являются стимулятором ретикуло-эндотелиальной системы.

Тонизирующее (стимулирующее) действие физических упражнений. Тонизирующее действие физических упражнений выражается прежде всего в стимуляции моторно-висцеральных рефлексов. Усилие афферентной импульсации проприорецепторов стимулирует клеточный метаболизм в нейронах центрального звена двигательного анализатора, вследствие чего усиливается трофическое влияние ЦНС на скелетную мускулатуру и внутренние органы, т.е. на весь организм.


Трофическое действие физических упражнений. Общеизвестно трофическое влияние физических упражнений в фазе формирование регенерата, замещающего дефект. В основе его лежит активизация пластических процессов при повышенной доставке белков, обеспечивающей компенсацию затрат энергии на мышечную работу. Лечебное применение физических упражнений способствует формированию наиболее полноценной структуры регенерата.

Трофическое действие физических упражнений может проявится в виде регенерационной или компенсаторной гипертрофии. Регенерационная гипертрофия протекает в форме более интенсивной физиологической реакции тканевых элементов.


Нормализация патологических измененных функций и целостной деятельности организма. ЛФК – это прежде всего терапия, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных резервов организма для ликвидации патологического процесса.

Порядковые упражнения имеют большое воспитательное значение, как фактор дисциплинирующий и организовывающий группу. Нагрузка небольшая, т.к. основным элементом является ходьба. К порядковым упражнениям относятся: построение, перестроение, разминание, ходьба для различных перестроений (в обход по кругу, по диагонали и т.д.).

Подготовительные и вводные упражнения. Цель их – постепенно адаптировать организм к физический нагрузке и умеренно воздействовать на все виды мышц, чтобы подготовить больного к выполнению сложных и трудных специальных упражнений. В связи с этим подготовительные упражнения применяются вслед за порядковыми. К подготовительным упражнениям относятся различные элементарные движения рук и ног, корпуса, которые могут применяться только в трех И.П.: стоя, сидя и лежа. Упражнения используются без снарядов, со снарядами и на снарядах.

Дыхательные упражнения в лечебной физкультуре. Под дыхательными упражнениями понимают те упражнения, которые способствуют воспитанию правильного дыхания и развития функции внешнего дыхания.

1. Упражнения в статическом дыхании (выполняются без движений рук и корпуса); 2. Упражнения в динамическом дыхании (сопровождаются движениями рук и корпуса); 3. Специальные дыхательные упражнения, которые способствуют преимущественно развитию отдельных участков дыхательного аппарата и дыхания. Дыхательные упражнения в лечебной физкультуре применяются с целью:

  1. Обучения больного правильному дыханию.

  2. Снижения физической нагрузки (метод дозирования).

  3. Специального воздействия на дыхательный аппарат (при сердечно-сосудистых заболеваниях и поражениях органов дыхания, при плевральных спайках, эмфиземе, послеоперационных состояниях и др.). Весьма важно при выполнении физических упражнений правильно сочетать их с дыхательными упражнениями. Вдоху соответствует поднятие и разведение рук, выпрямление туловища, отведение ног, момент меньшего усилия; выдоху – сгибание туловища, сведение и опускание рук, момент большого усилия в данном упражнении.

Корригирующие упражнения широко применяются для исправления имеющегося недостатка, например, при сколиозе, плоскостопии, контрактурах конечностей. Этими упражнениями следует растягивать укороченные мышцы и укреплять растянутые и расслабленные.

Упражнения в равновесии и для тренировки вестибулярного аппарата имеют большое значение при лечении больных, долго пролежавших в постели, перенесших сотрясение, ушиб или ранении мозга, с гипертонической болезнью и других случаях, где имеет место нарушение функции вестибулярного аппарата. Упражнения следует включать осторожно и с обязательной страховкой больного.

Упражнения на развитие координации движений – расстройство координации движения вызывает сама болезнь и лишение нормального двигательного режима больных, поэтому широко используются в ЛФК. Упражнения в висах и упорах рекомендуются для развития силы и иногда для восстановления подвижности в суставах, вытяжении позвоночника. Чаше применяются смешанные висы (при них меньше нагрузка, они не нарушают движения и не повышают АД в малом круге кровообращения). Упражнения с элементами художественной гимнастики – очень эмоциональные, создают хорошее настроение, способствуют развитию чувства ритма, координации движений, образованию двигательных навыков. Физические упражнения стимулируют деятельность эндокринных желез, усиливают действие медикаментов и других лечебных средств (климатических, бальнеологических и др.) при правильном сочетании с ними. Занятия физическими упражнениями способствуют укорочению сроков между так называемым клиническим и функциональным выздоровлением.


