В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль учителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, умения проводить анализ, сравнение, находить закономерности, воспитание творческой личности в целом.
Просмотр содержимого документа
«Триз-теория решения изобретательных задач»
ЗАДАЧИ
1. БЕШЕНЫЕ ЛИСИЦЫ
Из диких животных наиболее часто переносчиком бешенства является лисица. Чтобы помешать распространению этой опасной для человека болезни, долгое время лисиц в Европе безжалостно отстреливали. Наконец была изобретена вакцина против бешенства, но лисиц не заставишь приходить на пункты приема вакцины. Как быть?
2. Чего зайцу не жалко?
В процессе эволюции у многих животных выработалось средство спасения от врагов. Ящерица легко расстается с хвостом, а кузнечик — с ногой. Осьминог предлагает врагам щупальце, как плату за жизнь. У зайца на вооружении тоже есть похожее средство страхования жизни. Догадайтесь, какое?
3. Эксперименты с саранчой
Каждый самец саранчи в обычных условиях имеет свой участок и охраняет его. Но когда плотность популяции становится чересчур высокой, чужие самцы начинают вторгаться на соседнюю территорию... В этих случаях саранча начинает откладывать яйца, из которых выйдет «походное» потомство. Это молодое «походное» поколение собирается в огромные стаи и начинает свои знаменитые «набеги». Задача: предложите простой способ, которым можно вызвать рождение таких «готовых к набегам наследников» саранчи экспериментально.
4. Что может быть хуже змей?
Одна местность «славилась» обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители «собрались с духом» и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже.
Как вы думаете, почему?
5. «ГЛУПАЯ» ОВЦА
Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна его стадия, именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту заражённую. Пастухи зорко следят, собаки охраняют его, да и сама овца вряд ли желает быть съеденной.
Как же паразит обеспечивает себе попадание по месту назначения?
6. НАРУШИТЕЛИ ЗАКОНА
У живущих на суше животных кожа должна быть сухой. Примером тому служат пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Земноводные нарушили закон, а непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.
Какая?
Удалось ли земноводным справиться с испытаниями?