ТРИЗ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
Презентация подготовлена
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
Харчевой Т.А.
Оренбургская область
2014 - 2015
ТРИЗ - т еория р ешения и зобретательских з адач Автор: Г.С. Альтшуллер, российский учёный, писатель - фантаст
ТРИЗ учит раскрывать сознание, это наука избавления от стереотипов
Она была создана как методика для поиска решения технических проблем.
Длительное её применение формировало у изобретателей такие качества мышления,
которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность
оригинальность. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ
педагогические технологии для развития мышления.
ТРИЗ - это технология, способствующая развитию творческого потенциала школьников
Уровни решения задачи, или необычное в обычном
Исполнительский уровень – это применение известных типовых
решений, общепринятых схем
Творческий уровень – изобретение (создание, проектирование) нового способа достижения цели или выполнение всех элементов конструкций по –новому, своеобразно
Вспомним историю открытий: необычное в обычном
Творческий потенциал – это
- способность творчески мыслить;
- мотивация;
- использование знаний различных разделов;
- умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь;
- способность к сотрудничеству;
- опыт технического творчества;
- продуктивность (результативность);
- банк решённых творческих задач
Для ТРИЗ характерна открытая задача
- У неё нет конкретного условия
- Отсутствует чётко сформулированный вопрос
- Неясно где и что именно требуется искать
- Не даётся алгоритмов
- Есть противоречие
- Нет единственно правильного ответа
- Есть несколько вариантов, которые надо апробировать и
выбрать наилучший
Цели и возможности ТРИЗ - технологии
Главная цель
научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов
Привлекательность ТРИЗ:
- возможность не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить
ТРИЗ учит видеть новые грани знакомых вещей.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Л.Н. Толстой «Война и мир» Приём «да – нетка»
- Этот герой участвовал в каком – нибудь сражении?
- Он имеет военные награды или поощрения?
- Совершил ли он подвиг?
- Он был влюблен в Наташу Ростову?
- Был ли герой ранен?
- Состоял ли в религиозной организации?
- Прошел ил путь духовных исканий?
- Есть ли у него дети?
- В конце романа он умирает?
- Герой - дворянин?
- Участвует в Бородинском сражении?
Плюсы приёма: связывает разрозненные факты в единую картину, систематизирует уже имеющуюся информацию
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы ТРИЗ – задача к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Семья из 6 человек живет в ужасной нищете на съемной квартире, где им отведены
убогие проходящие комнаты. Отец – пьющий, потерял работу. Мать – тяжело больна,
воспитывает 3 детей 10, 7 и 6 лет. Старшая дочь, неродная для этой женщины,
девушка 18 лет, без образования, практически безграмотна. Все её попытки честно
заработать не дают возможности хоть как – нибудь помочь семье. Каждый день она
слышит нервные истерики и стенания больной мачехи, голодный плач детей.
Самое большее, что она могла заработать, - 15 копеек в день, да и те не всегда
отдавали.
Какой выход из сложной жизненной ситуации у этой девушки?
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Метод фокальных объектов ( МФО) А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Традиционно о полковнике Скалозубе мы судим так: за него Фамусов хочет
выдать свою дочь, потому что жених завидный: «золотой мешок и метит в
генералы». Софья о полковнике говорит, что это человек, который «слова
умного не выговорил сроду», и ей всё равно: «что за него, что в воду».
Попробуем взять образ Скалозуба в «фокус» , наделить его другими всевозможными признаками и по-новому взглянуть на него?
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Метод «Пресс – конференция» А.Н. Островский «Гроза»
Пресс – конференция с критиками Писаревым и Добролюбовым (статьи «Луч света в тёмном
царстве», «Мотивы русской драмы»)
Вопросы Добролюбову: 1. Почему настала неотлагательная потребность в более
деятельных и энергичных людях? 2. Чем поражает русский характер? 3. Как формируется
идеальный характер? 4. Как Катерина старается жить? 5. Смерть – это протест? 6. Почему
смерть Катерины кажется ей отрадой?
Вопросы Писареву: 1. В каких характерах нуждается общественная и народная жизнь? 2.
Что обновляет жизнь, уничтожает глупые пороки? 3. Что заметно в поступках Катерины? 4.
Почему Катерина видит вещи в «розовом» цвете? 4. Самоубийство – глупо?
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Другая точка зрения»
Суть: представить события, явления и вещи не со своей точки зрения, а с точки
зрения другого участника события.
Примерный перечень вопросов в помощь
- Кто Я? Какой я? Чего не люблю? Что меня окружает? Откуда взялся? Что я люблю? Чего боюсь? Как я отношусь к окружающему? Моё отношение к самому себе? Я в сравнении с окружающими? Какие события в моей жизни уже были?
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил: перескажите сюжет произведения от имени мужика.