Средства лечебной физкультуры.

К средствам лечебной физкультуры относятся: физические упражнения, массаж, естественные факторы природы.

Физические упражнения представляют собой специально подобранные, неоднократно проводимые, систематически проводимые, направленные на выработку определенного двигательного навыка упражнения. Физические упражнения в целях их практического использования разбиваются на следующие виды:

  1. Упражнения гимнастические, которые подразделяются на общеразвивающие и дыхательные.

  2. Спортивно-прикладные, которые включают элементы спорта – плавание, гребля, бег, ходьба, метание, прыжки и т.д.

  3. Игры, разделяющиеся на малоподвижные, подвижные, спортивные и игры на месте.

Упражнения общеразвивающие представляют собой наиболее обширную группу движений. Их систематизацию в лечебной физкультуре необходимо рассматривать исходя из четырех признаков: анатомическому, активности выполнения, характера упражнений и использования снарядов.

  1. По анатомическому признаку упражнения делятся для: а) верхних конечностей, б) верхних конечностей и плечевого пояса, в) плеча, спины и затылка (тип выгибания), г) мышц шеи, д) мышц корпуса, е) мышц брюшного пресса и тазового дна, ж) мышц нижних конечностей.

  2. По признаку активности – а) пассивные, б) активные с помощью, в) активные, г) с усилием волевым или преодолевающим, д) для расслабления отдельных мышечных групп.

Активные упражнения – выполняются самостоятельно самим больным, оказывают воздействие на организм, тренируют и совершенствуют в нем условно-рефлекторную деятельность и двигательные навыки, улучшают трофику, мобилизуют компенсаторные механизмы организма, укрепляют мускулатуру.

Разновидность активных упражнений:

  1. Посылка импульсов

  2. Упражнения в статическом напряжении

  3. Упражнения в расслаблении – отдых

  4. Упражнения с помощью другого лица

  5. Упражнения облегченные, из облегченного исходного положения (И.П.)

  6. Упражнения на растягивание мышц

  7. Упражнения с волевым напряжением

  8. Упражнения с сопротивлением

Пассивные упражнения – с помощью рук, ног (здоровых), лечение положением. По признаку использования снарядов – без снаряда, со снарядом (гантели, медицинболы, мячи, булавы), упражнения на снарядах – сюда относятся механотерапия, применяются в ЛФК для усиления или «наоборот» для облегчения физической нагрузки, для разнообразия упражнений и т.п. Кроме указанного выше деления всех упражнений можно разделить по характеру следующие виды:

  • порядковые

  • подготовительные

  • дыхательные

  • корригирующие

  • в равновесии и для тренировки вестибулярного аппарата

  • на развитие координации движений

Спортивно-прикладные упражнения применяются обычно в поздние сроки, а при удовлетворительном состоянии больного и в более ранние сроки. Ходьба, бег, метания, прыжки и ползания оказывают значительное физиологическое воздействие на организм, повышают его работоспособность и благотворно влияют на нервную систему. Ходьбу применяют с лечебной целью при многих заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, при нарушениях обмена веществ, при лечении травм и поражениях органов движения и т.д.

Метание мячей и медицинболов являются прекрасным средством для развития координации движения, укрепления различных мышечных групп и улучшения подвижности в суставах верхних конечностей.

Ползания – чаще всего применяются как специальные упражнения при искривлениях и переломах позвоночника (ползание на четвереньках). Плавание – применяется при лечении больных с неврозами, заболеваниями суставов, мышечными атрофиями, контрактурами, ожирением, сердечно-сосудистой системы и др.

Лыжный спорт применяется в ЛФК в виде лыжных прогулок при туберкулезе, нарушениях обмена веществ, малокровии, деформациях грудной клетки, детренированности сердечно-сосудистой системы.

Игры по степени физической нагрузки делятся на 4 вида: игры на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные. Из спортивных игр применяются: городки, волейбол, теннис, бадминтон.

Двигательный режим и гигиенический режим – при правильной их организации могут влиять на всю физическую подвижность больного, изменяя ее в интересах правильного лечения, а по мере улучшения состояния здоровья, режим движений постепенно расширяется.

Организация здоровой окружающей среды всегда входила в понятие физкультуры. Применение физических упражнений достигает своих целей только при соответствующих гигиенических условиях (достаточный приток свежего воздуха, его чистоты и т.д.).

Следующим средством ЛФК является массаж и закаливание.

