СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тревожные дети как с ними работать

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа с тревожными детьми, рекомендации 

Просмотр содержимого документа
«Тревожные дети как с ними работать»

Тревожные дети Коррекция тревожности и страхов школьников Автор: Андреева Елена Дмитриевна

Тревожные дети

Коррекция тревожности и страхов школьников

Автор: Андреева Елена Дмитриевна

Описание проблемы, ее актуальность Понятие о тревожности, тревоге, страхе в современной психолого-педагогической литературе Причины тревожности у детей Признаки тревожности Виды тревожности Виды страхов Классификация тревоги Рекомендации учителю Примеры заданий, упражнений по решению данной проблемы Дидактический материал Список литературы
  • Описание проблемы, ее актуальность
  • Понятие о тревожности, тревоге, страхе в современной психолого-педагогической литературе
  • Причины тревожности у детей
  • Признаки тревожности
  • Виды тревожности
  • Виды страхов
  • Классификация тревоги
  • Рекомендации учителю
  • Примеры заданий, упражнений по решению данной проблемы
  • Дидактический материал
  • Список литературы

Описание проблемы, ее актуальность

  • Тревожность детей – прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Она изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению необдуманных поступков.
  • Тревожность – обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенности и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия.
  • Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда может ее либо развивать, либо подавляет, способствует или препятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10 -12 годам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характера. Врожденная или сформированная склонность ребенка впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение.
Понятие о тревожности, тревоге, страхе в современной психолого-педагогической литературе Тревожность – 1. эмоциональное состояние человека, особенность характера или черта личности (Подласый И.П.);  2. переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности (Кулагина И.Ю.);  3. индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения (Лютова Е.К).  Тревога – 1. ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего (Подласый И.П.);  2. эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы (Овчарова Р.В.);  3. эпизодические проявления беспокойства и волнения (Лютова Е.К.).  Страх - 1. аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия (Овчарова Р.В.)  2. специфическая эмоция, выделяемая в отдельную категорию, одна из составляющих тревоги (Э. Изард).

Понятие о тревожности, тревоге, страхе в современной психолого-педагогической литературе

  • Тревожность – 1. эмоциональное состояние человека, особенность характера или черта личности (Подласый И.П.);
  • 2. переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности (Кулагина И.Ю.);
  • 3. индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения (Лютова Е.К).
  • Тревога – 1. ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего (Подласый И.П.);
  • 2. эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы (Овчарова Р.В.);
  • 3. эпизодические проявления беспокойства и волнения (Лютова Е.К.).
  • Страх - 1. аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия (Овчарова Р.В.)
  • 2. специфическая эмоция, выделяемая в отдельную категорию, одна из составляющих тревоги (Э. Изард).
Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент); Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами; Следствие перенесенных заболеваний; Результат запугивания ребенка взрослыми; Плод чрезмерного детского воображения; Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных; Проявление инстинкта самосохранения; Результат «запрещающего» воспитания; Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям; Следствие депривации – чувства обездоленности, недоступности.
  • Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
  • Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;
  • Следствие перенесенных заболеваний;
  • Результат запугивания ребенка взрослыми;
  • Плод чрезмерного детского воображения;
  • Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;
  • Проявление инстинкта самосохранения;
  • Результат «запрещающего» воспитания;
  • Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;
  • Следствие депривации – чувства обездоленности, недоступности.
Повышенная возбудимость, напряженность, закрытость; Страх перед всем новым, неизведанным, необычным; Неуверенность в себе, заниженная самооценка; Ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родителей; Развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали; Безынициативность, пассивность, ожидания приказаний от старших; Склонность помнить больше плохое, чем хорошее; Боязнь общения с новыми людьми; Нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от начатого дела из-за боязни его провалить; Неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т.п.
  • Повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
  • Страх перед всем новым, неизведанным, необычным;
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • Ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родителей;
  • Развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
  • Безынициативность, пассивность, ожидания приказаний от старших;
  • Склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
  • Боязнь общения с новыми людьми;
  • Нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от начатого дела из-за боязни его провалить;
  • Неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т.п.
Ситуативная – возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые, как он знает, не одобряются близкими взрослыми. Личностная – появляется в том случае, если родителям не свойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле. (Кулагина И.Ю.) Школьная – выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. (Овчарова Р.В.)
  • Ситуативная – возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые, как он знает, не одобряются близкими взрослыми.
  • Личностная – появляется в том случае, если родителям не свойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле. (Кулагина И.Ю.)
  • Школьная – выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. (Овчарова Р.В.)
Возрастные – отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития; Невротические – характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; Школьные – развиваются негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, завышенными требованиями, противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа (Овчарова Р.В.)
  • Возрастные – отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития;
  • Невротические – характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности;
  • Школьные – развиваются негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, завышенными требованиями, противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа (Овчарова Р.В.)
Конструктивная – созидательная; Деструктивная – разрушительная; Реалистическая – обусловлена реальными опасностями внешнего мира и связанными с ними болезненными ощущениями (например, гром и молния, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная работа); Невротическая – вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия; Моральная – возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. (Подласый И.П.)
  • Конструктивная – созидательная;
  • Деструктивная – разрушительная;
  • Реалистическая – обусловлена реальными опасностями внешнего мира и связанными с ними болезненными ощущениями (например, гром и молния, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная работа);
  • Невротическая – вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия;
  • Моральная – возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. (Подласый И.П.)
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, в которых учитывается скорость. Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, в которых учитывается скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
    Примеры заданий, упражнений по решению данной проблемы

    Примеры заданий, упражнений по решению данной проблемы

    Критерии определения тревожности ребенка (см. стр. 281 источника №3 в списке литературы); Признаки тревожности (стр. 281, №3); Диагностическая методика «Узнай себя» (стр. 116, №7);  Метод неоконченных предложений (стр. 241, №6); Изучение рисунков детей (стр. 241, №6); Диагностика школьной тревожности (стр. 244, №6); Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (стр. 165, №1)
    • Критерии определения тревожности ребенка (см. стр. 281 источника №3 в списке литературы);
    • Признаки тревожности (стр. 281, №3);
    • Диагностическая методика «Узнай себя» (стр. 116, №7);
    • Метод неоконченных предложений (стр. 241, №6);
    • Изучение рисунков детей (стр. 241, №6);
    • Диагностика школьной тревожности (стр. 244, №6);
    • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (стр. 165, №1)
    Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону, 2003. - 448 с. Коджаспирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 190 с. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. - ТЦ «Сфера», 2003. – 528 с. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.
    • Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
    • Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону, 2003. - 448 с.
    • Коджаспирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
    • Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
    • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001. – 190 с.
    • Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.
    • Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
    • Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. - ТЦ «Сфера», 2003. – 528 с.
    • Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993. – 144 с.