- К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»: изложите завязку (как часть сюжета) от лица раненого коня, которого обидел Филька.
- Сочинение по картине (русский язык и литература). После первоначального знакомства с картиной, которую предстоит описать, задаём вопрос: « Кто (или что) может поведать нам о том, что изображено на картине?»
Картина Е. Широковой «Друзья» ( представить события с точки зрения
собаки)
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Ассоциативный ряд»
При изучении любого произведения возможен такой вариант включения
этого приёма в урок:
как изменился наш герой на протяжении рассказа?
постижение истин – это …(Обоснуйте свой ответ).
Строится ассоциативный ряд (прозрение, взросление, открытия, становление
личности, возмужание, развитие, осознание себя человеком)
- Литературные направления, например, сентиментализм
Ассоциации : чувство, эмоции, природа
Определение: с ентиментализм – литературное направление, где чувства ставятся
выше разума
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы. Приём «Создай паспорт»
ИМЯ :
фразеологизмы
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ:
- устойчивое сочетание слов;
- слова теряют самостоятельное значение;
- смысл имеет все выражение в целом;
- смысл имеет все выражение в целом;
РОЛЬ:
- придают речи выразительность
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Диаграмма Эйлера - Венна»
Суть заданий с использованием приема заключается в следующем: круг предполагает наглядное изображение какого-нибудь понятия.
Например, предлагается сравнить два предложения и найти все возможные
признаки совпадения признаков.
- Сходи, дочка, в магазин.
- В лесу проснулись птицы .
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Диаграмма Эйлера - Венна»
А.П.Платонов « Корова», С.А. Есенин «Песнь о собаке»
Рассказ
(различие)
Общее
1.Речь идёт о корове, потерявшей ребёнка. 2.Корова не смогла жить без ребёнка.
Стихотворение (различие)
1.Показано горе матери, потерявшей своего ребёнка.
2.Нет клички животного.
1.Речь идёт о собаке, потерявшей своих только родившихся щенят.
2.Дальнейшую судьбу собаки мы не знаем.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «ПОПС – формула»
П озиция (Я считаю, что…)
О бъяснение (…потому что…)
П ример (Я могу доказать это на примере…)
С ледствие (Исходя из сказанного, делаю вывод…)
Где находим применение приёму «ПОПС – формула»?
- на уроках литературы и русского языка
- при подготовке к написанию сочинения по исходному тексту в ЕГЭ по русскому языку;
- при подготовке к итоговому сочинению – допуску к ЕГЭ
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Метод «Синектика» ( метод аналогий)
Метод предлагает поставить себя на место кого (чего)-либо
Плюсы
- Привычка находить необычное в обычном
- Широкий кругозор
- Умение абстрагироваться
- Неудержимая фантазия
- Способность отходить от навязчивых идей
- Глубокое знание в разных сферах
Сочинения – метаморфозы, например,
«Я капелька воды», « Я плюшевый мишка»
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Круги по воде»
Опорное слово - изучаемое понятие , явление
Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются
существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые сочетания) к
изучаемой теме
Л - лирическая душа
Е – «едкие» истины в стихах поэта»
Р – романтик
М – «Мишель» (так звала бабушка поэта)
О – образ России в стихах
Н - новатор в создании психологического романа
Т – талант, трагизм судьбы
О – одиночество – основной мотив
В – внутренний и внешний конфликты в душе поэта и его героев.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Морфологический ящик» (соберём рассказы Чехова)
1
А
полицейский участок
2
Б
военный в шинели с капюшоном, трое молодых людей, лошадёнка
апрельский бульвар, комната кухарки
В
3
мельница Алексея Бирюкова
«Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стёклышко, корыто с апельсинами… - всё собралось в кучу и давит его мозг»
4
монастырские монахи, Евсей, старуха в полосатом салопике
«Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!»
5
судебный следователь,
железнодорожный сторож Акинфов
дом Удодовых
зимние улицы, комната с большой грязной печью
«А у меня сын помер… На этой неделе в больнице…»
двенадцатилетний мальчуган, папаша (отставной губернский секретарь)
няня, высокий человек со светлыми пуговицами
«Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»
«Бумажки и серебряные деньги, скользя меж пальцев, друг за дружкой попадали обратно в кошелёк, и в руке остался один только двугривенный…»
Приём «Морфологический ящик»
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы ТРИЗ – загадка Тропы
Составление метафоры о радуге
Что? Радуга.
Какая? Разноцветная.
Что такое же? Цветочная поляна.
Где? На небе.
На каком небе? синем
Какого цвета? Синего неба.
Что получилось?
Цветочная поляна синего неба
Предложение
Цветочная поляна синего неба ярко засияла после дождя.
Примеры метафор: снегири – яблоки; дождь – слёзы; роза – королева.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы ТРИЗ - загадка
Что делает?