Массаж – система приемов механического воздействия на тело массируемого при помощи рук массажиста. Он является разновидностью пассивной гимнастики, будучи по характеру физического влияния на организм очень сходным с гимнастикой, в этом случае он оказывает лучшее терапевтическое воздействие.

Приспособляемость организма к изменяющимся метеорологическим условиям называется закаливанием. Элементы закаливания в той или иной мере всегда используют в лечебной физкультуре.

Для целей закаливания применяют в основном естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.

а) солнце – облучение и солнечные ванны;

б) воздух – аэрация в процессе применения ЛФК, воздушные ванны;

в) вода – обтирания общие и частичные, обливания и души гигиенические, купания в пресной воде и море. Имеют наибольшее применение на курортах и санаториях. Большая величина кожных покровов у детей обуславливает более быстрое, чем у взрослых охлаждение и перегревание. Закаливание к холоду путем применения, например, водных процедур улучшает процессы теплорегуляции у детей, чему способствует тренировка, смена сокращений кожных сосудов, их расширение.

Кожа активно участвует в газовом обмене и обмене веществ. Для правильного кожного дыхания необходимо систематическое соприкосновение открытой части кожи с воздухом. Ребенок крайне чувствителен к недостатку свежего воздуха, поэтому свежий воздух – самое эффективное средство закаливания детского организма. Кожа ребенка тесно связана обильными нервными связями с центральной нервной системой и ее вегетативными отделами. Раздражения, поступающие из местной среды в процессе закаливания, возбуждают рецепторный аппарат и передаются в кору головного мозга, откуда формируются ответные реакции к различным системам и органам. Под действием солнечных лучей улучшается общее состояние ребенка, состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные свойства организма, нормализуется сон, повышается эмоциональный тонус. Под действием солнечных лучей (УФО) кожа ребенка обладает свойством вырабатывать из содержащегося в ней провитамина Д, витамина Д-3, что способствует отложению солей кальция в костях.


Формы проведения лечебной физкультуры.

Формы проведения ЛФК определяются задачами терапевтической помощи больному и возможностям применения тех или иных видов физических упражнений.

Основными формами являются: УГГ, занятие лечебной гимнастикой, игровой урок, терренкур, прогулки, экскурсии и ближний туризм, различные виды спортивных упражнений.

Трудовая терапия – тоже форма ЛФК. Роль труда в развитии человеческого индивидуума и человеческого общества трудно переоценить. Мысль лечить трудом не нова. Трудотерапия широко используется с различными терапевтическими целями при нервно-психических заболеваниях. Трудотерапию организуют в виде самообслуживания, работы в саду, на огороде и в специальных мастерских (столярных, переплетных, швейных, вязальных и т.д.).

Лечебная гимнастика – основная форма применения лечебной физкультуры. Подбор физических упражнений и методика их применения определяются особенностями заболевания, степенью функциональных нарушений и общим состоянием больного, т.е. применение лечебной гимнастики осуществляет лечебные задачи.

При занятиях ЛГ используется в основном гимнастический метод, который дополняется применением игр (малоподвижных и подвижных). Занятия обычно проводятся 1 раз в день. Но при различных травмах и заболеваниях, сопровождающихся нарушением функции органов движения и опоры, при необходимости дробного дозирования нагрузки, помимо занятий лечебной гимнастикой, больным назначают самостоятельные занятия. Каждое занятие лечебной гимнастики строится по определенному плану, который включает 3 раздела – вводный, основной (упражнения этого раздела отражают особенности частной методики лечебной физкультуры при определенном заболевании) и заключительный.

Регулирование нагрузки обычно производится при помощи так называемой физиологической кривой, которая представляет графическое изменение частоты пульса под влиянием физических упражнений.

В начале курса лечения физиологическая кривая должна быть более отлогой. Дозированное применение физических упражнений в процедурах ЛФК достигается за счет разнообразных методических условий:

  1. Выбор и.п. – исходные положения должны быть наиболее целесообразными для определенной категории больных. Так, при проведении лечебной физкультуры у больных с НК оптимальным исходными положением могут быть те положения, при которых создаются лучшие условия для кровообращения, например: а) лежа, б) лежа с высоким положением головы и корпуса, в) сидя и др.

Вторым условием, определяющим выбор и.п. будет характер упражнений. Различные и.п. меняют степень сложности упражнения и обуславливают его различный физиологический эффект. Так, например, для воздействия на брюшной пресс лучше выбрать и.п. лежа на спине.

Большая площадь опоры, удобство общего положения, движения конечности в горизонтальной плоскости облегчают выполнение движений и, наоборот, уменьшение площади опоры, повышение центра тяжести, движение конечностей в вертикальной плоскости усложняет выполнение движений.

  1. Подбор упражнений по анатомическому признаку. При этом учитывают количество и величину мышечных групп (мелкие, средние, крупные), участвующих в выполнении данного движения (количественный фактор нагрузки).

Это позволяет осуществить принцип постепенности в усилении физической нагрузки. Анатомическая оценка каждого движения позволяет правильно дозировать нагрузку отдельных частей опорно-двигательного аппарата. Применяются упражнения с локальной нагрузкой : а) на мышцы шеи, б) на мышцы конечностей и т.д.

  1. Принцип рассеивания нагрузки. При проведении лечебной гимнастики необходимо, чтобы общая нагрузка не концентрировалась на отдельных мышечных группах, а равномерно распределялась по всей скелетной мускулатуре.

При создании общего фона, физическую нагрузку распределяют последовательно на различные мышечные группы.

  1. Повторяемость упражнений. Количество повторений несомненно отражается на величине нагрузки. Каждое упражнение общеукрепляющего типа повторяют 5-6 раз. При выполнении сложных в координационном отношении упражнений число их уменьшается. Дыхательные упражнения повторяют 3-4 раза. Пассивные упражнения повторяются большее число раз (так, для двигательных участков конечностей до 20 раз).

  2. Темп движений может быть медленный, средний и быстрый и определяется особенностью патологического процесса и клинической картиной заболевания. Темп движения ускоряется на фоне улучшения общего состояния больного. Кроме того темп зависит о величины мышечных групп, участвующих в упражнении, от характера упражнения: упражнения для более мелких мышечных групп выполняются в более быстром темпе, сложные в координационном отношении в более замедленном темпе.

  3. Ритм движений – сохраняет большую работоспособность. Ритмичные сокращения и последующие расслабления связаны с течением химических процессов в работающей мышце.

Сократительная фаза – (анаэробная) – расщепительные (диссимиляционные) процессы, фаза расслабления (аэробная) – восстановительные процессы. Чередование сокращения и расслабления мышечных групп, активируя крово и лимфообращение, способствуют сохранению расходов энергии и большему проявлению работоспособности.

  1. Амплитуда движений. Упражнения, совершаемые с большей экскурсией создают несомненно и большую нагрузку.

  2. Точность выполнения движений. Физические упражнения дают хороший эффект при правильном их выполнении. При этом учитывается не только ритм, темп, экскурсия, усилие, но и правильное сочетание движений с дыханием.

  3. Простота и сложность движений. Они характеризуются большим или меньшим охватом мышечной системы, а также координационным навыком, что усиливает или уменьшает нагрузку.

  4. Степень усилия при выполнении движений. Степень усилия (напряжение) – является фактором, усложняющим движение и активирующим реактивный ответ организма. Благодаря этому, изменяя степень усилия в выполняемых физических упражнениях, можно изменить нагрузку в процедурах в сторону уменьшения или увеличения.

  5. Эмоциональный фактор. Интересное, живое и разнообразное использование физических упражнений вызывает у больного радостные эмоции в значительной степени повышает терапевтическое значение лечебной физкультуры.

  6. Методика использования дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения используются со следующими целями: а) обучать больного правильному дыханию (дыхание должно быть полным, спокойным, глубоким с участием всех звеньев дыхательного аппарата, носовым, с усиленным углубленным выдохом; б) специально воздействовать на дыхательный аппарат (плевральные спайки и др.); в) снижать физическую нагрузку, поэтому, чем тяжелее состояние больного, тем чаще включаются дыхательные упражнения. Следует учитывать, что лучшие условия для вентиляции верхушек легких создаются при проведении «статических дыхательных упражнений с и.п. рук на талии, а если и.п. рук на уровне головы или выше – лучше вентилируются нижние отделы легких.

Правильная техника дыхательных упражнений учитывает следующие положения: а) вдох соответствует выпрямлению корпуса, разведение рук к моменту меньшего усилия в данном упражнении; в) выдох соответствует сгибанию корпуса, сведению или опусканию рук и моменту большого усилия в данном упражнении.

Таким образом, все приведенные методологические элементы позволяют варьировать нагрузку в процедурах лечебной гимнастики, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.


Методика проведения процедур.


Индивидуальный метод.

Групповой метод – наиболее распространен.

Консультативный метод – применяется, например, при лечении на дому, при этом больной периодически является к врачу для повторного осмотра и получения указаний к дальнейшим занятиям.

Весь курс применения ЛФК обычно делят на 3 периода:

  1. Вводный – обычно занимает несколько дней, в этот период больные постепенно адаптируются к занятиям.