Учит
Высмеивает
В стихотворной форме
Что это такое?
но не
но не
но не
сказка, притча
сатира
лирика
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Морфемный конструктор » Какие слова вы можете собрать из данных морфем? ( выпечка, заварной, наваристый)
№
1
Приставка
2
На
Корень
3
печ
суффикс
Вы
окончание
ист
вар
За
и
ый
о
к
а
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Морфологическая копилка»
- Даны слова: пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы,
шоколад, ножницы. На какие группы их можно разделить?
- Словарные слова и слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением (словарная работа)
- Слова в единственном и множественном числе
- Попробуйте каждое слово поставить в единственном и множественном числе.
Что заметили? Оказывается, не все слова можно поставить в форму ед. или мн. ч.
Копилка имён существительных
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Системный лифт»
Текст
Предложение
Словосочетание
Слово
Корень – лун-
- Текст Предложение Словосочетание Слово Корень – лун-
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Решение задачи с помощью системного оператора (СО) Системный оператор (СО) - это путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть всё в развитии Раздел «Синтаксис»
Прошлое надсистемы
Надсистема
Прошлое системы
Прошлое подсистемы
Словосочетание
Будущее надсистемы
Система
Простое предложение
Подсистема
Словосочетание
Слова
Будущее системы
Слова
Простое предложение
Морфемы
Сложное предложение
Будущее подсистемы
Словосочетание
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Системный оператор (СО) - это путь нахождения противоречий,
позволяющий увидеть всё в развитии.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Прошлое надсистемы
Общество .
Эпоха Петра I
Надсистема
Общество, семья.
Эпоха Екатерины II
- реформы во всех областях;
- развитие образования, науки
- введение европейские обычаев;
- победа в Северной войне.
- эпоха дворцовых переворотов
Будущее надсистемы
- развивается наука, культура, просвещение прогрессивные идеи;
- наблюдается правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным;
- усиление крепостного права
Общество.
19 век . Пореформенная эпоха.
- Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.
- О государстве никто не заботится
- 1812г.: победа, подъем патриотического духа;
- 1825г.: декабристы стремились изменить общество;
- 1861г.- отмена крепостного права. Реформы Александра II .
- Время прогрессивное для России.
Системный оператор (СО) Фонвизин «Недоросль»
Прошлое системы
Семья
Отец - робкий, безвольный, слабохарактерный ;
Мать - грубая, необразованная, трусливая, жестокая крепостница.
Дядя - невежествен, ограничен, интересы- скот. Скотины и воспитывались в невежестве отцом.
Система
Митрафанушка
Дворянин, ему 16 лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно и много поесть, гонять голубей. Живет для себя.
Будущее системы
Его будущее
Занимает низкую должность, так как ничему не научился, над ним начинают смеяться. Он не может справляться со своими обязанностями. Митрофан не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином.
Системный оператор (СО) Фонвизин «Недоросль»
Прошлое подсистемы
Нравственные качества, воспитание
Митрофана воспитывают грубым, хитрым, невежественным, эгоистом. Духовное и нравственное воспитание отсутствует
Подсистема
Нравственные качества .
Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив. жесток. Сильно избалован. Эгоистичен. Шантажирует мать и предаёт её. Хочет просто жить, не утруждая себя ничем
Будущее подсистемы
Нравственные качества
Бесполезный человек. Свою злость далее выплескивает на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он еще хуже матери и не хочет меняться.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Приём «Логические цепочки»
- Озаглавьте с помощью цитат иллюстрации к первым двум действиям комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
- Расположите иллюстрации в соответствии с сюжетом
комедии.
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы Приём «Центоны»
Центоны — стихотворения, целиком составленные из строк других стихотворений
(от латинское » cento» - лоскутное одеяло)
Примеры
Наш кормщик умный в молчанье правил
Грузный чёлн,
И вдаль глядел... Пред ним широко
Река неслася... ( А.С. Пушкин Арион» – «Медный всадник »)
- Но я её люблю — за что, не знаю сам,
Её степей холодное молчанье,
Где слит с прохладою растений фимиам
И дольней лозы прозябанье... ( М.Ю. Лермонтов « Родина», В.А. Жуковский «Вечер», А.С. Пушкин «Пророк)
Варианты включения приёмов ТРИЗ в структуру урока русского языка и литературы
Приём «Мысленное вычитание»
- Если у метафоры отнять переносное значение, она останется метафорой?
- Если из предложения убрать второстепенные члены, оно останется предложением ?
Приём «Оценка «плюсов» и «минусов» объекта»
- Выявите положительные и отрицательные черты литературного
героя. В чём его противоречивость?
Приём «Вспомнить больше»
- Назвать как можно больше художественных произведений на одну
тему или проблему; отличающихся по теме, проблеме.
Спасибо!