  2. Основной период – самый продолжительный 1-3 месяца, когда достигаются основные цели лечебной физкультуры.

  3. Заключительный период – в это время закрепляются достигнутые результаты лечения, и больной подготавливается к самостоятельным занятиям на дому; обычно продолжается 7-10 дней.

В стационаре ЛФК проводится в следующих формах:

  1. Гигиеническая гимнастика с лежачими больными, а также с больными, которым разрешено ходить.

  2. Групповые занятия с больными, имеющими однородные повреждения.

  3. Индивидуальные занятия с больными, которые нуждаются в индивидуальной дозировке физической нагрузки.

  4. Самостоятельное выполнение больными упражнений по индивидуальному заданию.

Кабинет лечебной физкультуры посещают:

  1. Больные, лечившиеся в стационаре, которым после выписки рекомендовано продолжить занятия ЛФК.

  2. Амбулаторные больные данной поликлиники.

  3. Больные, направленные на лечение другими поликлиниками, не имеющими кабинета лечебной физкультуры.

В условиях санаториев и курортов, помимо форм ЛФК, используемых в стационаре, широко применяется терренкур, а также элементы спорта, простейшие спортивные соревнования, дозированная ходьба, прогулки, экскурсии и ближний туризм.


Медицинская документация и методы учета

эффективности занятий лечебной физкультурой.


В кабинете ЛФК на каждого больного заполняется учетная карта по лечебной физкультуре (ф.42-а), но следует отметить, что основным документом является история болезни или амбулаторная карта больного, в которой врач должен записывать все назначения, касающиеся ЛФК: характер двигательного режима, ГГ, ЛГ, прогулки, массаж, трудотерапию и т.п. В этапных и заключительных эпикризах, лечащий врач должен отметить регулярность занятий, количество проведенных занятий, рекомендации по проведению занятий. Врач лечебной физкультуры заносит в историю болезни результаты своих осмотров и рекомендации по дальнейшему применению ЛФК. Замечания, рекомендуемые инструктору он записывает в ф.42-а. При проведении занятий ЛФК, необходимо проводить врачебный контроль за реакцией организма. Наиболее простым методом является определение частоты пульса и ритма сердечных сокращений, частоты дыхания и степени утомляемости. С целью определения эффективности действия ЛФК на организм, проводят систематические осмотры (с динамометрией, спирометрией и т.д.) соответственно характеру заболевания, функциональные пробы для определения состояния нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Положительная динамика результатов осмотра, инструментальных исследований и функциональных проб, говорит о благоприятном лечебном действии средств ЛФК. Лечебная физкультура, как метод лечения является частью комплексной терапии. В зависимости от характера заболевания, покой и движение применяются в различном сочетании. Покой больному показан, как временный элемент его режима, как необходимая лечебная мера; покой и движение дополняют друг друга.

Лечебная физкультура успешно дополняет влияние на организм больного лекарственных средств, усиливает терапевтические результаты избирательного действия лекарств.

Как элемент комплексного лечения больных, ЛФК удачно сочетается с различными физическими методами лечения. Те изменения, которые возникают в организме под влиянием действующих на больного физических агентов, дополняются активным тонизирующим и тренирующим влиянием физических упражнений.

Таким образом, лечебная физкультура является методом активной функциональной терапии, соответствует основным принципам отечественной медицины, осуществляя как лечебное, так и профилактическое ее направление.





































Литература.


  1. В.Н. Мошков. Общие основы лечебной физкультуры. М., 1963.

  2. Д.А. Винокуров. Частные методики лечебной физической культуры, «Медицина», 1970.

  3. М.Р. Могендович, И.Б. Темпин. Физиологические основы лечебной физкультуры, изд. «Удмуртия, Ижевск», 1975.

  4. Лечебная физическая культура в хирургии. Под ред. В.К. Добровольского, «Медицина», Л. 1976г.

  5. Руководство по кинезотерапии. Под ред. Л. Бонева и др., «Медицина и физкультура», София, 1978.

  6. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей под ред. А.Ф. Каптелина и И.П. Лебедевой, М., «Медицина», 1955., стр. 9-48.

  7. В.И. Дубровский. Лечебная физкультура, М., «Владос», 1999.

  8. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации под ред. А.Ф. Каптелина и И.П. Лебедевой, М., «Медицина», 1995.

























































Издательство Курского государственного

медицинского университета.


305033, г. Курск, ул. К.Маркса, 3



Лицензия ЛР №0208868 от 14.04.94.



Сдано в набор 15.10.99. Подписано в печать 17.01.2000.

Бумага типографская.

Заказ №701. Тираж 100.